Для учителей истории

Авторская разработка "Урок-суд над П.А. Столыпиным". 11-й класс

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • дать всестороннюю характеристику П.А.Столыпина как политического деятеля, раскрыть сущность и противоречивый характер его реформ;
  • продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, отбирать необходимые материалы, выступать с сообщениями, вести дискуссию;
  • воспитывать уважение к прошлому нашей страны, ее историческим деятелям, формировать нравственную позицию.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Оборудование: компьютерная презентация Приложение 1.ppt, таблички с надписями: “судья”, “прокурор”, “адвокат”, “эксперт”, “свидетель”.

Ход урока

Оргмомент.

Выбираются из числа учащихся “судья”, “секретарь”, “прокурор”, “адвокат”, “эксперты”, “свидетели защиты и обвинения”, “присяжные заседатели”. Ход урока сопровождается компьютерной презентацией.

Вступительное слово учителя.

Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие глубокий след в мировой истории. К числу таких выдающихся людей, несомненно, относится Петр Аркадьевич Столыпин. Современники неоднозначно оценивали этого государственного деятеля и его реформы. Были как горячие поклонники П.А.Столыпина, так и не менее яростные его критики. Споры вокруг этой личности не утихают до сих пор. Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, какие последствия для России имела деятельность П.А.Столыпина, больше вреда или пользы принесла она нашему Отечеству.

Итак, я даю разрешение на открытый судебный процесс над Петром Аркадьевичем Столыпиным.

Секретарь суда: Встать! Суд идёт!

Судья. Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Петре Аркадьевиче Столыпине. Секретарь, зачитайте справку об обвиняемом.

Секретарь. Столыпин, Пётр Аркадьевич. Родился 2 (14) апреля 1862 в Дрездене, Саксония.

Окончил Императорский Санкт-Петербургский университет. Имеет учёную степень: кандидат физико-математического факультета, естественного отделения, диссертация по экономической статистике. Православного вероисповедания. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра. Женат. Супруга - Ольга Борисовна Нейдгардт. Имеет 6 детей.

Судья. Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело о П.А.Столыпине, главе правительства России в 1906-1911 гг. Представляю слово обвинительной стороне – Прокурору.

Прокурор. П.А.Столыпин обвиняется в совершении государственного переворота 3июня 1907г., когда была разогнана II Государственная дума, отменен избирательный закон, подписанный царем в ходе революции, и издан, помимо Думы, новый избирательный закон, ущемляющий интересы большинства населения. Тем самым было совершено преступление против демократии.

П.А.Столыпин обвиняется в создании военно – полевых судов, чинивших расправу над участниками революции. За три года было осуждено по политическим делам свыше 26 тысяч человек, вынесено более 5 тысяч смертных приговоров. В основном казни приводились в исполнение через повешение. Тем самым было совершено преступление против человечности.

Людей, казавшихся полиции неблагонадежными, арестовывали и высылали в Сибирь без суда и предъявления какого – либо обвинения. Правительство запретило деятельность рабочих организаций (в том числе около 500 профсоюзов), закрыло народные дома и общеобразовательные курсы. Учителя, заподозренные в сочувствии революции, увольнялись с работы. Тем самым была нарушена законность.

Особо нужно сказать о методах проведения столыпинской аграрной реформы. Зачастую она сопровождалась массовыми репрессиями, злоупотреблениями чиновничества. Полиция и войска жестоко расправлялись с выражавшими недовольство крестьянами. Переселение крестьян из центральных губерний на окраины (в Сибирь, на дальний Восток) было организовано из рук вон плохо. Правительственная ссуда переселенцам была незначительной. Переселявшимся крестьянам зачастую земли выделялись в глухих, отдаленных от железной дороги районах. Людям первое время приходилось жить в землянках, что приводило к их гибели, особенно детей.

Считаю политику Столыпина заслуживающей осуждения, т.к. она внесла раскол в русское общество, принесла не успокоение, а новые потрясения. Аграрная политика Столыпина была половинчатой и не достигла желаемых результатов.

Судья. Слово предоставляется защите.

Адвокат. Ваша честь, прошу обратить внимание, что в своей деятельности мой подзащитный руководствовался исключительно интересами государства. Главной целью П.А.Столыпина было не допустить распада Российской империи, усилить ее экономическую мощь.

Закон о военно-полевых судах был издан в условиях революционного террора в Российской империи. В течение 1901—1907 годов были осуществлены десятки тысяч террористических актов, в результате которых погибло более 9 тысяч человек. Среди них были как высшие должностные лица государства, так и простые городовые. Часто жертвами становились случайные люди.

