Интегрированный урок (экономика + география) по теме "Международная торговля. Абсолютное и относительное преимущество в мировой торговле". 11-й класс

Разделы: География, Экономика

Класс: 11


Цели урока:

  1. Сформировать представление об абсолютном и относительном преимуществе в производстве товаров и услуг, выяснить различие этих понятий.
  2. Объяснить, каким образом принцип сравнительного преимущества можно применить к процессу международной специализации и торговли.
  3. Объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем странам-участникам.
  4. Проверить умение анализировать статистические данные, работать с картами атласа (контурными картами), давать устную характеристику обеспеченности стран природными ресурсами.

Оборудование:

  • Портреты Д. Рикардо, А.Смита
  • Рабочие листы (Приложение)
  • карточки– понятия прошлого урока
  • таблица «Проверь себя», страница 178
  • критерий оценки
  • полоски (зерно+ шерсть) разного цвета;
  • физическая карта Сев. Америки,
  • учебник Королевой Г.Э. «Экономика. 10-11 класс

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Сегодня у нас на уроке гости – учителя экономики, проходящие курсы в АО ИППК.

II.

Учитель: Сегодня мы проводим урок, который поможет вам расширить ваши знания из курсов географии и экономики для объяснения необходимости и целесообразности торговли.

На прошлом уроке экономики мы изучили 3 вопроса (какие?). Учащиеся называют (экономический рост, экономические цикл, экономические развитие).

Перед вами понятия, из которых нужно выбрать только те, которые относятся к теме прошлого урока.

1. Учащиеся называют понятия прошлого урока, из предложенного перечня – (экономический рост, ВВП, безработица, экстенсивный рост, инфляция, интенсивный рост, экономический цикл, реальный ВВП, номинальный ВВП, факторы экономического роста, фазы экономического цикла, виды экономических циклов, Н.Д. Кондратьев, производительность труда, экономическое развитие, трудовые ресурсы, НТР).

Повторяем тему прошлого урока, выполняя задание на с.178 учебника Королевой Г.Э.

2. «Проверь себя». Ответы: 3+4+5+10+12+16=50

Критерии: (вывешивается табличка)

  • 50-43 баллов – «5»
  • 42-35– «4»,
  • 34-25 – «3»
  • Менее 25 – «2»

Самопроверка (вывешиваются ответы). Учащиеся комментируют ответы и учитель выставляет оценки в рейтинговую таблицу.

Учитель: На уроке географии мы с вами дали характеристику США и Канады.

Давайте вспомним, какими ресурсами обладают эти 2 крупнейших государств Северной Америки, каковы предпосылки для развития хозяйства, отрасли специализации США И Канады.

3. Ответы учащихся у стенной карты «Северная Америка»

Учащиеся обобщают сообщение и делают выводы:

Учитель: Страны – гиганты обладают огромными территориями: более богаты и разнообразны ресурсы в США, что позволяют США развивать разнообразные отрасли промышленности и сельского хозяйства и вывозить на мировой рынок излишки товаров.

Канада в силу особенностей географического положения, более сурового климата и менее богатых ресурсов, возможности развивать сельское хозяйство только на юге страны, что повлияло на развитие отраслей Канады и статьи экспорта и импорта.

4. Учитель: А теперь подумаем, что же необходимо сделать странам, имеющим такие разные условия и возможности? (Торговать между собой)

– Что послужило причинами развития межд. торговли как древнего вида экономической деятельности?

Давайте обратимся к схеме:

Вот эти вопросы и будут темой нашего урока (учащиеся записывают тему в тетрадь). Значит, как мы сформулируем цель урока? (учащиеся ставят цели).

5. Учитель: Международная торговля основана на принципах абсолютного и сравнительного преимущества.

А) Концепцию сравнительного преимущества разработал Давид Рикардо

(Портрет)-

Джон Стюарт Милль (1806-1873) назвал закон сравнительного преимущества – законом международной торговли.

