Методическая разработка "Экологический паспорт школы"

Разделы: Внеклассная работа


Формирование экологической культуры и социальной активности обучающихся, через проектную деятельность.

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…” А.А.Плешаков

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни [1].

Воспитание экологической культуры обучающихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности [3].

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения [2].

Педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов формирования экологической культуры является организация проектной деятельности обучающихся, которая и является для меня одной из форм работы с обучающимися на своих занятиях во внеурочное время. С этой целью мною разработан план, в ходе которого обучающиеся выполняют учебно-исследовательские проекты. В первый год мои обучающиеся в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности, до учеников доводится примерная программа исследовательских и проектных работ. После чего обучающиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.

Организация работы по проекту.

Цель проекта.

Создать условия для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и содействию улучшению местной экологической обстановки, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.

Задачи.

  1. Расширить информационное пространство учащихся, содействуя повышению их осведомленности о местных экологических проблемах и путях их решения.
  2. Организовать практическую природоохранную, исследовательскую, творческую деятельность в ходе работы по проекту.
  3. Создать действенную организационную структуру для обеспечения информацией, обмена опытом, взаимодействия участников проекта.
  4. Придать работе детских коллективов широкий общественный резонанс.
  5. Предоставить участникам детского экологического объединения возможности для содействия решению местных экологических проблем.
  6. Организовать сотрудничество участников проекта с местными органами власти.

Работа по проекту предполагает значительную самостоятельность участников и не требует проведения постоянных занятий на базе учебных заведений. Однако, очень важно, чтобы дети чувствовали, что их работа интересна учителям и администрации школ и микрорайона.

Работа строится в четыре этапа. Временные рамки каждого из них определяются целями и возможностями участников.

  • Подготовительный этап (создание инициативной группы).
  • Этап привлечения участников.
  • Основной этап.
  • Заключительный этап.

Подготовительный этап

(Создание инициативной группы)

Главная задача этого этапа – дать толчок к активной деятельности, пробудить интерес к изучению и улучшению ближайшего природного окружения.

Один из способов решения этой задачи – подготовка инициативной группы, которая впоследствии возьмет на себя роль координаторов деятельности остальных обучающихся. Для этого можно предложить нескольким ребятам (или группе из большого коллектива) познакомиться с материалами проекта, рассказать им о проблемах, которые доступны для решения своими силами. Желательно организовать беседу таким образом, чтобы дети осознали свои возможности и самостоятельно пришли к выводу о необходимости действий для решения той или иной проблемы. Если решение работать по проекту будет воспринято самими ребятами, это намного повысит их мотивацию и активность в ходе реализации проекта. Другими словами, необходимо так подготовить детей, чтобы идею проекта они приняли как свою собственную и были готовы призвать к участию в нем всех остальных.

Этап привлечения участников.

Следующим шагом станет встреча, на которой педагог и инициативная группа смогут объявить о начале проекта, рассказать о его целях и задачах, о входящих в него программах, о перспективах, открывающихся перед участвующими в нем детьми. Такую встречу можно провести в форме игры-путешествия по «станциям», каждая из которых будет посвящена одной из программ. Будущие участники узнают о том, что каждый из них может сделать (самостоятельно или вместе со взрослыми), выберут для себя поле деятельности.

Затем проводятся консультации и занятия для обучающихся, проявивших наибольший интерес, их родителей, которые впоследствии смогут войти в координационный совет (центр, штаб проекта), стать членами редакции самодельной (рукописной, компьютерной) газеты (журнала, информационного листка), консультантами в мини-группах.

Основной этап.

На этом этапе участники самостоятельно выполняют основной объем работ по проекту.

Этап включает проведение консультаций и встреч, в ходе которых ребята делятся опытом, рассказывают о том, что им удалось узнать, обсуждают нерешенные проблемы, планируют дальнейшие действия. Готовятся информационные листки.

Заключительный этап.

Заключительный этап проекта – подведение итогов, награждение наиболее активных участников.