Столыпин намеревался провести целый ряд реформ, которые должны были серьезнейшим образом изменить страну. Готовился ряд законопроектов: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей и другие. Но для проведения реформ необходимо было, по крайней мере, 20 лет покоя внутреннего и внешнего. Этого времени история не дала Столыпину, поэтому нельзя обвинять его в том, что реформы не были осуществлены полностью.

Тем не менее, важнейшая из реформ – аграрная – дала заметные результаты. За семь лет посевные площади возросли в целом на 10%, а в районах, где крестьяне наиболее активно выходили из общины, - на 150%. Хлебный экспорт увеличился на треть, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы – 40%. Удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки сельскохозяйственных машин. Развитие сельского хозяйства, в свою очередь, влияло на промышленный рост, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8%).

В результате переселенческой политики увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дали толчок развитию экономики Сибири.

Таким образом, столыпинский план реформ был программой модернизации России. Считаю, что деятельность П.А.Столыпина заслуживает полного одобрения.

Судья: Предлагаю приступить к прениям. Вызываются свидетели обвинения. Слово предоставляется великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому.

Л.Н.Толстой. Не могу молчать! Беру в руки газету, в заголовке: 7 смертных казней - 2 там, 4 там, 1 там, 8 смертных приговоров. То же было вчера, то же 3-го дня, то же каждый день, уж месяцы, чуть не годы. И это делается в той России, в которой не было смертной казни, отсутствием которой как гордился я когда-то перед европейцами. И тут неперестающие казни, казни, казни. То же и нынче. Но нынче это что-то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые делают эти дела.

Судья. Есть вопросы к господину Л.Н.Толстому?

Адвокат. Но каким же образом можно навести порядок в стране? Какими же еще мерами можно остановить революционный террор?

Л.Н.Толстой. Вы говорите, что революционеры начали, что злодейства революционеров могут быть подавлены только такими же мерами. Но как ни ужасны дела революционеров: все эти бомбы, и Плеве, и Сергей Александрович, и те несчастные, неумышленно убитые революционерами, дела их и по количеству убийств и по мотивам их едва ли не в сотни раз меньше и числом и, главное, менее нравственно дурны, чем ваши злодейства. В большинстве случаев в делах революционеров есть, хоть и часто ребяческое, необдуманное, желание служения народу и самопожертвование, главное же, есть риск, опасность, оправдывающая в их глазах, глазах увлекающейся молодежи, оправдывающая их злодеяния. Не то у вас: вы, начиная с палачей и до Петра Столыпина и Николая Романова, руководимы только самыми подлыми чувствами: властолюбия, тщеславия, корысти, ненависти, мести.

Судья. Есть еще вопросы к господину Л.Н.Толстому?

Адвокат. Вопросов больше не имею.

Судья: Слово предоставляется свидетелю обвинения, фотографу Карлу Булле.

К.Булла. Я предлагаю вниманию суда снимок, сделанный мною в 1906 году. На нем запечатлен момент сожжения карательной экспедицией латвийского хутора. 5-й морской охранный батальон под командованием лейтенанта Путятина провел в начале февраля 1906г. обыск на хуторе. Во время обыска на хуторе было обнаружено оружие, спрятанное под хворостом. Каратели, забрав оружие и изгнав хозяев, подожгли жилые и подсобные постройки на хуторе вместе с имевшимся там имуществом. Командир карателей выставил для охраны матросский караул, который был обязан не допускать крестьян спасать имущество от огня.

С середины декабря 1905г. по июнь 1906г. каратели сожгли, по неполным данным, более 300 крестьянских хуторов с имуществом стоимостью около 2 млн рублей.

Адвокат. Прошу заслушать свидетеля защиты.

Судья: Слово предоставляется свидетелю защиты Аркадию Петровичу Столыпину.

А.П.Столыпин. Ваша честь, хочу предоставить вниманию суда факт, говорящий о том, что и революционеры действовали подобным же образом. 12 августа 1906г. на Аптекарском острове в Петербурге, где жила наша семья, раздался мощный взрыв. 27 человек погибли и 32 были ранены. Пострадали совершенно невинные люди.

19 августа 1906 года в качестве “меры исключительной охраны государственного порядка” был принят “Закон о военно-полевых судах”. Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада.

Прокурор. Это не оправдывает ту жестокость, с которой власти расправлялись с революционными выступлениями рабочего класса.

Предлагаю вниманию суда вещественные доказательства бесчеловечного обращения с людьми. Вот кистень – оружие черносотенцев. С размаху ударом по голове можно было убить человека. Кистени применялись при разгоне рабочих митингов и демонстраций.

Применялась также кожаная треххвостая плеть. На тонких ремнях надеты свинцовые наконечники, для того чтобы придать большую силу удару.

