Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях инновационного образовательного учреждения

Разделы: Общепедагогические технологии


«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшем. Не менее важно сохранить  и здоровье ребенка.Учитель управляет умственным развитием учеников разных категорий успешности в обучении и различной к нему мотивацией, но он не всегда может определить движущие силы, психологические механизмы усвоения учебного материала, распознать истинные, глубинные причины школьных трудностей, оказать необходимую помощь  в силу недостаточной компетентности в области психологических знаний. Коррекционно – развивающие занятия, которые проводит с детьми психолог, не всегда являются результативными, так как приобретенный на них опыт не переносится на учебную сферу, не применяется на уроках. С одной стороны,  ученик не понимает, как и что сделать, с другой – учитель не актуализирует полученный школьником навык в силу собственной некомпетентности в области психологических причин школьных трудностей.

Достижение данной цели в образовательном учреждении может быть осуществлено с помощью индивидуально-дифференцированного подхода к каждому учащемуся, технологий здоровьесберегающей педагогики, психологии, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса с сохранением при этом здоровья школьников и педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы – достаточно молодое направление в образовании.

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Педагогам важно иметь представление  о потенциальных возможностях ребенка, которые по разным причинам не всегда раскрываются во время учебной деятельности. В процессе становления личности имеет вес каждого показателя: познавательного, учебного, личностного. Педагог должен точно знать, что  влияет  на успешность обучения того или иного ученика, комфортно ли ему в классе, в коллективе, не остановился ли он в своем развитии. Психолог должен быть рядом и с учеником, и с учителем.  Обоим  необходимо иметь запас знаний по социальной и педагогической психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности своих учеников,  применять педагогические и психологические знания в работе с детьми.     

Педагогическая и психологическая наука в зависимости от имеющейся мотивации и отношения к учению подразделяет учащихся на следующие группы:

  • высокий уровень развития интеллекта и обучаемости и высокая мотивация к обучению («могу, хочу»);
  •  высокая обучаемость и отрицательная мотивация к обучению («могу, но не хочу»);
  •  низкая обучаемость и положительная мотивация к обучению («не могу, но хочу»);
  •  низкая обучаемость и отрицательная мотивация к обучению («не могу и не хочу»).

Далее мы предлагаем более подробно раскрыть вышеназванные характеристики  обозначенных групп с точки зрения психологического и педагогического аспектов.

Итак,

«Учиться? И могу, и  хочу!..»

Психологический аспект

Важным направлением в работе  психологов, педагогов является выявление детей с яркими проявлениями способностей и реализация их творческих потенциалов.

В семье на ранних стадиях развития  такие дети часто остаются, по меньшей мере, непонятыми, а порой реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, – видеть своего ребенка таким, как все. Активные  творческие способности сочетаются у таких детей  с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях. Здесь необходима медико-психологическая коррекция этих проявлений, т. к. могут развиться неврозы и ряд психосоматических заболеваний.

Высокомотивированные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.  

«Усреднение» данной категории учащихся, снижение их общего интеллектуального и творческого потенциала, часто болезненные амбиции являются причиной невротического и даже психопатического развития личности. Отсутствие ярких творческих достижений почти всегда означает для них личностную трагедию.

Более высокая чувствительность к новым ситуациям приводит к таким трудностям, как непрязнь к школе,  конформности, несоответствию между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, стремлению к совершенству, потребности во внимании и понимании  взрослых.

Бытующее мнение  среди учителей, что высокомотивированный учащийся не нуждается в помощи, невысокий психологический уровень подготовки их для работ с  детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, оригинальности творческого мышления, приводит к тому, что, оценивая, педагоги отмечают в них демонстративность,  желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам.  

В связи  с чем возникает потребность в различных подходах к проблеме обучения и  развития незаурядной личности.  Наиболее эффективный метод взаимодействия – это занятия с акцентом на самостоятельную работу с предложенным материалом. Учителю – предметнику необходимо:

  •  составить план занятий с такими учащимися, учитывая тематику их самообразования, склонности, психические особенности;
  •  определить темы консультаций по наиболее сложным, запутанным вопросам;
  •  выбрать форму отчетности учащегося по предмету и определенные временные сроки.

