Урок математики по теме "Решение задач на нахождение меньшего числа". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • обучающиеся должны научиться решать задачи на нахождение меньшего числа; закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания, навыки счета в пределах 9;
  • обобщить полученные знания о задаче, их классификации;
  • развивать творческие способности и речь.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение решать задачи на нахождение меньшего числа;
  • выбор основания и критерия для сравнения, классификации объектов; умение по схеме определить, что обозначают больший и меньший отрезки; выбор наиболее подходящего способа решения задачи; приобретение начальных геометрических навыков.

Коммуникативные УУД: способность договариваться, желание помочь товарищу и оценить его действия.

Оборудование: экран, проектор, презентация, веер чисел, схемы условий задач, магнитные числа и буквы, карточки для самооценивания.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой. Слайд № 1.

Учитель: Долгожданный дан звонок -

Дети: Начинается урок.

Учитель: Ребята, покажите с помощью сигнальных карточек, вашу готовность к уроку. Я желаю вам плодотворной и успешной работы.

Дети: 

Раз, два, три, четыре, пять.
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.

Учитель:

Это слышать мне приятно!
Математика зовёт –
Первоклашек на урок!

II. Актуализация знаний. Давайте вспомним тему прошлого урока. (Задачи на сравнение). Сегодня мы продолжим работу над задачами на сравнение и познакомимся с новым видом. Слайд № 2.

Сначала повторим изученное ранее. Вставьте вместо звёздочек знаки “+” или “-”. Задание выполните самостоятельно, а проверять работы будем в парах. (Взаимопроверка в парах при помощи эталона, показанного на экране.)

9*5*2=2     4*1*3=8     7*2*8=1      5*0*4=9

III. Устный счет.

Математика нас ждет,
Продолжаем устный счет.

Решите примеры и вы сможете разгадать зашифрованное слово. (На доске карточки задания из №6 стр.59)

Дети находят значения выражений и составляют слово при помощи магнитных букв слово.

- Что означает слово пейзаж? (Вид, изображение какой-либо местности в живописи и графике). Слово “пейзаж” французское, означает – “страна”, “местность”. Слайд № 3.

Ученица:

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней, (Слайд №4)
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш – обязательно картина,
Называется ПЕЙЗАЖ. Слайд № 5.

Учитель:

Посмотрите, попали мы в сказочный лес.
Лес этот полон прекрасных чудес.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Как вы думаете, кто может жить в этом сказочном домике? В нём живёт Мудрая Сова, которая пришла к нам на урок и принесла с собой различные математические задания. (Мудрая Сова на рисунке). Слайд №6.

Для выполнения следующего задания вам надо слушать меня очень внимательно.

Приготовьте веер чисел.
Пять ворон на ветку сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

- Что вы решали?

- Почему вы считаете, что это задача? (Есть условие, вопрос).

- Что помогает записать условие задачи? (Схемы).

- Мудрая Сова просит найти подходящую к задаче схему. (На доске 4 схемы задач. Дети выбирают схему № 3). Почему?

Два орешка бурундук,
Положить хотел в сундук,
Только он не утерпел,
И один орешек съел.
Сколько орешков осталось у бурундука? (1)

(Дети выбирают схему № 3). Почему?

- Решите ещё одну задачу.

Два ежа грибы искали,
И в корзиночку их клали.
Первый ёжик 7 нашёл,
А второй за ним пошёл,
на 2 больше он нашёл.
Сколько же нашёл второй?

(Дети выбирают схему № 2). Почему?

- Какое число мы узнавали в этой задаче?

- Как мы назовём такую задачу?

- Какое правило применили при решении этой задачи?

- Как найти большее число?

- Как узнать разницу? Слайд № 7.

IV. Объяснение нового материала.

- Какая схема осталась без внимания? Как вы думаете почему?

- Что неизвестно в ней? Обозначьте на схеме названия отрезков. (Б – большее число, м – меньшее, р – разность).

- Может кто-то догадался, как узнать меньшее число?

- Прочтите вывод и сравните с нашими предположениями. Слайд №8.

V. Физкультминутка. (Звучит музыкальная физкультминутка, а на экране слайд с пейзажем леса.) Слайд №9.

VI. Работа с учебником.

- Прочитаем правило в учебнике на странице 58.

- Решали мы раньше такие задачи, в которых нужно было узнать меньшее число?

- Кто сможет назвать тему нашего урока? Чему должны научиться на уроке? (Решать задачи на нахождение меньшего числа.)

- Найдите задание № 4на странице 59.

- Вот схема перед вами, А задачу составьте сами. Слайд № 10.

- Придумайте условие задачи.

- Поставьте вопрос к задаче.

- Какой знак мы будем использовать при решении задачи? Почему выбрали вычитание? (Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разность.)

- Решите задачу. (8 - 2 = 6)

- Каким будет ответ? Запишите.

VII. Гимнастика для глаз. Слайд №11.

VIII. Резерв. Слайд № 12.

Посмотрите на рисунок. Какую задачу можно придумать? Проверим ответ. Слайд № 13

IХ. Итог урока. Рефлексия. Слайд №14.

- Посмотрите, как преобразился наш лес.

Как вы думаете почему?
Наш урок к концу подходит,
Мудрая сова итог подводит.

- Чему мы научились сегодня на уроке? (Решать задачи на нахождение меньшего числа).

- При помощи какого действия они решаются?

- Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями справились? У вас на столе лежат карточки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок. Слайд № 15.

- Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.

- Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Слайд № 16. Все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы. Спасибо за работу.