Классный час "Хлеб – всему голова"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Воспитывать бережное отношение к хлебу. Дать представление о ценности хлеба, о людях, которые выращивают зерновые и выпекают хлеб.

Научиться бережно относиться к хлебу.

Оборудование: Плакат со словами “Хлеб – всему голова”. Плакат с пословицами о хлебе, колосья ржи, пшеницы, хлебобулочные изделия на столе.

Вступительное слово учителя: Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век великих научно – технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, овладели энергией атома, владеют социальными сетями, а хлеб остается хлебом.

Традиция русского народа встречать гостей хлебом-солью – символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом-солью отмечают важные события в жизни людей, встречают дорогих гостей. Но как много надо вложить знаний, умений, труда, чтобы вырастить большие урожаи хлеба для нашей огромной страны.

Стихотворение В. Данько “Откуда хлеб берется”. (Читает ученик).

Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!

(Показываю колосья пшеницы и ржи).

“Что требуется для хорошего урожая?” (ответы учащихся).

(Хорошие семена – раз, хорошая земля – два, хорошая погода – три).

А еще? А еще, и это самое главное, нужен труд земледельца.

Начиная с ранней весны и до уборочной поры, с раннего утра и до позднего вечера трудятся хлеборобы, чтобы вырастить море таких колосков. Люди борются за хлеб с засухой, с непогодой, не жалея сил, здоровья. В отдельных областях нашей страны бывает сильная засуха, а в других – все заливает дождем. Потом и кровью достаются хлеборобам золотые зерна пшеницы и ржи. (Показываю зерна пшеницы и ржи). В уборочную пору круглые сутки работают на полях комбайны, машины, чтобы убрать весь урожай вовремя, до последнего зернышка.

“Хлеб – всему голова”, - говорит народная пословица. Без хлеба нет жизни на земле.

Какие пословицы о хлебе вы еще знаете? (ответы учащихся, чтение пословиц с плаката).

Каждый гражданин России может купить хлеба, сколько ему нужно. Но это не значит, что его не надо беречь и не надо аккуратно с ним обращаться.

Вспомним тяжелые годы Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград. (показываю иллюстрации блокадного Ленинграда). Сколько умирало ежедневно людей, детей, стариков, женщин только оттого, что в данную минуту не было даже крошки живительного хлеба. (Читаю детям стихи О. Берггольц).

О ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке.

(Показываю кусочек хлеба в 124 гр – норму, которую выдавали ленинградцам на человека).

Нам трудно сейчас представить, как можно мечтать о кусочке настоящего хлеба, о котором мечтали умирающие ленинградцы.

Будем свежий хлеб ломать руками,
Темно-золотистый и ржаной...

В нашей стране давно прошли голодные годы. Сейчас каждый из вас ежедневно съедает много вкусных хлебных изделий. (Показываю хлебобулочные изделия, которые лежат на столе). И мы должны бережно, уважительно относиться к хлебу.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки.

(Стихотворение Н.Рыленкова “Хлеб”).

Хлеб сам по себе не появится у нас на столе. Расскажите путь хлеба от зерна до буханки (рассказы учащихся).

“А сколько хлеба нужно для вашей семьи?”, “А если хлеб остался и зачерствел, что можно с ним сделать?” (Гренки, сухарики с сахаром и солью, запеканки, пироги.) Но есть люди, которые выбрасывают остатки хлеба. Они совершают преступление. Если в семье (четыре человека) будет выбрасываться в день лишь 100 граммов хлеба, то в год это составит 36,5 килограмма.

Послушайте стихотворение С.Михалкова “Булка”. (Читает ученик.)

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Как вы оцениваете поступок мальчиков? (ответы учащихся).

Наступили дни поздней осени. Убран с полей урожай. Страна засыпала в закрома много хлеба. Славно потрудились наши хлеборобы.

А наша награда хлеборобам - низкий поклон за душистый, мягкий хлеб, который каждый день появляется на нашем столе. Стихотворение Л. Кузьмина “Каравай, каравай” (читают ученики).

Ученик 1

Вырос в поле колосок
Поначалу невысок.

Но тянулся он, старался,
Храбро усики вздымал,
Тёмной ночи не боялся,
По утрам в росе купался
И высоким, сильным стал.
Оглянулся, а кругом
Под осенним холодком
В светлом поле, на просторе
Золотых колосьев — море!
Все на солнышко глядят,
В каждом зёрнышки сидят.