При этом высокомотивированный ученик должен  предоставить план изучения совместно обозначенной темы, основные изучаемые вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить, практические работы, список необходимой литературы,  задания для самопроверки.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывая психологические особенности «нестандартного» ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.

В результате данного метода взаимодействия обеспечивается возможность самовыражения и  самореализации высокомотивированных  учащихся в различных видах творчества, развитие познавательных способностей на более высоком уровне.

Педагогический аспект

Рассмотрим вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с  яркими проявлениями способностей  к отдельным школьным предметам и видам деятельности. Среди них уже в раннем  возрасте можно встретить выраженных «математиков», «биологов», «лингвистов», детей с ярким гуманитарным, техническим, художественным или музыкальным дарованием. К сожалению, школа мало использует возможности высокомотивированных  детей.  Большинству учителей просто некогда ими заниматься, да и трудно найти необходимые рекомендации по практической реализации индивидуального подхода в работе с детьми, имеющими более высокий уровень подготовки.

Анализируя опыт учителей-практиков, можно выделить три направления работы. Во-первых, чтобы держать учащихся в  «рабочей» форме, не снижать их деловую активность, можно увеличить объем работы учащихся с учетом их потенциальных возможностей. Такой путь, на наш взгляд, наименее рационален, так как он не содействует развитию познавательных способностей, а выполняет только одну функцию – обеспечивает занятость детей на уроке. Во-вторых, можно увеличить объем работы учащихся не за счет количества  записанного  на уроке, а за счет дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Этот путь более эффективен, так как он не только обеспечивает занятость детей, но и содействует  формированию более прочных  навыков, систематического повторения. В-третьих, можно включить в урок задания повышенного уровня, для выполнения которого нужно более высокое интеллектуальное развитие, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы.

В последнее время в школьной практике наметилась тенденция использовать  высокомотивированных учеников в качестве помощников учителя, его ассистентов. В процессе ролевых игр, когда ученик выступает в роли учителя, идет не только шлифовка знаний, более глубокое их осмысление, но и формируются навыки применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности.

Казалось бы, с учащимися, которые и могут и хотят учиться, не должно возникать особых проблем, но иногда практика показывает иное. Почему-то «троечник» при выполнении тестовых заданий набирает  большее количество баллов, нежели отличник. Отличник все время  боится ошибиться, он долго думает («тугодум»), иногда не в меру суетится, нервничает. И это действительно может быть так: мыслительные процессы, нервические состояния, эрудированность и пр. заставляют гиперактивных учащихся сомневаться, казалось бы, в самых обычных явлениях. Отсюда такое поведение. Следовательно, основная задача педагогической работы с гиперактивными учащимися заключается в направлении их избыточной энергии в нужное русло. Стоит, например, использовать потенциал  (школьных, районных, городских) олимпиад, конференций, интеллектуальных марафонов и т.д., на которых школьники могут наглядно продемонстрировать  высокий уровень познавательной активности.

Однако, поручая подобное задание ученику, учитель  должен быть заинтересованным в его деятельности, помогая консультациями, советами, доброжелательным контролем.

«Учиться?  Могу, но не хочу….?»   

Психологический аспект

Здесь рассматривается категория учащихся, у которых недостаточно проявляется учебная мотивация. Часто под учебной мотивацией подразумевают стремление что-то узнать или чему-то научиться. Это неверно, поскольку к учебной мотивации относится абсолютно все, что заставляет школьников учиться.

Психологи выяснили, что среди мотивов учебной деятельности на первом месте у большинства детей стоит социальная мотивация. То есть дети учатся для того, чтобы быть включенными в коллектив, чтобы не ощущать себя изгоями в классе. В подростковом возрасте для детей главное – общение, и нередко они учатся для того, чтобы быть на том же уровне, что и их сверстники.

