Применение ЭОР при обучении студентов на основе ФГОС

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В настоящее время в системе СПО реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО [7], которые построены на компетентностной основе. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями [5]. Компетенция понимается как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [6]. Это значит, что выпускник помимо знаний и умений должен иметь практический опыт при получении специальности. При формировании общих и профессиональных компетенций необходимо использовать активные и интерактивные методы обучения и самостоятельной работы.

Приоритетным средством формирования компетенций является способ деятельности, который определяется условиями, в которых эта деятельность протекает и способствует решению задач. Поэтому проблема выбора методов формирования общих и профессиональных компетенций является актуальной в данный момент и необходимой для эффективной организации учебной деятельности. Практический опыт организационно-деятельностной компетенции позволяет обрести все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, лабораторные и практические работы (с элементами самостоятельного планирования в начале работы, и самостоятельного самооценивания в конце), мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке), деловые игры, компьютерные симуляции. Индивидуальный опыт организации собственной деятельности, выбора типовых способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества помогают обрести систематическое выполнение домашнего задания любого типа, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы любого типа, создание профессионального портфолио, работа по индивидуальному заданию. Методы работы с информацией: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет; подготовка вопросов к тексту; составление схем, таблиц; анализ и обобщение информации; подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций – способствуют формированию информационной компетенции [1].

Основой при подготовке специалистов автомобильного транспорта региона является сформированный электронный контент БОУ ОО СПО “Омский АТК” - информационно-образовательная среда. На основе применения ИКТ происходит формирование общих и профессиональных компетенций специалистов технического профиля. Современные студенты и школьники — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом и приветствуются студентами. На платформе EDUCON создан электронный образовательный ресурс (рисунок 1), где преподавателями размещаются материалы по дисциплинам: лекции, презентации к занятиям, задания для самостоятельной и практической работы, тестовые задания, вопросы для самоконтроля и подготовки к семинарам, зачетам, экзаменам (рисунок 2).

Каждый студент, изучающий дисциплину, имеет свободный доступ к ресурсу, что позволяет своевременно выполнять ему задания, отслеживать свои результаты и корректировать знания. Например, во время отсутствия на занятии студент может самостоятельно изучить предлагаемый материал, выполнить задания и своевременно представить их на проверку преподавателю.

Создание единого образовательного пространства основано на единстве ключевых подходов к обучению и использовании технологии дистанционного образования. Новизна использования смешанного обучения состоит в возможности комбинирования различных образовательных технологий в их оптимальном сочетании, способствующих эффективности учебного процесса и развитию личности обучающихся в целом.

При появлении новых технологий использование компьютера как средства в процессе обучения студентов позволяет формировать у них определенные интеллектуальные операции. В связи с этим компьютерное обучение через использование информационных ресурсов, электронных средств обучения предоставляет обучающемуся возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека [1].

Селевко Г.К. выделяет три варианта компьютерного обучения [5]:

  • как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
  • как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
  • как монотехнология, когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Цели применения компьютерного обучения:

  • оперативность: своевременный контроль учащихся и их диагностика, автоматическое определение вариантов заданий, обработка результатов  и  их  оперативное доведение до каждого обучающегося;
  • по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;
  • по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;
  • по степени “механизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося   при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

При компьютерном обучении возможны следующие формы организации учебной работы: индивидуальная, парная(групповая), коллективная (Приложение 1).

При обучении студентов мною используются разные формы организации учебной работы:

  • средства индивидуальной работы наиболее эффективны при организации самостоятельной работы студентов как в учебное (тестирование), так и внеаудиторное время (самостоятельна работа с материалом, подготовка к тестированию, выполнение заданий и получение комментариев и оценки работ);
  • средства парной/групповой работы дают соответствующие результаты при выполнении отдельных заданий по проекту в группе (разбиение задачи на подзадачи, решение более мелких задач, объединение результатов и формирование общего решения), что позволяет рационально использовать время на уроке;
  • при коллективной работе электронные средства обучения (ЭОС) обеспечивают наглядность представления проблемы, поиска решения и результатов.

Дидактическая сущность электронных средств обучения в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на обучающихся. Применение ЭСО позволяет пробудить у студентов интерес к знаниям, формирует учебно-познавательную мотивацию, положительное отношение к предмету. Использование ЭСО позволяет создать искусственную образовательную среду для изучения дисциплины, что способствует увеличению объема индивидуальной и самостоятельной работы, организации систематической работы с учебной информацией, предоставлению преподавателю надёжной обратной связи с обучающимся и возможность оперативного управления процессом обучения на основе диагностики умений и навыков.

Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС) [2]. Возможность широкого использования информационных технологий и ЭОР в образовательном процессе зависит от обеспеченности компьютерной техникой и необходимым программным обеспечением образовательного учреждения. Поэтому условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий   и компьютеров определяется   Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями [4], в соответствии с которыми определена непрерывная длительность по времени на следующие виды работ:

  • просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – не более 25 мин.,
  • просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – не более 30 мин.,
  • работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой – не более 25 мин.

При организации и проведении учебного занятия необходимо соблюдать эти требования, так как однообразная работа влечет за собой физическую усталость обучающихся, снижение активности и интереса к изучаемой теме. Исходя из этих требований наиболее правильным является такой учебное занятие, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером, работой на интерактивной доске.

Важным документом, регулирующим требования к работе преподавателей, являются “Квалификационные характеристики должностей работников образования”. В соответствии с данным документом должностные обязанности преподавателя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов[3]:

Мною, как преподавателем (коллег) в рамках проведения мастер-класса “Формирование информационных компетенций педагогов на уровне современных требований” осуществляется обучение:

  • с использованием информационных коммуникационных технологий, а также цифровых образовательных ресурсов,
  • использованию компьютерных технологий (текстовых редакторов, электронных таблиц, электронной почты, браузеров, мультимедийного оборудования) в своей деятельности,
  • использованию современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

В результате применения ЭОР, ИКТ за многолетнюю практику могу выделить следующие преимущества:

  • возможность для студента изучить материал во время отсутствия на занятии (рекомендации);
  • возможность для студента задать вопрос преподавателю своевременно;
  • непрерывный контроль (мониторинг) качества усвоения знаний;
  • объективная оценка результатов обучения студентов, обеспечиваемая интеллектуальными (компьютерными) роботами;
  • полная реализация способностей студентов благодаря гибким графикам обучения;
  • адаптивность используемых в процессе обучения учебных продуктов (слайд-лекций, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний;
  • виртуальная мобильность студента.

Таким образом, при формировании общих и профессиональных компетенций перед преподавателем стоит задача целесообразного выбора методов, позволяющих обучающимся не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но и овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и карьерного роста. Преподавателю необходимо понимать, что электронные образовательные ресурсы являются инструментом в его руках, пользоваться которым надо умело.

Список используемых источников.

Использование электронных средств обучения в образовательном процессе. – URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-265807.html. - 05.12.2012.

Национальный фонд подготовки кадров, 2011. – URL: http://eor-np.ru/node/91. - 07.12.2012.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"”

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях . СанПиН 2.4.2.2821-10.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: ФИРО, 2010. – с. 19

ФГОС СПО по специальности 230401 Информационные системы по отраслям. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm688-1.pdf. - 05.12.2012.

16.04.2013

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306