Педагогический проект «Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса "Основы религиозных культур и светской этики"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Аннотация

Данный проект предназначен для учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках работы над проектом учитель осваивает системно-деятельностный подход к обучению, изменяя ситуацию общения на уроке, применяет формы и  методы, способствующие формированию саморазвития и самореализации, пополняет свою копилку методических разработок, повышает продуктивность и результативность урока.
Учащиеся в рамках работы над проектом  развивают навыки работы с текстами различных типов, создают свои проекты, решают творческие задачи и задания, совершенствуют коммуникативные способности.

Актуальность

Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики», как и любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.
Миссия преподавателя  этого курса в школе особая. Учитель должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям духовность, нравственность, красоту, возбуждающим желание быть  добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим наслаждаться окружающим миром и менять  мир вокруг себя. 

Противоречия

Интерес к обозначенной теме продиктован   в результате возникновения противоречий:
между требованиями к освоению образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой;
– между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, способного свободно выражать свои мысли и чувства, соблюдать этические нормы общения, использовать речь как средство самореализации и вхождения в социум;
– между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития самореализации и саморазвития личности каждого учащегося.

Проблема

Несмотря на то, что в процессе обучения постоянно  ведется работа по развитию основных компетенций учащихся, диагностика  показывает недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности,  самостоятельности, низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся.

 Гипотеза

Если  целенаправленно и систематически создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся,  используя системно-деятельностный подход к обучению,  дети научатся самостоятельно ставить цели, анализировать жизненные ситуации, делать выводы, адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои  чувства и представления о мире различными способами, свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач.

Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности ребёнка.

Задачи:

  • Определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции.
  • Развивать  мотивацию учебной деятельности.
  • Включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций.
  • Активизировать творческую деятельность.  

Теоретическую основу проекта составила концепция развития универсальных учебных действий, разработанная на основе системно-деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), методика развития исследовательских способностей младших школьников (Савенков А.И.), методика проектной деятельности младших школьников (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко).

Возраст учащихся: 4 класс

Срок осуществления проекта: 2 года

Содержание  проекта

 Подготовительный этап (сентябрь-декабрь  2011 г.)

  • Изучение литературы по системно-деятельностному подходу к обучению, программы формирования УУД и педагогических технологий.
  • Анкетирование учащихся с целью выявления сформированности коммуникативных умений учащихся. 
  • Поиск методов и средств реализации проекта, их обоснование.

Основной этап (январь 2012г. – октябрь 2012 г.)

  • Проведение входной диагностики включающей:

– уровень сформированности коммуникативных умений,
– уровень творческой активности,
– уровень нравственно-этической ориентации  учащихся 4 класса.

  • Разработка уроков курса «ОРКСЭ» по модулю «Основы светской этики» с использованием интерактивных технологийи системно-деятельностного подхода к обучению.
  • Разработка  учебных проектов.
  • Разработка демонстрационного и дидактического материала.

Заключительный этап (ноябрь 2012 г.)

  • Проведение итоговой диагностики включающей:

– уровень сформированности коммуникативных умений,
– уровень творческой активности,
– уровень нравственно-этической ориентации  учащихся 5класса.

  • Анализ и экспертиза работы.  

    Формы, методы и средства формирования саморазвития и самореализации

Формы: урок (диалог, диспут, тренинг и т.д.), проект, самостоятельная и творческая работа.

Основной подход, используемый при обучении: системно-деятельностный.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Системно-деятельностный подход предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
– признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их дост

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно повысить качество знаний и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Средства:  Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, учебно-методические материалы, материалы библиотек, медиатеки, интернет-ресурсы.

Работа над проектом (Приложение 2)

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (сентябрь-декабрь  2011 г.)

На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм организации самостоятельной  деятельности учащихся; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, творческих домашних заданий.
Проведя анкетирование в классе, узнали, что у ребят есть желание проявить себя, получить признание среди одноклассников. На таких желаниях учителю легко строить работу, если он правильно преподнесет детям цель и задачи и простимулирует (пока на словах) положительный результат.  Учитель должен чутко и умело руководить деятельностью своих учеников.
Дети осознают, что в школу идут для того, чтобы получать знания. Большая часть класса – 40 % проводит своё свободное время за компьютером, 28 % – у телевизора. Редко посещают библиотеку 45 % учащихся, 17 % учащихся не посещают её вовсе. Препятствий для учёбы у ребят нет, 10 % учащихся признались в собственной лени. Не все дети любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника, потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию.
Проанализировав результаты данной работы,  можно сделать вывод, что у значительной части учащихся    низкая любознательность  и инициатива, не сформированы коммуникативная компетентность,  самостоятельность.
Таким образом, возникла необходимость создания рабочих тетрадей, которые должны включать в себя разнообразный дополнительный материал для работы по темам курса и творческие задания на развитие  компетенций учащихся.

2. Основной этап (январь 2012г.-октябрь 2012 г.)

  • Проведение входной диагностики включающей:

– уровень сформированности коммуникативных умений,
– уровень творческой активности,
– уровень нравственно-этической ориентации  учащихся 4 класса.

  • Разработка и проведение уроков курса «ОРКСЭ» по модулю «Основы светской этики» с использованием  интерактивных технологий и системно-деятельностного подхода к обучению.
  • Разработка  учащимися учебных проектов.
  • Проведение семинаров, конференций, творческих отчетов с учащимися.
  • Разработка и апробация демонстрационного и дидактического материала.

Нами были разработаны уроки курса «ОРКСЭ» по модулю «Основы светской этики» с использованием интерактивных технологий и системно-деятельностного подхода к обучению, игровых технологий  и активных методов обучения (АМО) (Приложение 1)
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Заключительный этап (ноябрь 2012 г.)

На данном этапе подводились итоги работы:
– проведение итоговой диагностики;
– анализ проведенной работы;
– обсуждение итогов работы в педагогическом коллективе;
– презентация рабочих тетрадей по Светской этике на районном МО.

Итоговая диагностика учащихся (Приложение 5)

Вывод:

Итоги диагностики доказывают, что для реализации поставленной цели были правильно выбраны формы, методы и способы обучения. 
В результате работы над проектом учащиеся овладели умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.  Стали ярче проявляться познавательные интересы детей,  их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках: ребята участвуют и занимают призовые места в конкурсах различных уровней.
Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования// Интернет- журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. /Электрон. ресурс/Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2006/0505/htm. –  e-mail: list@eidos
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. – М., 2000.
  5. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа, 2004
  6. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
  7. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010
  8. Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей. – МОУ Новоильинский агротехнический лицей./Электрон. ресурс/ Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2006/0505/htm.   e-mail: list@eidos
  9. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. М.: Просвещение, 2007 г.
  10. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе

Интернет-ресурсы

Приложение 3

Приложение 4