По результатам диагностики структуры учебной мотивации виден высокий процент познавательного мотива: им интересно учиться и они хотят что-то лучше узнать. Существенное место занимает и мотивация достижения, которая означает, что если ребенок что-то делает, то он должен обязательно добиться успеха. Как бы трудно ни было, он преодолеет эти трудности.

Не последнее место занимает и престижная мотивация. Ребенок учится для того, чтобы быть лучше других. Быть особо любимым и ценимым учителем, чтобы его всегда ставили на первое место и приводили в качестве примера.

Очень важно, чтобы хотя бы один из видов мотивации к учебе присутствовал у ребенка.   

Дети, рассматриваемые в  данной категории, как правило, поступают в школу с хорошей подготовкой и желанием учиться.

По данным диагностического исследования, в подростковом возрасте положительное отношение  к учению и позиция школьника сохраняются, но при этом демонстрируется отрицательная обучаемость.

Среди таких учащихся она проявляется по-разному: одни стремятся компенсировать свой неуспех в учебе с помощью какой-либо практической деятельности. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на их недоразвитость абстрактного мышления. Анализ осуществляется при помощи деления на отдельные мыслительные операции, в результате задание в целом не выполняется, а лишь  его определенная часть. Другие стараются  пренебрегать встречающимися трудностями в учебной деятельности.  Но при этом данная категория учащихся достигает определенных успехов в учебе, так как они стараются конкретизировать условия и способы решения задач. Пытаясь добиться успехов в учебе, да и в иной работе, учащиеся прибегают к списыванию, подсказкам, к посторонней помощи. Они не интересуются смыслом учебного задания, не заостряют свое внимание на новом изучаемом материале, так как в семье их не приучили к усидчивости, сосредоточенности, ответственности за начатое дело. Их отвлекающее поведение, неуспех в учебе часто порождает отрицательное отношение, как к своим одноклассникам, к учителям, так и  к учению. Интересы таких подростков становятся самыми разнообразными: это и иная внеклассная интеллектуальная компенсация, и иные социальные склонности. Нередко такие подростки теряют позицию школьника, проявляя при этом девиантное поведение.  

Для  повышения положительной мотивации данной категории учащихся   педагогу предлагаются следующие виды помощи в обучении:

  • в процессе контроля за подготовленностью учащихся разрешить им пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть задания;
  • предложить ученикам примерный план ответа;
  • разрешить дольше готовиться у доски;
  • при изложении нового материала чаще обращаться к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • применять меры поддержания интереса к усвоению пройденной темы;
  • привлекать к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником;
  • привлекать их в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, технического оборудования, приборов и т.д.;
  • стимулировать действия при выполнении самостоятельной работы на уроках учащегося с пониженной мотивацией;
  • инструктировать о рациональных возможностях выполнения заданий, а также требований к их оформлению;
  • тщательно контролировать их деятельность, корректно указывать на ошибки, при этом совместно анализируя и  исправляя их;
  • ссылаться на аналогичное задание, выполняемое ранее;
  • разбивать задания на этапы, выделять в сложных заданиях ряда простых.

Задача взрослого создать ситуацию, в которой  ученик мог бы проявить себя,  и, что особенно важно, педагог должен при этом отмечать даже самые скромные его достижения.

При этом учителю следует организовывать урок так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с ним, с одноклассниками. В классе очень желательно присутствие атмосферы сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и положительные эмоции в процессе обучения должны быть основными переживаниями учащегося.

Педагогический аспект

Следующую группу  детей составляют школьники, которые систематически выполняют домашние задания,  но при условии, что оно будет проверено родителями или педагогом. Они осознанно воспринимают учебную задачу, часто выдвигают оригинальные пути решения и готовы работать  самостоятельно, без контроля педагога. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой темы. Эти школьники «выручают» учителя на открытых уроках,  внеклассных мероприятиях. И как только  получают  одобрение, похвальный отзыв – перестают учиться. Когда изучаемый материал достаточно прост или учитель занят другими учениками, они начинают скучать, заниматься посторонними делами. Таким школьникам  нужна поддержка учителя и стимулирование их познавательной мотивации.

