Развитие навыков саморегуляции у старших дошкольников и младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Все чаще звучит термин “школьные болезни” в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. За время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии.

В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания. Следовательно, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно снижает возможности успешного получения образования.

Наиболее значительный прирост нарушений состояния здоровья отмечен в наиболее критические периоды детства: у младших школьников – в 7, 10 лет и у подростков – в период от 12 до 17 лет. [12]

Если физическое состояние детей традиционно находится под контролем медиков, то психологическое здоровье труднее поддается оценке и нередко остается за гранью внимания и забот взрослых. Опыт показывает, что с каждым годом растет количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, у которых наблюдаются сложности в обучении и нарушения поведения. Импульсивность, отвлекаемость, гиперактивность и дефицит внимания часто являются причиной этих проблем и свидетельствуют о несформированности процессов регуляции собственного состояния и поведения.

Результаты мониторингового исследования, проводимого МБОУ ПМС-центр на протяжении нескольких лет, свидетельствуют об усилении тревоги, напряжения и утомления от первого к 7 классу. Анализ результатов показал, что самый высокий показатель стресса, по сравнению с другими параллелями, выявлен у четвероклассников (39%), самый высокий показатель тревожности – у шестиклассников (43%), самые высокие показатели утомления и напряжения – у семиклассников (52% и 35%). В тоже время наблюдается тенденция ухудшения функционального и эмоционального состояния четвероклассников. Только 19% обучающихся находятся в уравновешенном и относительно спокойном эмоциональном состоянии – аутогенной норме.

Особого внимания требуют внимания дети, находящиеся в стрессовой ситуации Психологический стресс – это состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Психологический стресс может оказывать как положительное мобилизирующее, так и отрицательное влияние на учебную мотивацию и деятельность.

Все выше сказанное может свидетельствовать о сокращении адаптационных ресурсов у детей и подростков в процессе обучения, что может проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относятся тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость. К поведенческим — уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе. К соматическим — ухудшение здоровья, истощение [4].

Таким образом, нарушение механизмов саморегуляции, проблемы, возникающие в эмоционально-волевой сфере личности, негативно влияют на способность ребенка учиться и создают трудности, которые приводят к нарушениям поведения, что может становиться причиной психосоматических заболеваний и социальной дезадаптации.

Именно с целью создания условий для развития у детей навыков саморегуляции, способствующих сохранению здоровья и развитию их эмоционально-волевой сферы, был разработан цикл развивающих занятий “Гимнастика чувств”. Его реализация позволяет удовлетворять актуальные потребности детей в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности. Для повышения эффективности занятий в нашем центре создана “Комната психологической разгрузки”, оснащенная реабилитационным оборудованием.

Теоретическую основу курса составляют фундаментальные исследования зарубежных и отечественных ученых в области физиологии и медицины, психологии и педагогики:

  • Учение И.П. Павлова о слове как реальном раздражителе для человека и о сигнальных системах.
  • Теория функциональных систем П.К. Анохина.
  • Принципы и методы обучения и воспитания в рамках педагогической антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., Каптерев П.Ф., Лазурский А.Ф., Сластенин Р.А., Куликов В.Б.).
  • Теория стресса Г. Селье.
  • Гуманистический подход К.Роджерса.
  • Теоретические основы саморегуляции человека (Бехтерев В. Н., Мясищев В. Н., Либих С. С. и др.).

Научные исследования доказали, что существует прямая связь между механизмами переживаний и различными телесными изменениями, т.е. все внешние раздражения так или иначе отражаются в деятельности сердца и сосудов, в кровяном давлении, дыхании и т.д. (В.М.Бехтерев, Н. И. Озерецкий и др.). В свою очередь, физическое самочувствие оказывает влияние на аффекты и эмоции (например, аффект страха у сердечных больных, тоскливое, подавленное состояние при болезнях кишечника и т.д.). Длительное эмоциональное напряжение является основой различных психосоматических заболеваний (Ю.А. Александровский). Человек, который умеет управлять собственными физиологическими процессами (дыхание, мышечный тонус и т.д.), способен регулировать свое эмоциональное состояние. Имеет место и обратный процесс: стабилизация эмоционального состояния приводит к оптимизации внутренних психофизиологических процессов и способствует сохранению здоровья.

Итак, саморегуляцияэто способность управлять своим состоянием и поведением через произвольное и целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций (регуляция глубины и частоты дыхания, мышечного напряжения, управление вниманием и т.д.).