Каждому участнику выдается отчет о результатах проекта. Можно придать итоговым посланиям

личностный характер, отметить вклад каждого конкретного участника. Отчет содержит общую картину собранных ребятами данных мониторинга, отражает деятельность по всем направлениям работы.

На всех этапах проекта важно не ограничиваться самостоятельной исследовательской работой обучающихся. Совместные акции, конкурсы объединят участников, помогут им найти единомышленников и проявить себя в общественно значимом деле.

Я педагог дополнительного образования, являюсь руководителем детского объединения «Экомир». Мои обучающиеся, проектно-исследовательской деятельностью начинают заниматься в младшем школьном возрасте, участвуя в экологических акциях, мероприятиях, викторинах, посещая объединение «Экомир».

Вот некоторые темы проектно-исследовательских работ, выполненных моими учениками:

  • «Курить - здоровью вредить!»
  • «Экологический паспорт школы!»
  • «Влияние сна на школьную успеваемость»
  • «Хвойные леса-лёгкие планеты!»
  • «Энергосбережение и утилизация энергосберегающих ламп в городе Юрга».

Обучающиеся, выполняющие проекты, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня.

В 2005 – 2006 учебном году приняли участие во Всероссийском конкурсе «Экологическое содружество» в рамках экологического проекта «Природу России сохраняют дети», где получили Грамоту за 1 место;

В 2011-2012 учебном году дети приняли участие на городской конференции «Юрга на пути к устойчивому развитию-2012», где получили Диплом лауреата I степени;

В 2012-2013 учебном году приняли участие во Всероссийском конкурсе «Человек на Земле»;

В 2012-2013 учебном году приняли участие во Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России».

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно - исследовательской деятельности на занятиях позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний, активное участие обучающихся в НОУ.

В рамках конкурсной работы предлагаю методическую разработку проекта «Экологический паспорт школы».

Постановка проблемы.

В настоящее время проблема экологии одна из самых острых в современном обществе. Многие молодые люди все еще не осознали всю серьезность угрозы экологической катастрофы, которая вполне вероятна в связи с неуемным и варварским потреблением природных ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо предоставить школьникам не только материал о возможных последствиях, но и факты, полученные в ходе исследования окружающей их среды. Поскольку большую часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательных учреждений, то очень хорошо сделать объектом исследования школу.

Цель проекта - составление экологического паспорта школы путем обобщения данных, полученных при выполнении ряда экспериментов по экологической оценке школы.

Задачи:

  1. Изучить литературные источники и информацию в Интернете по теме исследования.
  2. Составить историческую справку школы;
  3. Изучить технические данные о здании;
  4. Определить рациональность использования площади в кабинетах;
  5. Определить численность обучающихся в школе за последнии 25 лет.

Объект исследования: Школьное здание и внутришкольные помещения.

Методы исследования:

Сбор, изучение, систематизация и анализ литературы по санитарно – гигиеническим нормам помещения; наблюдение и осуществление контроля над соблюдением санитарно – гигиеническим нормам в кабинете; сравнение состояния здоровья обучающихся, анкетирование, интервьюирование, обработка и систематизация полученных данных.

Ожидаемые результаты

После завершения проекта обучающиеся:

  • смогут увидеть проблему и наметить пути ее решения;
  • получат навыки работы с большими объемами информации;
  • станут компетентными в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • расширят информационное пространство о понятии «Экологический паспорт школы»;
  • разработать рекомендации по улучшению экологического состояния школы.

Составление экологического паспорта школы позволит обобщить уже имеющиеся данные экспериментов по экологической оценке школы и составить план дальнейшей работы.

План выполнения исследования.

Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:

Подготовительный этап.

