Сценарий интегрированного урока (биология + ОБЖ + физическая культура + физика) по теме "Здоровье – твое право". 8-й класс

Разделы: Физика, Биология, ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 8


Заучит песня Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика»

Учитель физической культуры: Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о здоровье. «Самое необходимое для хорошей жизни – это быть здоровым», - писал Герберт Спенсер, известный английский философ и социолог. А что необходимо для сохранения нашего здоровья? (Учащиеся отвечают.)

Учитель физической культуры и ОБЖ: Все правильно, это и отсутствие вредных привычек, и соблюдение режима дня, и правильное питание, и занятия физической культурой, но сегодня мы подробно поговорим об одной из составляющих физической культуры - мышечной активности. Как вы знаете, наше тело способно выполнять огромное количество разнообразных движений. Мы можем заниматься физической культурой, бегать и прыгать, делать взмахи руками, поднимать тяжести. Все эти перемещения в пространстве, сокращаясь или напрягаясь, обеспечивают мышцы.

Учитель биологии: Делая гимнастические упражнения, поднимая груз, просто передвигаясь, наши мышцы совершают работу. При этом одни из них сокращаются, а другие расслабляются. Мышечное волокно скелетной мышцы способно сократиться лишь после того, как получит нервные сигналы от исполнительного нейрона из центральной нервной системы, т.е. мы можем сказать, что наши движения контролируются нервной системой. Один двигательный нейтрон и связанные с ним мышечные волокна называются двигательной единицей. Подумайте и ответьте, какой силы будут сокращения, если в действие включается небольшое количество двигательных единиц? (Учащиеся отвечают.) Правильно, слабое. А если количество единиц увеличено? Сокращения становятся более сильными. При длительном сокращении двигательные единицы работают, поочередно сменяя друг друга. Сначала одна группа, затем другая и т.д.

Фрагмент видеофильма «Работа мышц»

Учитель биологии: а можно ли услышать, как работают наши мышцы? Давайте закроем ладонями уши и слегка надавим на них. Теперь напрягаем мышцы рук. Гул, который мы слышим, издают наши мышцы. Нажмите сильнее. Чем сильнее напряжение, тем выше звук, т.к. одновременно работает большое количество нейронов и чаще происходит смена, одни мышечные единицы прекращают работу, другие сменяют их.

А теперь согните вашу руку в локте и посмотрите, как действуют наши мышцы руки – бицепсы и трицепсы? (Учащиеся отвечают.) Правильно, бицепс напряжен, трицепс расслаблен. Это мышцы антагонисты. И действует наша рука в этот момент, как рычаг.

Учитель физики: А вот что такое рычаг, нам уже известно из уроков физики. Это твердое тело, способное вращать вокруг неподвижной опоры. В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движений, являются рычагами. Например, кости конечностей, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев. Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе. Рычажные элементы встречаются в разных частях тела человека. Рассмотрим условия равновесия рычага на примере черепа. Здесь ось вращения рычага проходит через сочленение черепа с первым позвонком. Спереди от точки опоры на относительно коротком плече действует сила тяжести головы, сзади – сила тяги мышц и связок, прикрепленных к затылочной кости. Это рычаг первого рода. Другим примером работы рычага является действие свода стопы при подъеме на полупальцы. Опорой рычага, через которую проходит ось вращения, служат головки плюсневых костей. Преодолеваемая сила, вес всего тела, приложена к таранной кости. Действующая мышечная сила, осуществляющая подъем тела, передается через ахиллесово сухожилие и приложено к выступу пяточной кости. Это рычаг второго рода. Рассмотрим пример, когда человек поднимает вытянутой рукой груз. В этом случае силы требуется в два раза больше, чем когда он поднимает этот груз согнутой рукой, так как плечо про вытянутой руке примерно в два раза длиннее, чем при согнутой.

Демонстрируется опыт с моделью руки.

Учитель физической культуры и ОБЖ: Чистота одежды и тела – еще одно условие сохранения здоровья. Недаром существует поговорка: «Чистота – залог здоровья!» (Достает тазик с водой и делает вид, что стирает). Ох, я уже устала!

Учитель биологии: как вы думаете, какие мышцы были задействованы при стирке белья? Правильно, мышцы рук, спины и ног. А работа каких мышц оказалась наиболее утомительной? Да, мышцы спины. Работа, связанная с удержанием определенной позы называется статической. Работа, связанная с перемещением тела или груза – динамической. Как вы считаете, какая работа наиболее утомительная: статическая или динамическая? Жизненный опыт показывает, что, например, при стирке больше устает спина, а не руки, из чего можно сделать вывод, что статическая работа более утомительна.

Мышцы не могут работать долго, им свойственно утомление. Выполняя физическую работу, вы ощущаете его на себе. Утомление развивается в результате изменения обмена веществ в нервной системе и мышцах. Во время длительной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращения мышц. Нужно некоторое время отдыха, чтобы восстановить работоспособность. Основным энергетическим поставщиком для работы мышц является глюкоза. Энергия, за счет которой сокращается мышечное волокно, выделяется в результате биологического окисления органического вещества, содержащегося в самом волокне.