Основными приемами работы с такими  учащимися можно назвать проблемные, поисковые и эвристические задачи. Хороший результат дает внедрение в школьную практику новых обучающихся технологий: развитие критического мышления, проблемного, развивающего, разноуровневого обучения и др.

Школьникам со сниженной познавательной мотивацией, как и в случае с детьми « не хочу, не могу», необходимо предлагать эмоционально привлекательные задания. Однако, степень сложности должна быть иной, побуждающей к дальнейшему  познавательному поиску. Можно предложить им побыть в роли консультантов по предмету, попробовать оценить устные ответы одноклассников, согласно предложенных критериев по оцениванию ответов. Им можно поручить какое-нибудь «большое» дело, например взять на себя организацию урока – конференции, урока – семинара и т.д.

Следовательно, тактика педагога заключается в активизации инициативной заинтересованной позиции учащихся со сниженной мотивацией. Для них должна стать нормой готовность к решению проблемных, нестандартных, поисковых ситуаций, поскольку эти учащиеся к ним готовы. Педагогическая стратегия учителя определяется побуждением их к осознанию себя не только в качестве ведомых в учебном процессе, но и в качестве ведущих.

«Учиться ?  Хочу, но .. не могу» 

Психологический аспект

В процессе обучения меняются  способы выполнения учебной деятельности, которые становятся все сложнее и сложнее для выше указанной категории подростков. Но сама по себе несформированность этих способов может мешать учащимся быть успешными вплоть до окончания школы. Здесь сказывается несформированность прежде всего мышления. Это проявляется в том, что учащиеся не умеют делать дедуктивные умозаключения, им трудно производить обобщение на основе выделения существенных признаков. Отмечаются трудности при проведении соотносительного анализа, классификации, обобщения, запоминания сложного материала. Вместе с этим перечисленные особенности мышления влияют и на протекание таких мыслительных процессов, как внимание и память.

При изучении внимания выявляется, что неуспевающие дети рассеянны и невнимательны. Это объясняется тем, что некоторые дети не в состоянии выполнить то, что им предлагает учитель. И эта невключенность в учебную деятельность заставляет их заниматься чем-то другим. Такие учащиеся начинают мешать другим, разговаривать, смотреть в окно, отказываться от его выполнения потому, что предлагаемая задача для них слишком сложна. Также отмечается преобладание слабой самоорганизации, неумение управлять вниманием, нежелание и неумение прилагать усилия для его концентрации.

Очень часто ребенку приходится находить оптимальные способы интуитивно, поскольку в школе способам и приемам учебной деятельности не учат, а просто дают задание с просьбой выполнить его. Каждый ищет эти приемы сам и не всегда может найти. Именно невладение приемами выполнения учебных заданий может быть причиной неуспеваемости.

Формы работы педагога с данной категорией подростков могут быть следующие:

  • направление работы на перестройку тех особенностей мыслительных операций, которые препятствуют успешному обучению: сначала более простыми видами деятельности, так как это дает возможность четко организовать выполнение учебной работы, а также вызвать у  учащихся с пониженной мотивацией удовлетворение от  полученного положительного результата;
  • далее, когда создано  положительное отношение к учению, целесообразно вовлекать подростков в более активную мыслительную работу, ставя проблемы и систематически обучая их приемам мышления;
  • при выборе форм учебной работы педагогу важно обеспечивать индивидуальный подход в условиях фронтальных занятий с целым классом для одних учащихся, для других – использование таких видов группового обучения, при которых разные группы детей получают задания различной степени трудности, содержания, объема.

Мышление развивается само по себе при решении сложных мыслительных задач, а если еще и позаниматься с этим учащимся по специально составленной программе, то эффект может превзойти все ожидания.