  1. Создание инициативной группы из обучающихся и педагогов
    На подготовительном этапе была создана инициативная группа из 8 обучающихся и руководителя проекта.
  2. Подготовка исполнителей проекта:

При подготовке исполнителей проекта были поставлены такие задачи как

  • выбор темы исследования;
  • обсуждение актуальности проекта с членами инициативной группы;
  • постановка целей и задач проекта;
  • выбор методов проведения исследования (анкетирование, интервьюирование, экспресс опрос, статистический, сравнительный анализ полученных данных);
  • высказывание идей и предложений членами инициативной группы – исполнителями проекта.

Этап привлечения участников проекта.

На втором этапе к участию в проекте «Экологический паспорт школы» были привлечены обучающиеся 7-х классов, директор, медицинский работник, заместитель директора по АХЧ, руководитель школьного музея и 10 педагогов школы. Цель: привлечение к организации и проведению проекта «Экологический паспорт школы».

Основной этап.

Именно основной этап является самым сложным, так как на этом этапе участники самостоятельно выполняют основной объем работ по проекту. Работая над проектом «Экологический паспорт школы», исполнителями был выполнен ряд мероприятий: поиск источников литературы, отбор фактического материала, анализ найденного материала, обсуждение. Инициативная группа распределила обязанности, разработала вопросы анкеты для анкетирования обучающихся школы и интервьюирования представителей администрации школы. Был разработан рабочий план проекта (когда были проведены мероприятия, какие мероприятия, кто ответственный по данному мероприятию).

1. Анкетирование. Цель анкетирования: выявление мнения обучающихся о школе. Обучающимся школы предлагалось ответить на 9 вопросов анкеты «Твоё отношение к школе», которая включала:

  • отношение учеников к своей школе, нравится ли им школа;
  • что хотелось бы изменить ученикам в школе;
  • оценку экологической обстановки в школе.

2. Интервью с медицинским работником школы. Цель: выявление заболеваний у обучающихся школы за последние три года. Опрос позволил выявить:

  • число заболеваний за последние 3 года;
  • какие заболевания у обучающихся встречаются чаще;
  • какова динамика выздоровления обучающихся.

В целях профилактики заболеваемости обучающихся школы №8, участниками проекта были организованы:

  • выступления врача и медсестры о самых распространенных заболеваниях школьников (близорукости, нарушениях осанки, травматизма), их предупреждении, и необходимости сохранения своего здоровья;
  • проведение месячника по борьбе с наркотиками и СПИДом, алкоголизмом и курением.

3. Беседа с директором школы по теме: «Анализ численности выпускников 1-х, 5-х, 9-х, 11-х классов», «Количество девочек и мальчиков, среди обучающихся школы за последние 25 лет» «В каком году рождаемость была самой высокой, а в каком самой низкой».

4. Беседа с заместителем директора школы по АХЧ. Цель: выявление информации о количестве обучающихся, и соответствует ли она норме по площади здания школы.

  • какая площадь школы?
  • сколько учебных кабинетов и какая у них общая площадь?
  • на сколько посадочных мест рассчитана школа?

5. Встреча с руководителем школьного музея. Цель: выявление информации об исторической справке школы.

6. Распространение информации о проекте и его реализации. На основном этапе участники сделали в виде презентации для родителей и обучающихся, кроме того подготовили выступление на школьном радио.

Заключительный этап.

На заключительном этапе был проведен «Круглый стол» по обсуждению результатов проекта, высказаны мнения исполнителей и участников проекта о проделанной работе. Ребята высказали пожеланий о дальнейшем сотрудничестве.

И в завершении участники выступили на научно-практической конференции «Юрга на пути к устойчивому развитию-2012».

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии [Текст]/ С.В. Алексеев // Москва: АО МДС. - 1996.- 156 с.
  2. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999.
  3. Гриневич В.И. Экологические проблемы и основы природопользования [Текст]/ В.И. Гриневич// Иваново, 1994.
  4. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы.- 1995.- № 6.- С. 17-22.
  5. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
  6. http://www.baigul-kozlov.edu.cap.ru
  7. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library
  8. http://otherreferats.allbest.ru/ecology

Презентация

9.06.2013