Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Ход урока

I. Оргмомент.

II. Подготовка к основному этапу.

Учитель зажигает огонь.

– Подберите ассоциации к образу огня.

Ответы учащихся.

– У меня с огнем ассоциируется слово «война», она прожгла человеческие души, переплавила людские судьбы, в пепел превратила дома и города.

Звучит музыка «Священная война».

– Что вы знаете об этой войне?

Ответы учащихся.

Целеполагание: Мы уже изучали войны. При изучении любого военного конфликта, мы отвечаем на определенный круг вопросов. Какие?

Ответы учащихся. Причины, участники, время, историческое место, итоги, значение.

22 июня 1941 года трехголовая гидра немецких полчищ поползла по советской земле. Работа с картой. Показать 3 направления ударов немецких сил: Группа армий «Север», Группа армий «Центр», Группа армий «Юг».

– Какое сражение будет самым значимым, самым важным для советских людей?

Ответы учащихся: Битва за Москву.

– Почему?

Ответы учащихся.

– Вы совершенно правы, действительно, потеряв Москву, мы бы потеряли веру в собственные силы.

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – БИТВА ЗА МОСКВУ.

– Какова цель нашего учебного занятия?

Ответы учащихся.

III. Основной этап – этап усвоения новых знаний и способов действий.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного. 

На учебном занятии мы составим опорный конспект (Приложение). Вы слушаете и начинаете заполнять опорный конспект.

Сообщение учителя: Чтобы поработить советских людей, надо было захватить столицу нашего государства – Москву. Гитлеровский генеральный штаб разработал план решающего наступления на столицу, который получил кодовое название «Тайфун». Предполагалось, что фашистская армия стремительным ударом прорвет советскую оборону и захватит столицу. Для решения этой задачи враг сосредоточил огромные силы: 1800 тыс. солдат и офицеров, 1700 танков, 1400 самолетов, 14 тыс. орудий и минометов. Сам город Гитлер решил затопить, построив вокруг него огромные плотины. На месте Москвы должно было плескаться море. А на самом высоком месте – Кремле, символе Москвы и России, должен был стоять памятник фюреру. С собой для сооружения памятника немцы везли гранитные плиты и блоки.

Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 г. ударом танковой армии генерала Гудериана в направлении Орел – Тула – Москва. В результате наступления, предпринятого в сентябре – октябре, основные войска вермахта остановились в 80 км от Москвы. Ожесточенные бои развернулись на Можайском, Волоколамском и Малоярославском направлениях. К концу октября первое наступление немцев выдохлось. 15 ноября началось второе наступление немцев на Москву. Им удалось приблизиться на 30 км к городу.

Но… город отстояли. КТО ЖЕ НАМ ПОМОГ В 1941 году? ЧТО ОСТАНОВИЛО «ТАЙФУН»? СЕГОДНЯ МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС «ПОЧЕМУ УСТОЯЛА МОСКВА?» (ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ПОД МОСКВОЙ).

Работа в группах. Каждая группа получает текст, задание к нему:

  • Прочитать текст
  • Выделить ключевые слова
  • Ответить на главный вопрос
  • Оформить ответ на листе
  • Подготовить краткое выступление, отвечая на главный вопрос

Каждая группа получает предмет.

1 группа – Ставка Верховного Главнокомандования. (Фуражка)

23 июня 1941 г. была образована Ставка Главного командования, преобразованная позднее в Ставку Верховного Главнокомандования. Главнокомандующим 8 августа был назначен И В. Сталин.

Решением Ставки Верховного Главнокомандования 10 октября 1941г. во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен Георгий Константинович Жуков. Он энергично приступил к разработке и осуществлению мероприятий по обороне столицы. При планировании военных операций он тщательно учитывал все возможные варианты развития боевых действий и находил верные решения. Высокая требовательность к подчиненным командирам, жесткость при проведении в жизнь приказов сочетались у Жукова с уважительным отношением к солдатам, потому что начинал службу с простого солдата. Заместителем Г. К. Жукова был назначен И. С. Конев.

Замысел Советского Верховного Главнокомандования заключался в том, чтобы упорной обороной нанести немецким войскам возможно большие потери и выиграть время для формирования и сосредоточения новых резервов. Были приняты меры по усилению линий обороны.

В запасной Ставке Сталина в Самаре был построен бункер, который находился под землей на глубине 37 метров. Сталин боялся, что Москва будет сдана фашистам, и ему потребуется убежище далеко от столицы. Но Москвы он не покинул.

2 группажители Москвы (иллюстрация или макет Кремля)

Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» - противотанковые заграждения в виде скрещенных железных брусьев.

На улицах города выросли баррикады. Укрепления были сделаны и в районе Красной площади. Чтобы обмануть немецких летчиков, была сделана маскировка. На крышах домов дежурили москвичи, чтобы снимать «зажигалки».

