Творческая и дистанционная технологии во внеурочной деятельности учителя

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Работа с родителями


 «А вы
ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?»
В.В. Маяковский

Творческое начало заложено в каждом человеке. Ребёнок творит практически с момента рождения. Сначала примитивные поделки, но по мере расширения кругозора творчество становится осознанным. Ребёнок выбирает область, в которой ему интересно творить. И если появится наставник, который будет координировать творческий процесс, не навязывая общеизвестные истины, а подсказывая и направляя, то результат будет приносить удовлетворение всем участникам процесса.

Внеурочная деятельность учителя даёт возможность отойти от традиционных методов преподавания и погрузиться в творческий процесс.

Правила работы творческой мастерской

  • Наставник создаёт атмосферу дружеского сотворчества.
  • В процессе занятий наставник старается пробудить интерес к изучаемой теме.
  • Наставник не торопится давать ответы на поставленные вопросы.
  • Исключается оценивание работы участников мастерской в традиционном понимании. Право на ошибки есть у всех участников мастерской.
  • Информацию участники добывают сами, наставник их направляет и координирует.

«В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры». (Н.И. Белова)

Для расширения рамок предметной области «Информатика и ИКТ» помимо педагогической технологии творческой мастерской хорошо помогают дистанционные мастер-классы, например, педагогического сообщества internika.org или курсы сетевого Роботландского университета. Траектория мастерской выстраивается так, чтобы участники прорабатывали новый учебный материал не ради оценки, а для создания творческого продукта. Соревновательный стимул хоть и присутствует, но не является основным для участия. Сам творческий посыл строится на диалоге, свободе выбора и равенстве участников мастерской.

Во время работы дети быстро распределяют роли: программист, дизайнер, критик, писатель контента и т.д. Причём, чёткого разграничения по ролям не существует, каждый может себя попробовать в любой роли и выбрать наиболее близкую для себя. Команда работает над единым информационным продуктом, но для индивидуалистов есть возможность себя реализовывать в собственном проекте. Ошибки обсуждаются, но исправляются не наставником, а участниками мастерской по мере изучения нового материала, создания информационных продуктов и участия в проектах.

Удобно творческую мастерскую распределить на полугодие (например, 1-2 академических часа в неделю) и выстраивать следующим образом:

индукция –> творческий процесс –> творческий продукт –> осознание его закономерностей –> коррекция своей деятельности –> итоговая рефлексия.

В процессе продвижения по этапам мастерской участники испытывают потоки новых идей, мыслей и образов. Поэтому итоговый результат непредсказуем и этим очень интересен…

«Священный огонь не загорается сам собой, чтобы он запылал, нужно собрать топливо, сложить его в очаг и раздувать, иногда долго раздувать, пока удастся добиться первых проблесков пламени. Тогда, действительно, если все было хорошо подготовлено в очаге, этот огонь начинает постепенно согревать вас, он светит, он сверкает, он вас обжигает, но, повторяю, для этого нужно потрудиться». (Виолле-ле-Дюк)

Приложение

Проект, выполненный участниками творческой мастерской.

Литература

  1. Н.И. Белова. Экология в мастерских. Методическое пособие. – СПб.: "Паритет", 2004 г. – 224 с.
  2. А.А. Дуванов. Методические рекомендации сетевого Роботландского университета (курс 42, 2011–2013 гг.).
  3. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – Москва: "Народное образование", 1998 г. – 256 с.