А.С. Пушкин "Капитанская дочка", "История Пугачева" (отрывки). Историческая основа повести

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Апробация технологии проектов с 2008 года. Я решила поделиться опытом с коллегами, как использовать метод проекта при изучении повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. В разработке и проведении учебного проекта в системе уроков я показала нестандартный подход к изучению повести, постаралась найти связующее звено между содержанием произведения и проблемами современного общества. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

Форма урока: урок-исследование в системе учебного проекта.

Цели урока:

  • Выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя.
  • Ознакомить с историей создания произведения.
  • Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.
  • Ввести в общую проблематику повести.
  • Развивать аналитическое мышление, творческие способности, умение обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.
  • Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим корням литературы.

Методические приёмы: сообщения учителя и учащихся, беседа, самостоятельная работа с карточками и слайдами.

Использование образовательных технологий: технология учебного проекта.

Материалы и оборудование:  учебник; портреты Пушкина художников Кипренского, Тропинина; мультимедийная установка, презентация по теме, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Целеполагание).

II. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися.

– Вы уже знаете, что А.С. Пушкин не только поэт, но и прозаик.

Вопрос: Какие произведения А.С. Пушкина в прозе вам известны?

(Ответы учащихся: “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”).

– Многим из вас запомнился “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”, его трагической судьбе, связавшей дворянина-помещика и его крепостных крестьян в борьбе за справедливость, а главное – о его романтической любви к Маше Троекуровой. Дома вы читали и повесть, над которой нам вместе предстоит поразмышлять, - “Капитанская дочка”.

Вопрос: Похож ли ее герой и сюжет на роман о Владимире Дубровском?

(Ответы учащихся: Оба произведения основаны на любовной интриге, в обоих повествование о любви главных героев сопряжено с изображением крестьянского выступления, и в том и в другом показаны дворянские усадьбы, их быт, нравы, семейные уклады. Но есть и различия: Петр Гринев внешне совсем не похож на блистательного гвардейского офицера Дубровского, Маша Миронова сходна с Машей Троекуровой, пожалуй, только именем, да и финалы любовных историй разные; в описании семей Гриневых и Мироновых нет ничего похожего на троекуровские порядки; но главное различие – в “Капитанской дочке” изображено крупнейшее восстание крестьян под предводительством Пугачева, а в “Дубровском” - недовольство крестьян Дубровского, выступивших со своим барином против несправедливости со стороны Троекурова).

– Вы правильно назвали основные сходства и различия, хотя можно найти и другие. Но вот что интересно. Эти произведения написаны один за другим. 6 февраля 1833 г. Пушкин дописал 19 главу “Дубровского”, на которой работа остановилась (роман остался незаконченным), а 7 февраля обратился за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева.

Что же заставило писателя изменить свои планы?

Может быть, ответ в том, что возобладал интерес к историческим событиям, которыми насыщена “Капитанская дочка” и которых нет в “Дубровском”?

Ведь мы знаем, что Пушкин давно проявлял интерес к историческому прошлому России.

Вопрос: Какие произведения Пушкина, связанные с историей России, вы знаете?

(Ответы учащихся: “Борис Годунов”, “Полтава”, “Медный всадник”).

– Но Пушкин не только писал произведения на исторические темы, он фактически был историком в прямом смысле слова. В 1830-е годы по поручению Николая I он работал над историей Петра Великого, а в 1834 г. закончил труд “История Пугачева”, который по указанию Николая I вышел под названием “История пугачевского бунта”.

Послушаем, что известно о работе Пушкина над материалами о пугачевском восстании.

III. Выступления участников группы по изучаемой проблеме с подготовленными сообщениями.

Сообщение ученика 1.

В 1833 г. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе: “Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того

18 толстых томов…разных рукописей, указов, донесений и прочее. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой … Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения” (А.С. Пушкин “Об истории Пугачевского бунта””).

Сообщение ученика 2.

А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время его поездки по местам, где проходило восстание: “Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал. Записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону” (8 сентября 1833 г.).

Вопрос: Что же нам сейчас известно об этих исторических событиях?

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева произошло в 1773-1774 гг. в период царствования Екатерины 2. На Урале среди казачества, русских заводских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр 3 (супруг Екатерины 2, убитый в 1762 г. во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 г. появился человек, который назвал себя Петром 3 (это и был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года, против восставших были брошены войска русской армии во главе с крупнейшими военачальниками. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 г. исход ее был решен. 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января казнен в Москве.

Для нас сейчас все это – давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян. И простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде, “заступнике”.

Сообщение ученика 3.

Осенью 1833г. приехал в Оренбург А.С. Пушкин для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду “…мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева…Одна старуха…много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить”

(Кайдалов Н.А. Воспоминания).

Кто знает, может, Пушкин слышал песню, наподобие той, которую и мы сейчас послушаем?

Прослушивание русской народной песни “Далеко-далеко степь за Волгу ушла”. (cм. Презентацию)

Вопрос: А какие характеристики даны были Пугачёву современниками Пушкина?

“Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек, какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце. (Один из современников Пушкина, историк).

– Но и писатели конца 18 – начала 19 веков были вполне едины в негативной трактовке образа Пугачёва. Убедите в этом примерами.

Сообщение ученика 4.

Один из самых ярких писателей второй половины 18 века А.П. Сумароков называл Пугачёва “варваром”, “псом бешеным”, “врагом Отечества”, превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым Атреем”, т.е. сыноубийцей и клятвопреступником.