А вот смирительная рубашка – орудие пытки политических заключенных. Сшита она из толстой сыромятной кожи, с длинными рукавами. Во время пытки на политического заключенного надевали смирительную рубашку, на спине ее плотно зашнуровывали. Руки и ноги политического заключенного притягивали к спине и в таком согнутом состоянии бросали его на пол сырого и холодного карцера на 6 – 8 часов. Страшные судороги охватывали истязуемого через несколько минут. Затем наступало полное онемение всего организма, часто сопровождающееся смертью.

Адвокат. Ну не сам же Столыпин пытал заключенных.

При наведении порядка в Саратовской губернии Столыпин проявлял редкое мужество и бесстрашие, что отмечают все свидетели того времени. Он безоружным и без какой-либо охраны входил в центр бушевавших толп. Спокойный и строгий вид губернатора так действовал на народ, что страсти сами собой утихали.

На посту премьер-министра Столыпин действовал весьма энергично. Его запомнили как блестящего оратора, многие фразы из речей которого стали крылатыми, человека, справившегося с революцией, реформатора, бесстрашного человека, на которого было совершено несколько покушений.

И нельзя забывать неоценимый вклад Столыпина в дело экономического развития России. Предлагаю заслушать эксперта со стороны защиты.

Судья: Слово предоставляется эксперту со стороны защиты.

Эксперт. Предлагаю вниманию суда свидетельства того, что Столыпиным многое было сделано для крестьян. Правительство не бросило крестьян на произвол судьбы, как это утверждает обвинение, а оказывало им помощь.

Экономическое положение русского крестьянства после крестьянской реформы 1861 года оставалось тяжёлым. Земледельческое население 50 губерний Европейской России, составлявшее в 1860-х годах около 50 миллионов человек, возросло к 1900 году до 86 миллионов, вследствие чего земельные наделы крестьян, составлявшие в 60-х годах в среднем 4,8 десятин на душу мужского населения, сократились к концу века до среднего размера 2,8 десятин. При этом производительность труда крестьян в Российской империи была крайне низкой.

Причиной низкой производительности крестьянского труда была система сельского хозяйства. Прежде всего, это были устаревшие трёхполье и чересполосица. Кроме того, земля не принадлежала крестьянину на правах собственности. Ею распоряжалась община (“мир”), которая распределяла её по “душам”, по “едокам”, по “работникам” или каким-либо иным способом. Только в западных областях крестьянские земли находились во владении своих хозяев. При этом урожайность в этих губерниях была выше, не было случаев голода при неурожаях. Эта ситуация была хорошо известна Столыпину, который более 10 лет провёл в западных губерниях.

Началом реформы явился указ от 9 ноября 1906 года “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. Указом был провозглашён широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли. В указе было обозначено, что “каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли”.

Поощрялась покупка частновладельческих (прежде всего, помещичьих) земель крестьянами через Крестьянский поземельный банк. Вводилось льготное кредитование.

Поддерживались кооперативы и товарищества крестьян.

К итогам реформы следует отнести следующие факты. Ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы членами более чем 6 млн домохозяйств из существовавших 13,5 млн. Из них выделились из общины и получили землю в единоличную собственность около 1,5 миллионов (10,6 % от общего числа). Столь значительные изменения в крестьянской жизни стали возможными не в последнюю очередь благодаря Крестьянскому поземельному банку, выдавшему кредитов на сумму в 1 миллиард 40 миллионов рублей. Из 3 млн крестьян, переселившихся на выделенные им правительством в частную собственность земли в Сибирь, 18 % вернулись обратно и соответственно 82 % остались на новых местах. Помещичьи хозяйства утратили былую хозяйственную значимость. Крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.

Прокурор. Но зачастую крестьян принуждали выходить из общины. Предлагаю заслушать свидетеля обвинения.

Судья: Слово предоставляется свидетелю обвинения, журналисту газеты “Речь”.

Журналист. Казань, 22 января. Известные беспорядки в селе Подберезье, Свияжского уезда, произошли вследствие понуждения к выделу из общины тридцати домохозяев. Общество, не соглашаясь, требовало удаления станового пристава и земского начальника, прибывших с целью способствовать ускорению дела о выделе. Пристав и земский удалились, но через два дня прибыл исправник с 29 конными стражниками для уговора несогласных. После ареста шести крестьян ударили в набат. Поднялось почти все село, вооруженное кольями. Стражники стреляли залпами. Убитых и раненых крестьян насчитывают около двадцати. Исправник избит. Арестовано свыше шестидесяти человек.

Прокурор. Реформа усилила расслоение крестьян – обогащение одной их части и обнищание другой. Положение основной массы крестьянства стало еще тяжелее. Крестьяне всеми силами сопротивлялись проведению реформы, т.к. она не только не дала им земли, но и несла дальнейшее разорение.

