Урок окружающего мира по теме "В лесной зоне". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент – Мы продолжаем изучать природную зону лесов, в которой мы с вами и живём Дети приветствуют учителей и садятся.
2. Постановка темы и целей урока Обратите внимание на эту ромашку. Этот цветок я выбрала неспроста, ведь он является одним из символов лесной зоны. Приложение 3  
– Что вам напоминает стебель у цветка?

Вот мы и рассмотрим данную зону с точки зрения разных наук. На прошлом уроке мы были географами, ботаниками и зоологами.

– А сегодня и завтра мы рассмотрим данную природную зону с точки зрения хозяйственной деятельности населения.

– Вопросительный знак.
– Какая наука это изучает? – Экономика.
– И взаимодействия человека и природы. А это какая наука? – Экология
– И, наконец, как менялась наша природная зона в разные исторические времена. А это изучает…

– Но чтобы нам изучить новое необходимо вспомнить пройденное, потому

что все эти науки связаны друг с другом.

– История
3. Актуализация опорных знаний -Итак, опишем данную зону с точки зрения географии: ГП и климат. Дети коротко рассказывают, опираясь на слайды №1-7 Приложения 1
– Поговорим о растительном мире. Как располагаются растения в лесу? – По ярусам.
– Рассказать чем отличается тайга, смешанные леса, широколиственные леса? Дети рассказывают, опираясь на слайды №8-10 Приложения 1
– Ну а теперь вспомним, какие животные живут в лесной зоне? Дети рассказывают, опираясь на слайды № 11-16 Приложения 1
4. Изучение нового материала Послушайте стихотворение Светланы Никулиной “Русский лес”

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажада мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит

 
– Это стихотворение помогает нам понять, чем является лес для человека? Дети отвечают, вспоминая стих и опираясь на слайды № 17-18 Приложения 1
(Вывешиваю табличку “Значение леса”

Приложение 3)

Место отдыха, в лесу растут лекарственные растения, лес кормит и поит, даёт нам древесину для жилья, бумаги, мебели, топлива. Очищает воздух. Является домом для растений, животных, грибов.
5. Работа в группах Мы с вами живём в лесной зоне. И пользуемся теми благами, которые даёт нам лес, и тем, что оставили нам наши предки.

Поэтому мы сегодня поговорим о том, чем человек занимается в лесной зоне. И что мы можем сделать, чтобы нашим потомкам лес приносил радость, здоровье, благополучие.

 
Кто-то из вас станет экономистами, кто-то экологами. У каждой группы своё задание. Приступаем к работе. Ребята работают в малых группах по 4 человека. Приложение 2
6. Презентация проведенной работы Послушаем выступления экологов.

1 группа
2 группа
3 группа
4 группа

В процессе выступления ребят на доске появляется схема

“Экологические проблемы лесной зоны”

Дети выступают, опираясь на выполненную работу на карточках Приложение 2 и слайды № 19-24 Приложения 1
Послушаем выступление экономистов.

1 группа
2 группа

 
7. Подведение итогов – С точки зрения каких наук мы сегодня рассмотрели лесную зону? Экологии и экономики.
Можем ли мы стебель заменить на “Восклицательный знак!”

– Тогда рассмотрим этот раздел на следующем уроке и полностью соберём нашу ромашку.

– Нет, мы ещё не познакомились с историей лесной зоны.
8. Рефлексия Кому было интересно на уроке, и кто узнал для себя много нового и интересного, возьмите ромашку на столе и поместите её рядом с большой ромашкой  
9. Подача домашнего задания Дома заполните колонки таблицы “Лесная зона” (хозяйственная деятельность и охрана природы) на основе того, что вы узнали на уроке и подготовьте пересказ. Приложение 2.