Библиотечный урок по теме "Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга". 2-й класс

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 2


Цель:

  • Дать понятие об основных элементах книги (обложка, корешок, титульный лист, предисловие, оглавление, иллюстрация).
  • Прививать любовь к книге, к культурному чтению.

Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте познакомимся поближе. Меня зовут Расима Рамзиевна, я работаю библиотекарем в нашей школе. А теперь познакомимся с вами. Улыбнитесь друг другу, и по моему сигналу пусть каждый громко скажет своё имя. А я постараюсь всех услышать. Теперь мы знакомы друг с другом.

  • Книга - учитель,
  • Книга - наставник,
  • Книга - бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится, если ты выпустишь книгу из рук. (В.Боков)

Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Прошел год c тех пор, как вы переступили порог нашей школы. Многое узнали, увидели, прочитали. Сегодня мы поговорим о том, как построена книга

У меня в руках книга. Что мы видим?

- Обложка (или переплет). Для чего она нужна? (Ответы детей).

- Правильно. Обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает ей нарядный вид, она подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется. А если есть картинка, то можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.

Открываем книгу: первая страница книги .

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:

1. Кто написал это произведение?

2. Каково его заглавие?

3. Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению?

4. В каком городе и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет?

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. В древности всякий рассказ, историю называли словом?. Это значение сохранилось и до наших дней в слове. ПРЕДИСЛОВИЕ?, то есть то, что перед словом, рассказом или, иначе, перед текстом. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга, когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.

В конце книги обычно дается ее СОДЕРЖАНИЕ (оглавление) по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст.
Из чего сделана книга?

В России в старину простой люд писал на бересте, а государственные бумаги указы и грамоты на специально обработанной тонкой коже - пергаменте, который скатывался в трубочки свитки.

Люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором можно было бы писать. Пытливый ум человека изобрел бумагу. Это было великое изобретение, потому что с появлением бумаги стало быстро расти число книг. Как же делают бумагу? Из чего?

Из дерева. Но для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги, нужно потрудиться многим людям.

Книга - очень ценная вещь. Много труда затратили люди на ее изготовление, поэтому нужно обращаться с ней бережно.

А что значит обращаться бережно? Чего боится книга? (Анализируются детские ответы). Книга предназначена только для чтения. На нее нельзя ставить утюг или сковородку, подкладывать ее под ножку качающегося стула, накрывать ею настольную лампу, слюнявить листы, подчеркивать понравившиеся или непонравившиеся места, рисовать на ней. Книга очень хрупка. Она боится и воды, и огня, и грязных рук. Но бережно хранимая книга живет сотни лет. Ведь всем интересно посмотреть, какой была книжка 50, 100 и больше лет назад. (Библиотекарь показывает детям книжку прошлых лет издания, например, букварь 60-х, 70-х годов 20 в.)

А теперь посмотрим, как вы запомнили то, о чем говорилось на уроке.

У меня в руках цветок-ромашка с ответами на вопросы. Выберите лепесток с правильным ответом.

1. Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги? Наш цветок может подсказать ответ.

2. Что поможет раскрыть содержание?

3. Как можно быстро найти рассказ или главу?

4. Что предохраняет книгу от повреждений?

А в заключение поиграем, посмотрим, какие вы читатели. (Детям раздают карточки с именами персонажей сказочных произведений).

Вы должны назвать сказку, где живут эти персонажи.

1. Каникулы в Простоквашино (дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин, Галчонок).

2. 38 попугаев. (Мартышка, удав, попугай, слоненок).

3. Винни-Пух. (поросенок Пятачок, ослик Иа, Кролик, медвежонок Винни).

4. Бременские музыканты. ( король, принцесса, кот, пес, петух, осел).

Итог: обобщение по игре, полезно отметить каждого ученика, никого не обижая.

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги. (К.Паустовский)