Проблемный вопрос? Может ли товарообмен быть выгодным для всех стран независимо каковы их преимущества в запасах ресурсов, которыми они располагают, уровня экономического уровня.

На этот вопрос мы получим ответ, анализируя игру «Соседи».

5. Условия игры:

  1. Класс делится на 2 группы– жители США (американцы) и жители Канады (канадцы).
  2. И те и другие везут на мировой рынок 2 товара – зерно и шерсть, т.к. сельское хозяйство обеих стран развито хорошо, и они являются экспортерами этих товаров.
  3. Эти товары представлены полоской 2х цветов – желтая – зерно, а коричневая – шерсть (полоски лежат на столах).
  4. Какое количество товара имеют американцы? (6 тонн шерсти и 4 тонны зерна)
    Канадцы? – 2тонны шерсти и 3т. зерна.
    Кто на этом этапе имеет преимущество? (американцы) и почему?
    Ответы: Географическое положение и климатические условия, почвенные ресурсы.
  5. Каждый из вас независимо, кто вы (американцы или канадцы) оставляет себе по 1 тонне шерсти (чтобы иметь одежду) и 1 т. зерна, чтобы быть сытыми. Оторвите по 1 тонне шерсти и зерна, отложили их в закрома родины (это наш НЗ), мы их использовать не имеем права (складывают в коробочку).
  6. Все остальное вы имеете право продавать и ваша задача – получить (наторговать) как можно больше товара.
  7. По команде учителя начинаются торги.(5-7 минут). Торги ведем цивилизованным образом.
  8. По окончании времени (сигнал учителя) игра останавливается.
    Учащиеся подсчитывают, сколько у них стало товара – зерна и шерсти.
  9. По просьбе учителя ученики называют ответы (выборочно) и получается, что у всех стало больше товара. Почему? Откуда взялось больше зерна и шерсти? Давайте попробуем в этом разобраться.

6. Работа в Рабочих листах (на столах учащихся распечатки)

Задание:

  1. Представьте производственные возможности стран в табл. 1(уч-ся проставляют цифры). Делают вывод, что США имеет сравнительное преимущество в производстве шерсти и зерна, т.к. они могут больше излишек вывести на рынок.
  2. Но получили то все больше, чем было изначально!.
  3. Значит, здесь работает что-то другое, вместо сравнительного преимущества. Как вы думаете, что бы это могло быть?
    Абсолютное преимущество (автор этой теории Адам Смит) фото
  4. А что это значит? (учебник, с. 160). Надо найти величину затрат, которые затрачивает страна для производства этих товаров (альтернативные издержки).
  5. Работаем с табл. 2. (Рабочий лист). Заполняем данные, составляем отношение и делаем расчет. Определяем специализацию стран.
    Делают выводы, что альтернативная стоимость канадского зерна ниже американского, поэтому им лучше специализироваться и вести на рынок зерно, а американцам – шерсть т.к. стоимость 1т шерсти у них ниже, чем у канадцев.
  6. Построим кривые производственных возможностей (КПВ) для обеих стран до торгов и после проведения торговли.

Учитель или ученики строят графики на доске и в тетрадях.

Вывод: После торгов товара стало больше, поэтому все страны выигрывают от международной торговли. Значит, надо ли было вести канадцам свое зерно и шерсть, хотя изначально явное преимущество было у американцев? (НАДО).

Выводы. В результате международной специализации, основанной на использовании принципа сравнительного преимущества, суммарное производство товаров увеличивается. А страны достигают такого уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

7. Учитель: При каком условии возможен международный обмен товарами?

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ – международный обмен, основанный на принципе сравнительного преимущества и исключающий всякое вмешательство государства (делают записи в Рабочем листе).

III. Рефлексия.

Что узнали? Чему научились? Что получилось? Чего достигли в игре? В чем убедились?

IV. Домашнее задание.

География – Канада (читать учебник, записи в тетради), к/к – к сдаче, тест (США-Канада).

Экономика – §23, ч.2,3, доработать, решить задачу.

ГОТОВИМ ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ «Предприниматели нашего края».