Для школьных библиотекарей

Библиотека в системе воспитательной работы школы по формированию социокультурной среды и здорового образа жизни учащихся

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель работы библиотеки и педагогического коллектива: создание оптимальных условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса за период обучения в учреждении образования в условиях комплексной информатизации образования.

Задачи:

  1. Формирование банка современных форм и методов здоровьесбережения учащихся в условиях информатизации образовательного процесса.
  2. Использование современных методов и форм при реализации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в условиях информатизации образовательного процесса.
  3. Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения учащихся при использовании современных информационных технологий.
  4. Повышение творческого потенциала сотрудников школы через организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по вопросам охраны здоровья учащихся в образовательной среде. 
  5. Подбор информации для участников образовательного процесса.
  6. Комплексное взаимодействие всех структур учебного заведения в создании образовательной здоровьесберегающей среды для учащихся и работников школы.

Состояние здоровья детей и разработка в образовательном процессе школы мер, направленных на его укрепление, в настоящее время являются наиболее актуальными медикосоциальными проблемами. Здоровье взрослого населения на 75 % определяется условиями его формирования в детском и подростковом возрасте до 15 лет. Поэтому необходимо формировать знания о здоровом образе жизни у обучающихся в школьном возрасте. Формирование здорового образа жизни — это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества (Слайд 2) Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения. Как ни банально это звучит, но от того, насколько здорова наша молодёжь зависит будущее России. В формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья ребенка большое значение имеет культура знаний своего организма, понимание своих психофизиологических возможностей. Однако у большинства школьников этих знаний крайне мало. Приобрести знания о здоровом образе жизни помогает клуб «Валеолог» - руководитель клуба Веденкина Галина Александровна (Слайд 3, 4). Валеология – это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Привычно слышать: «Больше читай - и будешь умным», «Без чтения нельзя стать культурным человеком». Но никогда мы не говорим и не думаем так: «Читай - и будешь здоровым». Чтение, по общепринятому мнению, только портит здоровье - осанку, зрение… Правда сейчас признается, что многочасовые «компьютерные бдения» вредят детскому здоровью в еще большей степени. Но вот о том, что привычку к серьезному систематическому чтению можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, не говорит никто.

Несколько лет назад в журнале «Лиза» была опубликована статья о лечебном воздействии чтения. Оказывается, русская классическая литература была рекомендована при нервных расстройствах и депрессивных состояниях.

Статья была написана очень даже всерьез, и приведенные данные опирались на исследования американских ученых. Речь в ней, конечно, шла о физическом здоровье.

Здоровье – это совокупность физического, психологического и социального благополучия. Здоровье понятие многостороннее и имеет несколько видов: 1) Физическое; 2) Психическое; 3) Социальное; 4)Индивидуальное; 5) Общественное.

Существуют критерии, по которым можно определить степень здоровья человека:

  1. Полное физическое, психическое, социальное благополучие.
  2. Нормальная работоспособность человека.
  3. Отсутствие болезней.
  4. Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды (адаптация).
  5. Способность полноценно трудиться и общаться с людьми.
  6. Стремление к творчеству.

Здоровый образ жизни — это основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция здорового образа жизни значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. И здесь роль чтения переоценить невозможно.

Оказывается, что, улучшая духовное состояние и тем самым «заряжая» человека положительной энергией, незаметно, но благотворно и мощно воздействует на нас и наше здоровье чтение книг.

(Слайд 5) Перед работниками библиотек стоят важные задачи в формировании:

Духовно- нравственного воспитания:

  • Формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей.
  • Реализация знаний, связанных с нормами нравственности этики в учебной, и общественной деятельности.
  • Формирование у учащихся сознания и установок на оценку семьи как основы возрождения традиционных национальных и моральных ценностей.

Патриотического воспитания:

  • Повышение социального статуса патриотического воспитания учащихся.
  • Повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в школе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур и школьной библиотеки.

Формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни:

  • Организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
  • Пропаганда здорового образа жизни, профилактика и борьба с алкоголизмом, курением, наркозависимостью, «дурными» привычками.

(Слайд 6)Уделяется большое внимание разносторонним формам работы по продвижению информации по здоровьесберегающим темам.

Работа ведется совместно с заместителем директора Ивановой В. П., клубом «Эколог» (Слайд 7, 8, 9) (руководитель клубом Мещерякова А. С.) и классными руководителями – это:

  • тематические выставки и беседы;
  • подбор материала и подготовка классных часов;
  • проведение конкурсов проектов, газет, и помощь в подготовке и сборе необходимой информации

Проведены:

(Слайд 10, 11) Конкурс «Антиреклама вредных привычек»;

(Слайд 12) Конкурс «Реклама здорового образа жизни»;

(Слайд 13, 14, 15) КВН «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»

(Слайд 16) Выставки по актуальным темам и проблемам пользуются большой популярностью в библиотеке. Главная цель такой выставки — привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме, путем представления и рекомендации лучших из них.
Задача библиотекаря — выбрать актуальную, интересную читателям тему.
Это могут быть: «Здоровье – это здорово», «Здоровье наших детей – наша забота!», «Не причиняй себе вред!», «Красота – это здоровье и спорт!»

(Слайд 17) Большой объем информации учащиеся получают благодаря работе на компьютере, современная школьная библиотека не может оставаться в стороне от инновационных процессов. Библиотека активно участвует в создании новых форм работы с читателями. Работники библиотеки стали активными помощниками читателям в создании электронных презентаций, проектов и сообщений.

(Слайд 18) Созданные тематические презентации используются в библиотеке и участвуют в интернет конкурсах – это один из новых распространенных видов массовой работы библиотеки.

(Слайд 19, 20, 21) Самым главным в работе библиотекаря при решении всех вышеперечисленных задач – подбор необходимой литературы библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся и педагогов.

Презентация