Автоматизация звука [р] в словах и предложениях

Разделы: Логопедия


Цель: Автоматизация звука [ P ] в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить аккустико-артикуляционный образ звука [P];
  • Обобщить словарь по лексической теме “Музыкальные инструменты и музыканты”.

Коррекционные:

  • Упражнять в правильном произношении звука [P] в слогах, словах и предложениях;
  • Отработать умение проводить звуковой анализ слов.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух и восприятие в процессе определения наличия и места звука [P] в словах;
  • Оптимизировать мышечный тонус через упражнения для стабилизации общего тонуса организма;
  • Развивать общую моторику и чувство ритма через логоритмические упражнения;
  • Развивать мыслительные операции (обобщение, анализ, сравнение) через выполнение специальных упражнений;
  • Развивать память, произвольное внимание, самоконтроль.

Воспитательные: Воспитывать желание правильно говорить, быть успешным.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы, мотивация.
  3. Упражнение для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела.
  4. Дыхательное упражнение.
  5. Артикуляционная гимнастика.
  6. Изолированное проговаривание звука. Анализ артикуляции.
  7. Характеристика звука. Связь звука с буквой.
  8. Упражнение для развития межполушарных связей.
  9. Развитие фонематического слуха и восприятия:
    дифференциация нормативного и дефектного звука [P];
    определение слов со звуком [P];
    определение места звука в слове;
    определение первого и последнего звука в слове.

10. Автоматизация [P] в словах:
игра “Добавлялки”;
нахождение слов-антонимов.

11. Автоматизация [P] во фразовой речи.

12. Автоматизация [P] в стихах.

13. Рефлексия.

14. Итог занятия. Оценка деятельности.

Путешествие в страну “Рычандию”

Ход занятия:

Лог.: Придумано кем-то просто и мудро,
Улыбаясь, здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.

Дети, вы догадались какой звук мы сегодня будем изучать?

Чтобы нам научиться проговаривать его в словах чётко и красиво, я предлагаю отправиться в путешествие по стране Рычандии. Самое главное в путешествии – это хорошее настроение. Солнышко поможет нам.

Упражнение “Солнышко встаёт”.

Вот и солнышко взошло, приклейте его в правый верхний угол нашей карты.

Карта у нас есть, давайте глазками “пройдём” весь путь. Дорога предстоит длинная, на чём мы туда отправимся? Послушайте загадку:

Что за чудо этот дом? Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины, а питается бензином (машина).

Какие бывают машины? (Грузовые, легковые, фургоны и т.д., машинки выставляются). Поедем мы на той, которая дальше других отъедет на одном выдохе.

Дыхательное упражнение.

Молодцы, каждый поедет на своём автомобиле.
Ежедневно спозаранку в руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк, но не съест её никак. Кто же это? (Шофёр)

Прежде чем отправиться в путь, заедем в автосервис проверить детали нашего мотора.

Артикуляционная гимнастика:

Если тянем губы к ушкам, получается лягушка.
Если губки соберём, в гости к нам приходит слон.
Язычок мы поднимаем, индюка изображаем. Бл-бл-бл.
Чтоб лошадку увидать, надо вверх его поднять и снова опускать.
Если в зубки постучать, дятел прилетит опять. Д-д-д.
Мы язык к зубам прижмём и моторчик заведём. Р-р-р.
Вот как работают ваши моторчики! Какой звук [P]? ( согл., звонкий, твёрдый )
На письме этот звук обозначается буквой, которую мы попробуем изобразить.
К поездке мы готовы, но воротики пропускают только те слова, в которых верно произноситься звук [P].

Упражнение на дифференциацию нормированного и горлового [P].

Ворота открылись, почистим стекло дворником и заведем мотор.

Упражнение на развитие межполушарных связей.