У ребенка способность к управлению собственным состоянием начинает формироваться в дошкольном возрасте с приобретения навыков психической саморегуляции в сфере сенсорно-перцептивных и двигательных процессов и развивается на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. В результате развития регуляторных возможностей его психики, совершенствования отражательного процесса происходит адаптация ребенка к внешней среде. При этом старший дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для формирования произвольности психических процессов и поведения.

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы путем формирования навыков саморегуляции у детей 6-10 лет.

Задачи:

1. Способствовать снятию эмоционального напряжения, утомления агрессии в проблемной форме.

2. Познакомить с методами саморегуляции:

  • регуляция мышечного тонуса;
  • управление ритмом дыхания;
  • оперирование чувственными образами.

3. Активизировать позитивное отношение к себе и другим.

Методы и приемы:

  • Техники нервно-мышечной релаксации с целью достижения состояния покоя, расслабленности (метод Джекобсона).
  • Экспрессивный метод Н. Роджерса.
  • Приемы сенсорного репродуцирования образов, визуализация, диссоциация, ассоциации.
  • Приемы и методы артпсихопедагогики.
  • Светомузыкальные воздействия.
  • Различные виды специализированной гимнастики (дыхательная гимнастика, психогимнастика).

Структура развивающих занятий для детей:

1. Разминка

Задачи:

- сбросить инертность физического и психического самочувствия;

- “разогреть” внимание и интерес ребенка к совместному занятию;

- настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Основные процедуры работы - ритуал приветствия, игры с именами, игры-разминки.

2. Основная часть - на нее приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, направленные на развитие навыков саморегуляции.

Задачи:

- развивать навыки саморегуляции путем:

- чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением;

- управления ритмом дыхания;

- оперирования чувственными образами

Основные процедуры: психогимнастика, релаксационные и дыхательные упражнения, визуализация, рисование.

3. Завершающая часть направлена на создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Задачи:

- формировать позитивное отношение к себе и сверстникам;

- развивать рефлексивные способности.

Основные процедуры работы - упражнения на ассоциации, ответы на вопросы и ритуал прощания.

Учебно-тематический план

№ п/п Темы занятий Количество занятий
1. “Давайте познакомимся” 1
2. “Уходи, злость, уходи” 1
3. “Страна Вообразилия” 1
4. “Дышу и думаю красиво” 1
5. “Вижу, слушаю, дышу, чувствую” 1

Конспект занятия представлен в Приложении 1.

Из наблюдений, бесед, анализа промежуточных и итоговых срезов, обратной связи педагогов и родителей, чьи дети участвовали в занятиях, а также администрации ОУ, можно сделать вывод, что подобные занятия с детьми нужны, востребованы и полезны: коллектив становится сплочённее, дети стали более организованные, лучше относятся к себе и другим, более спокойно реагируют на неудачу.

Анализ наблюдений за оценкой детьми своего эмоционального состояния через образы, цвет и понятия показал, что в начале занятий у многих из них преобладали темные цвета: коричневый, серый, черный (их сочетание). После занятий у большинства наблюдались изменения в цвете, образах. Даже если образ в целом сохранялся, изменялись оттенки цветов от темных к светлым. Улучшение эмоционального состояния детей в процессе занятий подтверждается и результатами диагностики (8-ми цветовой тест М Люшера, модификация Вольнофера)

Кроме изучения динамики эмоционального состояния, результативность работы со старшими дошкольниками и с младшими школьниками выявлялась методом наблюдения и проективными (рисуночными) методиками. Наблюдения показывают, что в ходе занятий дети научились выражать свои эмоции, в том числе и негативные, через рисунок.

Приложение.

Литература.

  1. Азбука настроения/ составители: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
  2. Аллан Дж. Ландшафты детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М. Донца. Под общей редакцией В.В. Зеленского. – ЗАО “Диалог” – ИП “Лотаць”. – СПб-Лен., 1997. – 256с.
  3. Бернс Д. Хорошее самочувствие. /Пер. с англ. Л.Славина. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. – 40 с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  5. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: кн. Для логопеда / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллинир, Л.П. Успенская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
  6. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. — М., 2003.
  7. Зинкевич Т. Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. – СПб.: СМАРТ, 1996. – 30 с.
  8. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии – 1996. - № 6.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
  10. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 208 с. - (серия “Сам себе психолог”).
  11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: Аркти, 1999. – 48с.
  12. Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Закирова Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3989/3991/document4211.shtm
  13. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.
  14. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Изд-во “Совершенство”, 1998. – 80с.
  15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.Н., Нилова Г.А. Азбука общения (основы коммуникации), СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 304с.
  16. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-4. – М., 2003.