Редели, гибли русские полки
Был прорван фронт, прорыв зиял как рана.
Тогда-то женщины, подростки, старики
Пошли на армию Гудериана.
Шла профессура, щурясь сквозь очки,
Пенсионеры в валенках подшитых,
Студентки, стоптанные каблучки,
Домохозяйки – прямо от корыта.
И шла одна актриса, шла в манто,
Придумала чудачка, как одеться,
Кто в ополчение звал ее – никто,
Никто, конечно, не считая сердца.
Ю. Друнина

…Москвичи записывались в ополчение. 50 тысяч студентов, рабочих, служащих, научных работников отправлялись на фронт. Никто не спрашивал, умели ли они стрелять.

3 группа – бойцы (котелок)

Пацаны-курсанты 18-19 лет подольского артиллерийского училища сражались на Ильинском рубеже обороны. Им приказали задержать танки дней на 5-6. и они держали. 100 танков и свыше 5 тысяч фашистов дальше рубежа не прошли. То, что осталось от 19-ой танковой немецкой дивизии прокатилось по трупам наших мальчишек – на Москву. Но… через 12 дней. Маршал Жуков писал о подвиге подольских курсантов: «Своим героическим самопожертвованием они помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве».

В середине ноября 1941г. особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак врага. Легендарным стал подвиг группы бойцов этой дивизии, которую возглавил политрук В. Г. Клочков. Более 30 немецких танков пытались прорваться вдоль Волоколамского шоссе. Четыре часа длился бой, враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог сломить оборону. Всю страну облетели слова Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!» 23 героя-панфиловца (из 28) вместе с Василием Клочковым пали смертью храбрых, но не пропустили фашистов к Москве.

Защищая небо столицы, летчик В. В. Талалихин одним из первых применил ночной воздушный таран.

4 группа – советский тыл (серп и молот).

Вся страна с замиранием сердца следила за Московской битвой. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» - стал девизом работы в тылу. Терялся интерес и уважение к работе и деятельности, которые не были связаны с фронтом, делом обороны. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Самоотверженный труд людей скоро дал свои результаты. Если выпуск валовой промышленной продукции с июня по ноябрь 1941г уменьшился в 2 раза, то в декабре падение промышленного производства прекратилось, а в марте наблюдался рост.

В сельском хозяйстве были такие женские тракторные бригады, которые во время сева работали в поле по 22 часа в сутки. Женщины-крестьянки кормили армию и страну.

В тылу страны на фронт собирали посылки. Вязали теплые варежки и носки для бойцов, отсыпали махорку и делали незамысловатые самокрутки, писали добрые письма, в каждом из которых была вера в победу.

В тылу шло формирование резервных дивизий.

5 группа – деятели культуры (плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»)

В общем русле народных настроений находилась и развивалась художественная культура военной поры. Самыми популярными жанрами первого периода войны стали короткие рассказы и стихи. Герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» стал подлинным любимцем, заняв прочное место в фронтовом фольклоре.

Оперативно военная тема была использована в песенном жанре. Шедеврами песенного искусства стали следующие песни: композитора А. Александрова и поэта В. Лебедева-Кумача «Священная война», лирические песни «Темная ночь», «Землянка» и др.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт. Только в Москве было создано 700 таких бригад.

Советские художники возродили традиции времен гражданской войны. На первый план вышли агитационные формы – плакаты. Созданные талантливыми мастерами рисунки и тексты плакатов вносили свой вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться с ним, не жалея собственной жизни. Потрясающим по своему эмоциональному накалу стал плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Выступление всех групп, предлагают записать опорные слова и отвечают на главный вопрос: «Почему устояла Москва»

Учитель: 5 декабря 1941 года внезапно для противника Красная Армия, используя свежие силы, перешла в контрнаступление. Ей удалось прорвать фронт немецких войск и вынудить их к отступлению.

Боевые потери во время контрнаступления составили около 371 тыс. человек. Однако эти жертвы оказались не напрасными. К 7 января 1942 г. немецкие войска были отброшены на 100-250 км от Москвы и перешли к обороне.

Что думает человек перед атакой? Перед первой в своей жизни атакой и, может быть, последней?

Когда насмерть идут – поют,
А перед этим можно плакать, -
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед.
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты – вмерзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв – и лейтенант хрипит.
И смерь опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким. А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.
(С. Гудзенко 1942 г.)

Из воспоминаний Г.К. Жукова

… Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву… В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии.

V. Этап закрепления новых знаний и способов действий. 

Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось?

– Как называлась немецкая операция? (Тайфун)

– Какие два этапа можно четко выделить в Московской битве? (Оборонительный, наступательный)

– Что за слово здесь скрывается? (Победа)

– Значение победы заключено в словах Жукова – у советского народа появилась вера в победу.

Но самое главное – мы победили, так как были едины. Только в единстве действий – наша мощь. Это главная идея нашего занятия.

VI. Этап – рефлексия.

На войне большую роль играли письма. Каждый боец ждал, надеялся и верил. Письма вселяли надежду, заставляли сердца стучаться быстрее, ожесточеннее бить врага.

Сейчас мы напишем письмо солдату в 1941 год со словами благодарности.

Пишут письма. (Под музыку).