Психологами установлено, что многие проблемы, связанные с  успеваемостью, наиболее остро начинают появляться именно в подростковом возрасте, поэтому  основные познавательные процессы постоянно нужно развивать, т.к. мышление развивается вплоть до юношеского возраста (это прослеживается из  постепенных улучшенных    результатах интеллектуальных тестов).

Педагогический аспект

Рассмотрим  категорию неуспевающих учащихся, характеризующихся недостаточной сформированностью знаний, умений, навыков. Эта причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для наблюдателя. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания.

Каждому учителю очевидно, что не всех  учащихся  можно обучить одинаково легко. При любой методике обучения,  при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие медленнее и с большим трудом. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всем своем желании не могут подняться так же быстро до того же уровня. В этой связи ученые – педагоги говорят о разных способностях учащихся, а точнее о разных учебных способностях. Исследования подтвердили как существование  общей обучаемости (общей способности к обучению), так и специальной обучаемости (способности к изучению какого-то ученого предмета).

Ученики данной категории – это, как правило, ученики с неподкрепленной учебной мотивацией. Их познавательная активность носит ситуативный, эпизодический характер. Они включаются в урок, если учитель предлагает что-то новое, необычное. И не включаются, если им неинтересно. Преобладание эмоциональной стороны в определенной степени программирует поведение этих школьников: они предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднении легко теряют интерес. Эти ученики иногда удивляют быстрыми, правильными ответами, но такое происходит время от времени, не систематически, поскольку эмоциональный подъем, не подкрепленный наработанными приемами и навыками учебной работы, позже сменяется снижением любознательности, отказом от волевых усилий, формальным выполнением предложенных учебных задач. Низкая концентрация внимания  у них обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно держать внимание весь урок. Поэтому они часто отвлекаются на посторонние разговоры, отвлекают других, вопросы учителя застают их врасплох и т.д.

И в итоге неважный результат ученых занятий. К тому же результат, зафиксированный в виде оценки в тетради или дневнике, имеет большую социальную значимость в глазах окружающих. Отсюда и возникает у учащегося ощущение, что он, как бы ни старался, не способен хорошо учиться. Он хотел бы, но …не может.

Тактика учителя в этом случае заключается в поддержке эмоциональной активности учащихся. Учитель не должен терять интерес к такому ученику в процессе всей учебной деятельности, с тем, чтобы эмоции подкрепляли интеллектуальную и волевую сферы. К таким ученикам нужно чаще подходить, так как им не хватает самоконтроля, осознания того, что, как и зачем они делают. Таким образом, через систему контроля и самоконтроля учитель сопровождает подростка в ситуациях, требующих волевых усилий.

«Учиться ? Не могу, не хочу….»

Психологический аспект

У данной категории подростков низкая успеваемость  имеет в своей основе иные причины. Речь идет о детях с эмоциональными дефектами, у которых в силу негативизма или своеобразных эмоциональных установок создаются препятствия для нормального продвижения учебного процесса.  Факты неблагоприятных отношений, конфликтов в семье и школе, аффективных особенностей поведения учащихся также являются причиной учебной неуспеваемости.

Ряд  психологических исследований показывает, что у этих детей даже незначительные трудности и конфликты, возникающие в школе, могут привести к отрицательной установке на обучение, легко перерастающей в относительно прочные черты характера, и пагубно сказывающейся на дальнейших межличностных отношениях в семье и школе. Правильное распознавание таких детей и система коррекционно-развивающих, психотерапевтических воздействий, играющих решающую роль для данной категории, могут выправить их отставание и сделать этих «проблемных» детей полноценными членами детского коллектива.

Изменение отрицательного мотивационного фона осуществляется психологом при проведении соответствующего тренинга, построенного на формировании у учеников «чувства причастности» к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:

  • постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;
  • адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;
  • вера в эффективность собственной деятельности;
  • получение обратной связи о достижении цели;
  • переживание ответственности за свои действия и их последствия.