Предлагаю предоставить слово эксперту со стороны обвинения – В.И.Ульянову (Ленину).

Судья: Слово предоставляется эксперту обвинения, В.И.Ульянову (Ленину).

В.И.Ульянов (Ленин).

В России происходит та смена, которая давно произошла уже в передовых странах Запада: смена крепостнического хозяйства капиталистическим.

Часть зажиточных крестьян “выходят в люди”, т. е. становятся мелкой буржуазией и обрабатывают землю наемным трудом. К такому же труду прибегает на известной части своих земель и для известных сельскохозяйственных операций и помещик.

Но кроме этих капиталистических отношений существует обработка помещичьей земли крестьянским инвентарем, т. е. отработки, продолжение вчерашней барщины.

Достаточно поставить ясно и точно вопрос об этих пережитках средневековья и крепостничества в современном русском земледелии, чтобы оценить значение столыпинской “реформы”. Эта “реформа” дала, конечно, отсрочку гибнущему крепостничеству.

“Отсрочка” старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения. Открыт клапан и выпущен несколько пар — тем, что часть совершенно обнищавших крестьян “укрепили” свои наделы в личную собственность и продали их, превратившись из пролетариев с наделом в чистых пролетариев, — далее, тем, что часть зажиточных крестьян, укрепив свои наделы и иногда устроившись на отрубах, поставили еще более прочное капиталистическое хозяйство, чем прежде.

Наконец, открыт клапан и выпущен пар тем, что кое-где устранена особенно нестерпимая чересполосица и облегчена необходимая при капитализме мобилизация крестьянской земли.

Но этой отсрочкой уменьшено или увеличено общее количество противоречий в деревне? Уменьшен или увеличен гнет крепостнических латифундий? Уменьшено или увеличено общее количество “пара”? На эти вопросы нельзя ответить иначе, как во втором смысле.

Голодовка 30 миллионов доказала на деле, что в данное время возможен только этот последний ответ.

Масса крестьян осталась в прежнем и еще худшем положении. Никакое укрепление земли в личную собственность, никакие мероприятия против чересполосицы не могут сделать массы нищих крестьян, сидящих на плохой, выпаханной земле, обладающих лишь стародедовским, вконец изношенным инвентарем, с голодным рабочим и рогатым скотом, — сколько-нибудь культурными, сколько-нибудь хозяевами.

Столыпинская реформа не может устранить ни кабалы и отработок массы крестьян, ни их голодовок.

Адвокат. Учтем, что переселенческая политика внесла большой вклад в освоение Сибири. В Сибирь переселились около 3 млн человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населённых пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян из европейской части России, составивших 22 % жителей округа. Они ввели в оборот 3,4 млн десятин пустующих земель. Строились шоссейные и грунтовые дороги, склады, элеваторы, налаживалось телефонное и телеграфное сообщение.

Прокурор. И все же я настаиваю, что переселенческая политика правительства не увенчалась успехом. Это видно из данных об обратных переселенцах – тех, кто не сумел устроиться за Уралом и вернулся на прежнее место жительства. Если в 1905 – 1908г.г. возвратившихся было менее 10%, то в 1911г. их число переваливает за половину. Кроме того, организация переселения царизмом повлекла за собой разграбление лучших земель коренного населения Казахстана и Средней Азии, которое было оттеснено в районы с худшими землями.

Голодовка 30 млн крестьян зимой 1911/12г. – таково наиболее обобщенное и наглядное свидетельство провала столыпинского курса. Крестьянский вопрос не был решен. Царизму не удалось создать в деревне массовой социальной опоры.

Судья. Судебные прения объявляются закрытыми. Господа присяжные! Вам предстоит вынести вердикт. Выслушав обе стороны – обвинения и защиты - вы должны оценить все обстоятельства дела и решить: виновен ли подсудимый, невиновен, или виновен, но заслуживает снисхождения. Ваше решение должно быть беспристрастным и справедливым.

Присяжные удаляются для обсуждения и вынесения вердикта. Затем оглашается вердикт.

Заключительное слово учителя. Итак, мы убедились в том, что личность и деятельность П.А.Столыпина были противоречивыми. Сегодня на уроке мы проанализировали деятельность П.А.Столыпина, выделили положительные и отрицательные стороны. История, как видим, процесс неоднозначный и противоречивый. Давать оценку политическому деятелю мы можем, только учитывая ту историческую обстановку, в которой ему приходилось действовать. Это не всегда бывает легкой задачей. Сегодня с этой задачей мы справились.

Домашнее задание. Представьте, что вы журналист. Напишите “репортаж из зала суда”. В свой “репортаж” включите интервью с участниками процесса.

Презентация.