В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он писал:

Убийца сей, разив, тираня благородных,
Колико погубил отцов и матерей!
В замужество дает за ратников негодных
Почтенных дочерей.

Вопрос: Так какое же место в этих двух так непохожих трактовках – народной и дворянской – Пугачёва занимает пушкинская точка зрения?!

(Ответы учащихся: Конечно, у Пушкина Пугачёв больше похож на героя из народной песни).

Сообщение ученика 5.

Вы говорите, основываясь на прочитанном произведении. Но не спешите с выводами.

Мы не зря вспомнили исторический труд Пушкина о Пугачёве. И ещё не раз обратимся к его страницам. На сей раз строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).

“Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. “ Грех сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал”.

“Расскажи мне, – говорил я Д. Пьянову, – как Пугачёв был у тебя посаженым отцом?

– Он для тебя Пугачёв, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович” (“Замечания о бунте”).

– Опять что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная. В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.

Как же соотносятся историческая правда и вымысел в повести, каков он – настоящий Пугачёв?

На все эти вопросы мы постараемся ответить, читая “Капитанскую дочку” вместе.

Мы знаем, что до “Капитанской дочки” был написан ещё и “Дубровский”, и решили, что работа над ним остановилась потому, что Пушкина увлёк исторический материал. Однако, сравнивая эти два произведения, вы отметили, что и в “Дубровском” есть тема крестьянского протеста: отряд недовольных крестьян возглавляет обиженный Троекуровым дворянин Дубровский. И это не случайно. Пушкин считал, что борьба за свободу может связывать народ и старинное дворянство, к которому принадлежал и он сам. Вот почему в этом произведении дворянин Дубровский оказывается предводителем крестьянского отряда. Но, уже работая над повестью, Пушкин стал сомневаться в реальности такого сюжета и решил проверить свои идеи на подлинном историческом материале.

Так началась работа над “Капитанской дочкой”. Интересно, что первоначальный замысел этой повести был похож на замысел “Дубровского”: в центре его должна быть судьба дворянина, перешедшего на сторону Пугачёва. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет. Свои новые идеи он выразил так: “Весь чёрный народ был за Пугачёва. … Однако дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны”, – писал он в “Замечаниях о бунте”, которые должен был передать Николаю I.

Вот таким образом в центре “Капитанской дочки” оказывается не дворянин, перешедший на сторону Пугачёва (хотя такой персонаж здесь остался в виде предателя Швабрина), а молодой офицер Пётр Гринёв, верный долгу и присяге, сумевший в “жестокий век” сохранить в себе доброту и человечность, честь и достоинство.

И всё же как главное мы отметили другое различие – в “Дубровском” рассказ о крестьянском выступлении отодвигается на второй план, а в центре внимания оказывается история взаимоотношений Маши и Владимира. В “Капитанской дочке” эти сюжетные линии тесно переплетаются.

Именно Пугачёв определяет, вольно или невольно, судьбу действующих лиц произведения. Именно Емельян Пугачёв изображён главным героем. Пугачёв впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, “в мутном кружеве метели”, второй раз он предстаёт уже “государем”. Автор создаёт образ Емельяна Пугачёва постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету.

Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён не злодеем и извергом, но человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.

Так с помощью построения произведения, переплетения его сюжетных линий ставятся важнейшие для творчества Пушкина 1830-х годов проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести. В произведении ставятся проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкина интересует проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека; возможно ли в жестокой борьбе противоположных сил сохранить доброту и человечность. Честь и достоинство.

Вопрос: Как вы считаете, важна ли эта проблема в наше время?

Ответы учащихся.

– Конечно же, проблемы не потеряли своей актуальности. Более того, 21 век заставил всех ещё серьёзнее над ними задуматься. Может быть, это одна из причин того, что и сейчас мы читаем “ Капитанскую дочку” с не меньшим интересом, чем наши предшественники. Всем известна фраза из этого произведения: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

Казалось бы, всё в ней понятно, но не случайно до сих пор учёные и просто читатели продолжают споры: кому принадлежат эти слова – Пушкину или Гринёву, от лица которого ведётся рассказ? Какой смысл сам Пушкин вкладывал в эту фразу? Что мы, живущие в стране, не раз пережившей такой бунт, можем ответить автору повести?

III. Самостоятельная работа.

Учащиеся работают с раздаточным материалом: ответы на вопросы и задания по материалу презентации к уроку.

Приложение

IV. Беседа по вопросам на восприятие произведения.

  • Какие эпизоды, страницы, картины показались неожиданными и особенно волнующими?
  • Как читалась “Капитанская дочка”?
  • Какого героя ожидали каждый раз с нетерпением?
  • Словесное рисование понравившегося эпизода.

V. Подведение итогов урока.

(Проанализировать работу учащихся, выставить оценки).

VI. Домашнее задание.

  • Перечитайте главы 1-5 повести “Капитанская дочка”
  • Нарисуйте словесные иллюстрации к понравившимся эпизодам.
  • Составьте цитатный план на тему “От Гринёва-недоросля до Гринёва-жениха”.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению исследований.
  • Сообщения уч-ся по теме исследования: “Что позволило Пушкину поставить рядом Гринева и Пугачева?”.

Использованные материалы и литература.

1. www.schoolcollection.edu.ru

2. http://www.openclass.ru

3. Материалы газеты “Литература. Первое сентября”, 2007, 2008 гг.

4. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В. Федина. Москва, “Аквариум”, 1997.

5. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной I часть. С.Б. Шадрина. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г.