Отправляемся в путь:

1-я остановка “Добавлялки”.
Ра-ра-ра – высокоя …(гора).
Ра-ра-ра – ночью спят все до…( утра).
Ра-ра-ра – мышкин домик звать…(нора).
Ра-ра-ра – Ра-ра-ра – кожа дерева…(кора).
Ра-ра-ра – словно в Африке…(жара).
Ра-ра-ра в бой идут, кричат…(ура).
Ры-ры-ры – рубят брёвна…(топоры).
Ры-ры-ры – надуваем мы…(шары).
Ры-ры-ры – на санях я мчусь с …(горы).
Ры-ры-ры – шприц в руках у мед…(сестры).
Ро-ро-ро – выпил бык воды…(ведро).
Ро-ро-ро – эскалатор есть в…(метро).
Ру-ру-ру – флаги вьются на …(ветру).
Ру-ру-ру – скачет с сумкой…(кенгуру).

2-я остановка “Спартакиада”.

В лесу будут проходить соревнования, съехалось много животных и даже насекомых, но никак не могут расселиться в гостинице, давайте им поможем.

Задание на развитие фонематического слуха и восприятия.

Таблички на дверях у некоторых жителей разбились, буквы рассыпались, давайте поможем их собрать.

Составление слов из данных букв.

3-я остановка “Ворчуны”.

Здесь живут Ворчуны. Они сердитые и не хотят нас дальше пропускать, закрыли дорогу цепочками, которые перекрутились. Давайте попробуем соединить звенья-слова.

Задание на развитие фонематического слуха и восприятия.

Цепочки собрали, а Ворчуны всё равно не пропускают нас. Мы скажем им приятные слова, может быть, тогда они подобреют, и мы продолжим свой путь. Все им говорят, что они злые, а мы скажем слово-наоборот (злые – добрые, плохие – хорошие, неряшливые – аккуратные, глупые – мудрые, сердитые – радостные, ленивые – трудолюбивые).

Путь свободен, можно ехать дальше.

Водители наши немного утомились. Выходите из-за руля, расскажем стихотворение с выполнением движений.

Логоритмическое упражнение “Мы – шофёры”.

Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли. Вправо-влево, чистота!
Волосы ерошит ветер. Мы шофёры – хоть куда!

4-я остановка “Музыкальная гостиная”.

Здесь мы можем послушать музыку. Посмотрите сколько здесь музыкальных инструментов! Но в нашем оркестре примут участие только те инструменты, в названии которых есть звук [ Р ]. Какие инструменты мы оставим в своём оркестре? (Рояль, гармонь, арфа, аккордеон, барабан, труба). Сколько в нашем оркестре будет барабанов, труб, роялей, гармоней? (Согласование существительных и числстельных). Как называется профессия человека, который играет на …, а того, кто руководит всем оркестром? Разбирайте инструменты, кто на чём хочет играть. ( Дирижёр задаёт ритм, а музыкант повторяет).

5-я остановка “Супермаркет”.

В этом магазине продаются не только продукты, но много других нужных товаров. Вот вам монеты, но на них можно купить только те товары, в названии которых есть звук [Р].

6-я остановка “Дружба”.

У вас есть друзья? Как их зовут? А на нашей картинке тоже все дружат, но кто с кем – вы узнаете, когда расскажите стихотворение по рисунку.

Сыр дружит с кефиром, а сахар – с зефиром.
Кружка дружит с крышкой, а жираф – с мартышкой.
Морковь дружит с картошкой, а рояль – с гармошкой,
Перо дружит с вороной, а король – с короной,
Кресло дружит с кроваткой, а портфель – с тетрадкой.
Гараж дружит с шофёром, а укроп – с помидором.

Ну а следующей остановкой будет наш детский сад 6-я группа, но прежде чем мы поедем, давайте вспомним: с каким звуком мы сегодня встречались в словах и предложениях? На какой остановке вам понравилось? Что?

Домашнее задание: нарисовать фотографию той остановки, где понравилось побывать.