Занимательная профориентация для учащихся 8–9-х классов "Человек и профессия"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Профориентация среди подростков одно из важных направлений работы классного руководителя, а занимательная профориентация поможет подросткам пополнить свои знания не только о профессиях, но и в игровой форме пройти диагностику, узнать требования, предъявляемые к людям той или иной профессии. Игровые конкурсы, задания и диагностика поможет подросткам найти ответы на некоторые вопросы через увлекательные формы.

ЦЕЛЬ: профессиональное самоопределение старшеклассников

ЗАДАЧИ:

  • диагностика для определения профессиональных склонностей;
  • развитие творческих, коммуникативных, организаторских способностей;
  • знакомство учащихся с профессиями.

ПОМЕЩЕНИЕ: школьный актовый зал или большая классная комната.

ОФОРМЛЕНИЕ: Название игры “Человек и профессия”, шары, лозунги о профессии, предметы труда по профессиям и т.п.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки диагностики по количеству участников игры, карточки – анаграммы и синонимы по количеству групп, пластилин, набор “ЛЕГО”, бумага А4, фломастеры, песни на CD: Куда уехал цирк (В. Леонтьев), Миллион алых роз (А. Пугачева), Играй, музыкант (М. Распутина), Бухгалтер (группа “Комбинация”), Фотограф (Л. Гурченко) и другие

1 ведущий Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на профориентационной игр “Человек и профессия”.
2 ведущий Добрый день. Сейчас предлагаю участникам познакомиться.
Игра на знакомство Знакомство с участниками через игру “Снежный ком” назовите свое имя и профессию которую он выбрал. Например, “Меня зовут Наташа, мечтаю быть телеведущей”. Второй участник называет имя первого участника и его названную профессию, и свое имя и профессию. Например, “Наташа – телеведущая, меня зовут Степан, мечтаю быть космонавтом”. Следующий участник называет и перового и второго и так далее.
1 ведущий В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 % из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебе полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
2 ведущий Ответьте на вопрос:

1. Какая профессия – профессия 21 века?

2. Какие профессии считаются устаревшими, ушедшими в глубь веков?

  Беседа с участниками игры
1 ведущий Спасибо за ответы, а сейчас веселая профи-викторина

Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)

Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке “Кот в сапогах”? (Мельник)

Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”? (Столяр)

Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)

Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)

Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”? (Кузнецом)

Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме “Берегись автомобиля”? (Страховой агент)

Кем по профессии был герой киноленты “Белое солнце пустыни” Верещагин, исполнивший в фильме песню “Ваше благородие…”? (Таможенником)

Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)

Кем был по профессии Стекляшкин в сказке “Незнайка на Луне”? (Астрономом).

2 ведущий Спасибо за ответы, а сейчас веселая игра “Правильно, неправильно. Он – она”.

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)

2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)

3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)

4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)

5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)

6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)

7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стречница.)

8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)

9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)

10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)

1 ведущий Сейчас проведем тест для определения профессиональных склонностей.

Cуществует пять типов профессий, разделенных по признаку “предмет труда” (классификация предложена Е.Климовым):

  • человек – техника (создание, ремонт и эксплуатация технических средств);
  • человек – человек (обучение и воспитание, бытовое обслуживание, медицинское обслуживание);
  • человек – знаковая система (работа с текстами, чертежами, формулами, картами, схемами);
  • человек – художественный образ (создание или моделирование художественных произведений, воспроизведение или изготовление чего-либо);
  • человек – природа (изучение природы, уход за растениями и животными).
2 ведущий Тест для определений профессиональных склонностей
  1. Подолгу могу заниматься любимой художественной работой.
  2. С удовольствием провожу время в кругу любителей математики.
  3. Охотно читаю литературу на темы воспитания.
  4. Окружающие признают мои технические способности.
  5. Люблю посещать технические выставки.
  6. Часто решаю кроссворды, головоломки, трудные задачи.
  7. Люблю общаться с детьми, рассказывать им что-либо.
  8. Люблю читать книги о природе.
  9. Друзья считают, что у меня есть способности к искусству.
  10. Люблю возиться с растениями и животными.
  11. Охотно и часто посещаю зрелищные мероприятия.
  12. С удовольствием провожу время в беседах с друзьями.
  13. Подолгу могу что-либо мастерить.
  14. Часто читаю техническую литературу.
  15. Охотно наблюдаю за растениями и животными.
  16. учителя считают, что у меня хорошие математические способности.
  17. Легко схожусь с людьми, у меня много друзей.
  18. Точные науки считаю интересными и нетрудными.
  19. Многие признают меня хорошим цветоводом (пчеловодом и т. д.).
  20. Охотно читаю книги об искусстве.

Инструкция: Если вы согласны с тем или иным утверждением, поставьте цифру в сточке вопроса в кружочек.

(Карточка для ответов в приложении 1)

П – “человек – природа”;

Т – “человек – техника”;

З – “человек – знаковая система”;

Х – “человек – художественный образ”;

Ч – “человек – человек”.

Посчитайте сумму чисел, отмеченных в каждом столбце. Наибольшая положительная сумма – показатель наибольшей выраженной склонности на данное время – 10 б.

Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе профессий оценивались:

Эмоциональное отношение (нравится – не нравится) – 1б;

Познавательная активность личности – 2 б;

Наличие некоторого опыта – 3 б;

Факт признания способностей окружающими – 4 б.

Если вы набрали 10 баллов, например, в графе П – “человек – природа”, у вас максимальный показатель склонности к типу профессий “Человек- природа”.

  По итогам тестирования поделимся на пять групп, они могут быть не одинаковое количество участников, в зависимости от диагностики.
1 ведущий Предлагается игра “Парад профессий”. По образованным командам

Анаграммы – профессионалы. Профессии-синонимы.

Кто быстрее справится с заданием (приложение 2)

2 ведущий По профессиональной сфере люди длятся на типы “Человек – человек”, “Человек – природа” и др. предлагаю игру по этим профессиональным типам. И так:
1 ведущий 1. “Человек – природа” - участники получают следующее задание: в одном городе жил мастер - кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, какого никто еще не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина то, что задумал Мастер-кондитер. А назвались его изделия так: ШАРОВАЙ и рассказать, что же получилось.
  Определяется победитель.
2 ведущий 2. “Человек – знаковая система” - участники должны из одного большого слова “Космонавтика” составить как можно больше коротких слов, например, “ток”, “кот” и др.
  Определяется победитель.
1 ведущий 3. “Человек – человек” - кто относится к этой профессиональной сфере – кто из вас может повести игру с участниками игры.
  Определяется победитель.
2 ведущий 4. “Человек – техника” - участники получают конструктор “Лего”. Задание: из конструктора сконструировать какое-нибудь транспортное средство и приготовить его защиту.
  Определяется победитель.
1 ведущий 5. “Человек – художественный образ” - участники относящиеся с данному типу получают задание: к празднику все вежливые люди посылают открытки друг другу с поздравлениями. При этом они обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки! Вам необходимо придумать и нарисовать открытку ко ДНЮ хохотушки и рассказать о ней.
  Определяется победитель.
2 ведущий Мы продолжаем игру хит-парадом - профессии в песнях. Вспомните песни, в которых упоминалась, бы какая либо профессия.
  • Куда уехал цирк (В. Леонтьев)
  • Миллион алых роз (А. Пугачева)
  • Играй, музыкант (М. Распутина)
  • Бухгалтер (группа “Комбинация”)
  • Фотограф (Л. Гурченко) и другие
1 ведущий Дорогие участники игры, спасибо за работу.

Ну, а как получить желаемую профессию, вы уже наверное определили сами:

- поставить перед собой цель и стремиться ее достичь,

необходимо получить хорошие знания;

поступить и успешно закончить учебное заведение;

необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;

нужно любить эту профессию.

Литература.

  1. Агеева И.Д. Парад профессий. Веселые познавательные игры для учащихся.// Последний звонок №7, 2007 г. с. 3-8.
  2. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2000. – 112 с. (школа)
  3. Афанасьев С. П. Праздники в школе. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 320 с.: ил. – (1000 советов).
  4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. / Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
  5. Култашева Н.А. Психологи педагогические исследования. // Ижевск 2005 год.
  6. Осипенко И. Л. “Классные” праздники, или Как научить школьников жить весело/ Художник В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 160 с.: ил. – (После уроков).
  7. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. ОУ / М.С. Гуткин, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 191с.: Ил. (школа).
  8. Профориентация старшеклассников: сб. учебно-методических материалов// сот. Т.В. Черниковой.- Волгоград: Учитель, 2007 – 120с