Урок окружающего мира по теме "Как измеряют температуру. Термометр". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Обучающая – познакомить детей с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.
  • Развивающая – развивать логическое мышление у учащихся, умение систематизировать полученную информацию, умение анализировать и обобщать
  • Воспитательная – Способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания.

Оборудование урока: Термометры - воздушный, медицинский, водный, почвенный. Оборудование для опытов (стаканы с тёплой и холодной водой). Демонстрационная модель термометра. Слайды к уроку. Мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

- Проверили готовность к уроку. А теперь проверим, как вы подготовили домашнее задание.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (беседа по вопросам):

- Что такое погода?

- Из каких явлений складывается погода? (Температура воздуха, осадки, облачность, ветер.)

- Из чего состоит воздух?

- Откуда берется ветер?

- Что такое атмосферные явления?

- Какие явления называются сезонными?

III. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте одну удивительную историю. Осенним днем в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте. (Ответы детей: посмотреть на прохожих, открыть форточку, послушать прогноз погоды, посмотреть на термометр.) Слайд 2.

Учитель демонстрирует термометр.

- А что это такое и для чего используется?

IV. Поиск решения учебной задачи и формулирование темы.

- Чему вы научитесь на уроке? (Правильно измерять температуру.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Как измеряют температуру. Термометр.) Слайд 3.

- А что бы вы хотели узнать об этом сегодня?

Дети самостоятельно определяют круг вопросов, которые их интересуют, ответы на которые им пока неизвестны. (Как определить степень нагретости тела? Как называется прибор, с помощью которого измеряют температуру? Как пользоваться термометрами? Какие бывают виды термометров?) Слайд 4.

- Ребята, как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться? (ответы детей). Одновременно на доске появляются цели урока. (Определить значение термометров в нашей жизни. Познакомиться с видами термометров. Научиться измерять температуру воздуха, воды и тела человека.) Слайд 5.

Открытие новых знаний.

- Для чего нужно уметь измерять температуру? (ответы детей)

- Температуру нужно уметь измерять потому, что:

  • температура воздуха является одной из характеристик состояния атмосферы, она определяет погодные условия на Земле, климатические зоны;
  • температура тела человека – одна из главных характеристик состояния его здоровья, умение определять ее необходимо для осуществления профилактики и выявления заболевания на ранних стадиях;
  • температура воды, обладая высокой теплоемкостью, регулирует климат Земли. Слайд 6.

Физминутка.

Есть одна планета – сад (показываем руками шар)
В этом космосе холодном (обнимаем себя).
Только здесь леса шумят (машем руками над головой),
Птиц скликая перелетных (машем руками).
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой (приседаем),
И стрекозы только тут (кружимся на месте)
В речку смотрят удивленно (смотрим друг на друга).
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей, нету!

Проведение опыта “Как определить степень нагретости тела?” (Слайд 7)

- Перед вами три стакана. Одновременно опустите пальцы в холодную и горячую воду.

- Через одну минуту перенесите оба пальца в теплую воду и понаблюдайте за своими ощущениями.

Дети начинают описывать свои ощущения. Они высказывают разные мнения по поводу степени нагретости воды: в одном и том же стакане вода кому-то казалась холодной, а кому-то теплой и т.п.

- Чтобы определить, в каком стакане вода холодная, в каком – теплая, а в каком – горячая, ученые создали специальный прибор – термометр.

Знакомство с устройством термометра. Слайд 8.

Распределимся в группы, чтобы наблюдать за комнатными термометрами. (Ученики объединяются в группы.)

- Внимательно посмотрите на термометр, выделим части термометра. Из чего же он состоит? (Стеклянная трубка наполнена подкрашенной жидкостью, шкала с делениями, корпус термометра).

- Каждое деление соответствует 1 градусу. Около некоторых делений стоят цифры. Найдите о (нуль) - границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше 0,показывают количество градусов тепла, ниже 0 -количество градусов холода.

- На шкале нанесена граница тепла и холода - 0.

Градус – единица измерения тепла и холода. Шкалу с трубкой закрепляют в корпусе. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

- Как мы можем узнать, какая температура воздуха на улице? (Поглядев на термометр за окном, мы можем посмотреть, сколько градусов тепла или холода на улице.)

- Что вы узнали? Сделайте выводы.

Изучение разных видов термометров. Слайд 9.

-Посмотрите на эти термометры: воздушный, водный, медицинский, почвенный.

- Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).

-Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).

- Как вы думаете, почему термометры так называются? (ответы детей)

  • Воздушный - для измерения температуры воздуха в комнате или на улице;
  • Медицинский - для измерения температуры тела человека или животных;
  • Водный - для измерения температуры воды;
  • Почвенный - для измерения температуры почвы.

- Что вы узнали? Сделайте выводы

Практическая работа № 1. Термометр для измерения температуры тела. Слайд 10.

- Найдите термометр, которым измеряют температуру тела человека. Как мы обычно его называем?

- В медицинском термометре шкала начинается с 34°и заканчивается 42°. Почему?

- В его трубке чаще всего ртуть. Это вредное вещество.

Практическая работа № 2. Термометр для измерения температуры воды. Слайд 11.

- Найдите водный термометр. Рассмотрите его. На его шкале градусы от 0 до 100. Почему такие значения?

- Возьмите ваши стаканчики с водой и опустите в тот, где вода холоднее.

Температуру определяют, не вынимая термометр из воды.

- Теперь этот же термометр переставим в стакан с горячей водой.

Что вы наблюдаете? Если температура понижается, жидкость в трубке опускается и наоборот.

Физкультминутка.

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Практическая работа № 3. Термометр для измерения температуры воздуха. Слайды 12- 13.

- Найдите воздушный уличный термометр. Его шкала начинается с отметки – 50° и заканчивается отметкой +50°. Почему такая разница в значениях?

- Как правильно выбрать место для того, чтобы укрепить уличный термометр?

- Давайте определим температуру, которая сейчас на улице.

Запись показаний термометра.

- А сейчас научимся правильно записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек. Например, на комнатных термометрах, на ваших партах:+22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д.

- Попробуйте записать значения температуры. Работа в парах.

Дети записывают данные в своей тетради. Затем обмениваются тетрадями в паре и проверяют работы друг друга.

- Запишите эти значения на листах бумаги: 5° ниже нуля, 10° тепла, 3° мороза, 20° выше нуля.

V. Включение нового знания в систему знаний.

- Ребята, вы сегодня познакомились с новым прибором – термометром. Опишите этот прибор.

- Подведем итог. Термометр – очень хрупкий прибор. С ним нужно обращаться очень аккуратно. Попробуем определить правила, которые обязательно нужно соблюдать при обращении с термометром.

Разработка детьми правил пользования термометром. Слайд 14.

Используйте термометр исключительно для измерения температуры.

Берегите термометр от ударов и перегрева. 

Никогда не подвергайте термометр кипячению.

VI. Самостоятельная работа. “Проверь себя”. Слайд 15.

Дети выполняют задания с самопроверкой.

1. Запиши числами: десять градусов тепла; восемь градусов мороза; шесть градусов выше нуля; семь градусов ниже нуля.

2. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха в классе, на улице;

3. Покажи на модели термометра 12° мороза, 23° тепла, -8°, +5°;

4. Переставь буквы с рисунка так, чтобы получилось знакомое тебе слово. Запиши его.

VII. Рефлексия. Выводы. Слайды 16-17.

- С какой темой сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

- Повторите правила пользования термометром.

- Спасибо за урок!

Запись домашнего задания.

По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.

30.06.2013