 Детальное психологическое исследование ребенка, ставящее своей задачей уточнение причин его отставания, должны протекать на фоне более полного изучения личности и анализа той системы отношений к родителям, к учителю, к классу, которые сложились в процессе его жизни. Только такое исследование может помочь подробно изучить конфликты, которые переживает ребенок, его реакции на сложившуюся школьную обстановку, оценку им своих возможностей и особенности мотивов его поведения, часто лежащие за «интеллектуальной пассивностью», которая нередко приводит к тому, что он выпадает из общей массы школьников и оказывается неуспевающим.

При обучении данной категории подростков учитель дает  ученику индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик при этом или выбирает эти цели,  (ставя их перед собой самостоятельно), или вырабатывает их совместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика, то итоги  объясняются внутренне контролируемыми причинами (старанием, волевыми усилиями). Такой характер объяснений, при наличии ответственности за выполняемое дело, создает положительную мотивацию и интерес к учению. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами.

Итогом такой стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и  выработки  положительной мотивации к учебному процессу. 

Пути исследования ребенка в целях уточнения природы его отставания неизбежно должны быть комплексными и включать в свой состав как методы клинического и физиологического, так и методы психологического и педагогического исследований.

Педагогический аспект

Как уже говорилось выше, эти учащиеся могут оказаться в любом ученическом коллективе. Речь пойдет о стойкой неуспеваемости, а не о тех отдельных случаях, когда в силу каких-либо причин (болезнь, домашние обстоятельства  и пр.) школьник, не усвоил какой-то раздел учебной дисциплины и получил неудовлетворительную оценку. К такой категории детей мы будем относить также и «троечников», некачественно, поверхностно и с пробелами в знаниях усваивающих школьную программу. 

Итак, в чем причины, порождающие неуспеваемость учащихся? Почему неуспевающие дети – это вечная проблема школы? Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания и в вопросе педагогической тактики. Как правило, такие школьники пассивны на уроке, предпочитают уклониться от устного  ответа, домашние задания выполняют нерегулярно, раз от разу. Они не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам, уже изначально лишены желания учиться, у них нет стимула к дальнейшему росту. Эти ученики именно в силу своей позиции « уклонения» часто оказываются вне зоны внимания учителя, который в своей работе ориентируется на более активных учеников.

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить « болезнь» неуспеваемости

Тактика учителя в работе с такими учениками должна опираться на создание такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство неуверенности, тревожности. Почувствовав доброжелательную атмосферу, ученики сразу «находят» себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Основными приемами, помогающими наладить атмосферу, активизирующую познавательную деятельность, являются следующие: обращения только по имени, вербализация похвалы и одобрения, сохранение ровной поощрительной интонации.  

Во время уроков спрашивать только в том случае, если ученик поднимает руку (с ним заранее можно об этом договориться). Во время проверочных работ можно разрешить этим ученикам заменять одно – два задания другими, которые заранее подготовлены учителем. К контрольному диктанту готовиться дополнительно или прописывать перед диктантом сложные слова, выполнять грамматическое задание. В условиях возможности выбора школьник учится оценивать свои силы и при этом ощущает, то может влиять на обстоятельства и добиваться успеха. 

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать следующие выводы:

  • непрерывный «сквозной» мониторинг развития учащихся позволит прогнозировать как успехи, так и проблемы в обучении;
  • вовремя оказанная квалифицированная помощь педагога и психолога – условие качественного освоения школьных знаний;
  • контроль  за динамикой  психофизиологического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательном учреждении, где проводятся оздоровительные медицинские и инновационные психолого-педагогические мероприятия, позволит своевременно прибегнуть к коррекции недостатков с целью создания оптимальных возможностей и условий для всех учащихся.

Освещая основные аспекты психолого-педагогического сопровождения, в заключение  хочется подчеркнуть, что для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни,  необходимо изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться.