Психолого-педагогическая программа "Мир общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

1. Длительность курса - 32 часа (1 урок в неделю).

2. Место курса в учебном плане и условия его реализации.

  • По учебному плану курс имеет название “Развитие познавательных способностей и информационно-коммуникационные технологии (РПС и ИКТ)”.
  • Программа предназначена для гимназистов 6-х классов.
  • Курс является обязательным и стоит в сетке расписания.
  • Данная программа требует технологического оснащения, в первую очередь, потому, что знакомство с ИКТ предполагает занятие в компьютерном классе. Необходимыми являются компьютеры, подключенные к Интернету по числу участников, проектор и экран, а так же колонки.
  • Состав группы – 12-13 человек (то есть половина класса).
  • Для реализации данной программы требуется квалифицированный специалист педагог-психолог, свободно владеющий ПК на уровни уверенного пользователя.
  • Для проведения курса требуются также цветные карандаши, фломастеры, ватман, листы А4, доска и мел, а так же учебные пособия по психологии под редакцией И.В. Дубровиной для 6-х классов. Рекомендуется отсканировать учебник и разместить в Интернете, в электронном ящике с общим доступом для учеников.
  • В результате обучения ученики должны уметь свободно выступать перед аудиторией, владея своей речью, а так же мимикой и жестами, знать основные приемы привлечения внимания слушателя, иметь представление о манере, навыках и видах общения, уметь слушать собеседника, уметь начинать и поддерживать беседу, знать об особенностях восприятия человека человеком.

3. Описание курса.

В шестом классе ведущей деятельностью становится общение. Это значит, что в этом возрасте ребенок познает мир через общение. Поэтому развитие компетентности в общении – главная цель данной психолого-педагогической программы.

Кроме того, уже в 7-м классе гимназисты пробуют себя как юные исследователи, выступают на мини-конференциях с докладами, учатся грамотно оформлять свою научно-исследовательскую работу. Именно поэтому целесообразно в 6-м классе развивать ораторские способности и знакомить с риторическими приемами, снижать тревожность перед публичным выступлением, а так же развивать навыки поиска и отбора материала. Решение этих задач подготовит шестиклассников к дальнейшему обучению и поможет им постепенно адаптироваться к усложнению программы, специфической для гимназии.

В связи с этим, программа данного курса направлена на решение нескольких задач:

- развитие коммуникативной компетентности учеников гимназии,

- формирование представлений о себе и своей индивидуальности,

- развитие навыков презентации докладов,

- снижение тревожности.

ИКТ являются удобным инструментом для диагностики личностной сферы, развития познавательной сферы. Работа на компьютерах повышает мотивацию к занятиям. Для внедрения ИКТ в образовательную среду используются такие приемы, как обмен теоретическими материалами по курсу и домашними заданиями через общий электронный ящик. ИКТ становится удобным инструментом для самопознания и самопрезентации.

На уроках РПС и ИКТ ученики знакомятся с темой “Восприятие человека человеком”, что повышает мотивацию грамотно выражаться и достойно представлять себя и свой материал на научных конференциях. Учащиеся изучают риторические приемы, тренируют грамотную речь, учатся предотвращать страх перед аудиторией.

По окончании курса ученики создают презентацию на определенную тему по психологии (пример презентации к докладу см. в приложении 4 и в приложении 5). По итогам первого года обучения (в пятом классе) каждый ученик получает комплект презентаций о своих одноклассниках, а так же развивающие игры, а по итогам второго года – комплект презентаций по психологии. Такие результаты способствуют более глубокому знакомству учеников в 5-м классе и развитию психологической культуры и грамотности в 6-м.

Каждое занятие построено с учетом особенностей концентрации внимания в данном возрасте и включает различные виды деятельности для поддержания интереса. Широко используются аудиовизуальные средства: демонстрация фотографий и фрагментов из фильмов.

За научную и методическую основу программы взяты положения, описанные И.В. Дубровиной в учебно-методическом пособии для учителей “Преподавание психологии в школе, 3-11 класс”. Распределение учебного материала и развивающих мероприятий по возрастам (параллелям) соответствует культурно-исторической теории психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским и его учениками. Так, например, 5-й класс (младший подростковый возраст) является сензитивным для начала развития специальных способностей и интересов, для осознания и развития своей индивидуальности, для понимания индивидуальных особенностей людей. В 6-м классе сензитивный период для развития навыков общения и понимания чувств, переживаний других людей. Шестиклассников волнуют проблемы отношений людей друг к другу, дружбы, товарищества и влюбленности. Эти проблемы, соответствующие возрасту поднимаются на дискуссиях и рассматриваются в докладах.

Таким образом, данная программа носит развивающий характер, способствует формированию личности гимназиста, живущего в эру информационных технологий. В качестве инструментов для профилактики и развития, наряду с психологическими приёмами и упражнениями, используются ИКТ. Теоретическим обоснованием такого подхода является культурно-историческая концепция Л.С. Выготсткого, так как развитие опосредовано современной культурой и опирается на психологические особенности возраста.

4. Тематический план программы “Учимся легко” и расчёт часов по видам занятий

Тематический план представлен в приложении №1.

5. Текущий контроль успеваемости

В конце каждого урока ученики проводят самооценивание своей работы по трем критериям: активность на уроке, дисциплина и выполнение практических заданий. Отметка выставляется в дневник. Это развивает адекватную самооценку учащихся, а так же ответственное отношение к учебе.

Примерная тематика занятий

Подробный поурочный план занятий представлен в приложении № 2.

Пример занятия на тему стратегии разрешения конфликтов.

Цель: Изучить причины выбора той или иной стратегии разрешения конфликта.

Материалы: презентация. (см приложение № 3)

1. Психолог: “В разных ситуациях наиболее эффективны бывают определенные стратегии разрешения конфликтов. Оценивая ситуацию, вы уже можете не просто действовать, как обычно, как привыкли, а выбирать, как вам будет наиболее выгодно, наиболее правильно поступать в той или иной ситуации. Обратите внимание на данную схему.

По одной оси отношения, а по другой – достижение цели. Если вы хотите достичь цель, а отношения для вас не важны, то используйте стиль конкуренции, если отношения важнее, чем цель, то можно использовать приспособление. В случае, когда ни цель, ни отношения не важны, можно использовать избегание. В компромиссе вам удастся отчасти сохранить отношения и отчасти достичь цели. И только в сотрудничестве можно сохранить хорошие отношения и достичь цели.

2. Игра “Рекламная акция”

Цель: активизировать размышления учеников о ситуациях, в которых эффективно использовать ту или иную стратегию.

Психолог: “Сейчас вы образуете 5 команд по 2-3 человека. Каждой команде достается одна из стратегий разрешения конфликтов. Теперь вы рекламные агенты и вам нужно разрекламировать свою стратегию, область её применения, её самые лучше стороны. И, конечно, вам необходимо придумать презентацию для других. На подготовку 10 минут”.

Сейчас я подытожу наши с вами рассуждения:

1) стиль конкуренции (на схеме “акула” рекомендуется использовать если:

  • исход очень важен для вас, вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • для вас не важно сохранить отношения с оппонентом;
  • вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

2) стиль уклонения (на схеме “черепаха”) рекомендуется использовать если:

  • проблема не сильно важна для вас;
  • вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека, либо он обладает большей властью;
  • вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться чьей-то поддержкой;

3) стиль приспособления (на схеме “плюшевый мишка”) рекомендуется использовать если:

  • вас не особо волнует случившееся;
  • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
  • вы понимаете, что итог гораздо важнее для другого человека, чем для вас;

4) стиль сотрудничества (на схеме “сова”) рекомендуется использовать если:

  • решение проблемы очень важно для обеих сторон;
  • у вас тесные и длительные взаимоотношения с другой стороной, вы хорошо понимаете друг друга;
  • оба участника конфликта готовы потрудиться над выработкой взаимовыгодного решения;
  • вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

5) стиль компромисса (на схеме “лиса”) рекомендуется использовать если:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • вас может устроить временное решение;
  • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.

Ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. Вам интересна была эта тема? Если да, то, что показалось вам наиболее значимым и полезным? Если нет, то, что именно не понравилось?
  2. Как вы думаете, что вам поможет лучше понимать других людей и себя?

Будете ли вы менять свои способы разрешения конфликтов в зависимости от ситуации? Чем вы будете руководствоваться при разрешении конфликта?

Список литературы:

  1. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД “РИПОЛ классик”, 2005.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы). – М.: Издательство “Ось-89”, 2001.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000.
  5. Психологические тесты. В 2 т. / под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4 томах. – М.: Генезис, 1998.
  8. Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: Совершенство, 1998.
  9. Хухлаева О.В., Кириллина Т.Ю., Федорова О.В., Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
  10. Шведова Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД “РИПОЛ классик”, 2005.