Улыбнулся колосок
И сказал:
— Поспел я в срок!
Теперь, по этакой поре,
Смогу послать всей детворе
Подарок преотличный —
Каравай пшеничный!
Лишь бы тучи с градом
Не ходили рядом;
Лишь бы ветер не подул,
Тучи к нам не повернул.

Ученик 2

А ветер проснулся,
А ветер подул,
Донёс он до поля
Раскатистый гул.
Но только не дождь,
Не грозу он принёс,
А рокот моторов
И шорох колёс.

От сельской околицы
В поле с утра
Комбайны спешат
И спешат трактора.
Бегут они к полю
То с горки, то в горку
И вот по заре
Начинают уборку.

И в бункеры
Гулкие, тесные
Льётся зерно полновесное,
И сквозь перекличку моторов
Слышны голоса комбайнёров:
— Соберём весь урожай,
Будет славный каравай!
С телебашню вышиной,
С целый город шириной!

Лишь бы спелую пшеницу
Голубой электровоз
Поскорее в этот город
Прямо к мельнице привёз.

Ученик 3

Лишь бы там была пекарня,
И была такая печь,
Чтобы масленый, подовый,
Великанский, стопудовый
Каравай могла испечь!

И вот летит электровоз
Мимо сосен и берёз.
Вслед
Гружённые пшеницей
Мчат вагоны вереницей.
А за дальним светофором,
За излучиной реки,
Над холмом вечерний город
Зажигает огоньки.
И подкатывает с ходу
Эшелон к хлебозаводу.
Смолкли звонкие колёса.
Над платформой свет горит.

Машинист с электровоза
Хлебопёкам говорит:
— Вот вам новый урожай!
Испеките каравай!
С телебашню вышиной,
С целый город шириной!
Масленый, подовый,
Огромный, стопудовый!
Такой, чтобы с излишком
Хватило всем детишкам!

Хлебопёки засмеялись,
Меж собой посовещались
И сказали хором, враз:
— Ладно! Выполним наказ!
Но сначала всё зерно
Пойти на мельницу должно...

Ученик 4

Всю ночь
Молола мельница
И сыпалась мука
В объемистые дёжи
Из длинного лотка.

Всю ночь месили тесто
Чугунные мешалки,
Всю ночь дышали печи
Теплом сухим и жарким.
Всю ночь у хлебопёков
Кипела, шла работа;
Не гасли до рассвета
Огни хлебозавода.

А на заре открылись
Ворота с гулким стуком,
И вот автофургоны
Помчались друг за другом.

Они простором уличным
Помчались прямо к булочным;
Помчались в школу каждую
И в каждый детский сад,
А вслед за ними стлался
И к небу поднимался
Чудесный аромат!

Ученик 5

Аромат горячих плюшек,
И буханок, и ватрушек;
Запах свежих калачей,
Запах сдобных куличей,
Запах тёплых саек, пышек —
Для девчонок и мальчишек!

И в светлой утренней тиши
К столам садятся малыши.
И плюшки-пышки есть у всех,
И ясно всюду слышен
Ребячий гам, весёлый смех:
— А каравай-то ВЫШЕЛ!

Потому что если вместе
Где-нибудь на чистом месте
Ссыпать все буханки,
Булки и баранки,
То над городом с утра
Встанет хлебная гора!

В сто кварталов шириной,
С телебашню вышиной,
С чудною макушкой —
С кругленькой ватрушкой!

Мы на гору поглядим,
Поглядим да поедим!
Станем, словно колосок,
Силы набираться,
В каждый солнечный денёк
Ростом прибавляться.

А когда мы подрастём,
Сами смело поведём
По полям бескрайним
Трактора, комбайны.
А как снимем урожай,
Вновь затеем каравай!
Каравай отличный,
Золотой, пшеничный!
Свежий да пахучий,
Высотой до тучи!
Неохватный в ширину —
На всю огромную страну!
На всю страну большую —
Нашу
Трудовую!

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила пользования хлебом:

Возьми хлеба столько, сколько ты съешь.

Из черствого хлеба умей приготовить вкусное блюдо.

Объясняй эти правила младшим товарищам.

Итог беседы.