Учитель физической культуры и ОБЖ: Существует вид спорта, основанный на динамической работе мышц руки. Как вы думаете, о каком виде спорта идет речь? Правильно, армрестлинг

Каждый вид спорта имеет свою специфику, армрестлинг не исключение.

Фрагмент видеофильма «Армрестлинг»

Учитель физической культуры и ОБЖ: А теперь попробуем на практике. Проводя наше минисостязание, мы не должны забывать о правилах техники безопасности, показанных в фильме:

  1. Плечи армрестлера должны быть параллельны средней линии стола. Во время борьбы спортсмен не может головой либо плечами пересечь эту линию.
  2. Свободная рука должна держаться за специальный штырь, который есть на каждом армстоле.
  3. Кисти захватываются в замок своими внутренними частями, то есть ладонями. Замок осуществляется за счет обхвата большого пальца. Первую фалангу большого пальца нужно расположить так, чтобы ее видел судья.
  4. Кисти не должны быть согнуты в запястье. Часто борцы пытаются согнуть запястье со старта, чтобы иметь преимущество и продолжать борьбу в различных стилях. Замок должен располагаться на уровне средней линии стола. У спортсменов разные длины предплечий, поэтому это не всегда просто их правильно расположить.
  5. Нельзя отпускать свободную руку от штыря.
  6. Нельзя начинать бороться до команды о старте.
  7. Нельзя отрывать обе ноги от земли во время борьбы и касаться плечами или головой замка.
  8. Всем известное утверждение про локти, которые не должны отрываться от подлокотника.
  9. На рабочей руке не должно быть никаких украшений или приспособлений (часы, браслеты или кольца).
  10. Обязательно нужно избегать положения, при котором кисть находится за линией плеча.
  11. В таком опасном состоянии возможны травмы

Соседи по парте соревнуются.

Учитель физической культуры и ОБЖ: Но травмы в спорте, к сожалению, случаются. Когда стремишься быть самым быстрым, самым ловким, самым-самым, о многом забываешь. А вот о, чем точно не стоит, так это о правилах оказания первой медицинской помощи. Вот некоторые из них. (Презентация)

Первая помощь при растяжении связок

При каждом растяжении связок необходимо оказать первую помощь, задачей которой является уменьшение боли. Прежде всего, раненый сустав необходимо иммобилизировать для этой цели при небольшой опухоли можно применить эластичный бинт. Если есть жидкость Бурова, то ее можно использовать для приготовления компресса, так как этот препарат уменьшает опухоль. При любом растяжении необходимо обратиться за помощью к врачу, так как при таком повреждении не исключается трещина кости.

Первая помощь при вывихе.

Вывихнутая конечность требует очень осторожного обращения. Ее иммобилизируют в том положении, которое она приняла после травмы. На вывихнутый сустав накладывают компресс с буровской жидкостью, если этот препарат имеется в распоряжении.

Нельзя самим предпринимать никаких попыток к вправлению вывихнутой конечности, поскольку любое насильно движение причиняет сильную боль, и нет гарантии в отсутствии перелома кости. Надо обратиться за помощью к врачу.

Иммобилизация

Верхнюю конечность проще всего иммобилизировать, подвесив ее бинтами или же косынкой на перевязь, которая завязывается на шее.

При переломе костей предплечья применяются две шины, которые накладывают с обеих - ладонной и тыльной - сторон предплечья.

правильно иммобилизированный уже при оказании первой помощи, заживает в два раза быстрее, чем перелом, обработанный без иммобилизации. Следовательно, иммобилизация является основным условием специального лечения переломов, вывихов и растяжений связок.

Учитель биологии: Россия славилась богатырями, их могучей силой. В книге «Биология. Человек. 8 класс», авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, на странице 113 прочитайте статью, затем я задам вопросы.

  1. Кого прозвали русским Геркулесом, и чем он прославился? ( Д.А. Лукин)
  2. Назовите еще гиревиков и штангистов. (Иван Заикин, Никита Ломов, Павел Касьянов)
  3. Какие силовые подвиги совершали? (Павел Касьянов рвал цепи, одним ударом кулака убил взбесившегося быка)
  4. В чем загадка спортивного долголетия? (Физическая культура и спорт)

Ребята, обратите внимание на последнее предложение, прочитайте его: «Постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объема мышц, возрастанию их силы и работоспособности». Согласны? Конечно, да!

Учитель физической культуры и ОБЖ: В заключение нашего урока, хотелось бы сказать, чтобы иметь такую силу и красоту мускулатуры, нужно постоянно заниматься спортом, физическим трудом, что способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности. Все желающие могут заняться в спортивных секциях, где вам помогут подобрать индивидуальную силовую нагрузку.

Учитель физики: А мне хотелось бы закончить урок словами Поля Брега, известного американского деятеля альтернативной медицины, пропагандиста здорового образа жизни, деятеля американского движения за здоровое питание, бизнесмена и шоумена: «Здоровье – твое право! Пользуйся этим правом!»

Все учителя вместе: Будьте здоровы!

Презентация