Аннотация конкурсной работы "Моделирование фартука"

Разделы: Технология


Класс: 5

Тема: Моделирование фартука

Цель: Формирование навыков моделирования фартука.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с понятием «моделирование» и профессией модельера, отработать первоначальные навыки приемов моделирования.
  • Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы),
  • Воспитать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и опрятность при работе.

Тип урока: комбинированный.

По завершении урока учащиеся должны: Знать приемы технического и творческого моделирования;  уметь применять их на практике.

Методы: информационный, объяснительно-иллюстративный, практический.   

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуально-самостоятельная, самоконтроль.

Оборудование: ножницы, линейка закройщика, цветная бумага, клей,  лекало, ткань, булавки, аксессуары.

Наглядные пособия: модели фартуков, определения (модель, моделирование, приемы моделирования, модельер-художник) (Приложение 5).

Дидактические материалы: тест, карточки.

Этапы урока:

  1. Организационный. 
  2. Повторение  материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Заключение.

Словарь: Модельер-художник, моделирование.

Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Организационный  момент (2 мин.).

Здравствуйте, я очень рада видеть вас всех.

Назовите ваше имя и постарайтесь на первую букву вашего имени сказать доброе прилагательное.  Самый внимательный и благодарный зритель тот, кто сам пережил радость творческих удач и открытий. И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Собственный творческий поиск поможет вам в  этом.  Я желаю вам, чтобы для вас оно прошло с пользой.

Девочки, на прошлом занятии  мы начали изучение совершенно новой для вас темы «Конструирование фартука».

Вы узнали, что такое конструирование, чертеж, основные линии чертежа фартука.

Отвечают на вопросы

Повторение материала (3 мин.)

Вспомните, пожалуйста, что такое конструирование?

Посмотрите на экран, перед вами чертеж фартука, дайте  названия линий, выведенных на экран.

Отвечают на вопросы

рис.1

  • Линия верха 
  • Линия талии
  • Линия середины нижней части фартука и нагрудника
  • Линия бока нагрудника
  • Линия низа фартука
  • Линия бока нижней части фартука

Учитель: Хорошо! Материал прошлого урока вы усвоили.

Из ваших ответов можно сделать вывод: Конструирование это построение чертежа выкройки изделия. Этим занимается – конструктор. Вы великолепно знаете все линии чертежа.

Молодцы!

Внимание на доску

Изучение нового материала (15 мин.)

Сегодня мы вами начнем  изучение темы «Моделирование фартука» и я немного расскажу вам о профессии модельер-художник, познакомлю вас с приемами творческого моделирования и вы самостоятельно выполните практическую работу.

 

Знакомятся с темой урока, целями и задачами

1. Значение разнообразия.

Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы?

(– Красивые, веселые, грустные… Я подвожу детей к ответу «Разные»)

В чем выражается эта разница? Чем мы отличаемся друг от друга?

(– Прической, чертами лица, цветом волос…одеждой).

Попробуем представить, что было бы, если бы мы все стали похожи друг на друга?

( – Неинтересно…)

Мы выбираем одежду в соответствии со своими представлениями о себе. У каждого человека свой характер, свое настроение, свое отношение к цвету и форме. Летом и зимой мы носим разную одежду. Какую?

(– Теплую, легкую…)

Внимание на экран

Мы бываем на работе (наша работа – это школа) и дома, на прогулке и на празднике. Будет ли отличаться наша одежда в каждом из этих случаев? Как?

( – Дети высказывают свое мнение о назначении одежды)

Несомненно, мы одеваемся в зависимости от ситуации: для занятий спортом – спортивный костюм, для работы – деловой строгий костюм или (дети могут продолжить, что можно надеть для работы), для дома – (продолжают дети, я исправляю, если допущена ошибка), на праздник – …

В какой ситуации мы надеваем фартук?

( – Во время уборки, приготовления пищи…)

Отвечают на вопросы

Вы пригласили гостей. Вам нужно накрыть стол или убрать посуду. Как сохранить свое нарядное платье от пятен?

( – Надеть фартук)

Тот, в котором вы протирали пыль или жарили картошку?

( – Другой, чистый, красивый, нарядный…)

Отвечают на вопросы

Конечно, для таких случаев необходим нарядный фартук! Вы убедились, что нам необходимы не только разные брюки, юбочки, блузки, но и фартуки.

А вы знаете, что нельзя найти более старинного предмета одежды, чем фартук. Изначально функция фартука – прикрыть обнаженное тело. Чуть позже она стала шире – не только скрыть наготу, но и определить статус человека, который его носит. С этой целью его надевали в Древнем Египте фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе. 

Изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба. Потом он видоизменялся, проникал из одной страны в другую, стал частью женского и детского костюма, знаком отличия людей благородного сословия и, наоборот, деталью униформы прислуги.

Со времен средневековья фартуком пользовались, чтобы прикрыть, защитить платье.

Но уже в XVI веке женский передник стал принадлежностью туалета замужней женщины.

Конечно, крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали фартук сугубо утилитарно – они защищали им свою одежду. Шили их из простых, доступных им тканей – льна, отбеленного полотна.

Богатые дамы лишь изображали из себя прелестных пастушек. Поэтому их фартуки были сшиты из дорогих, изящных тканей, часто – украшенные вышивкой и дорогими кружевами. Сейчас это странно слышать, но дамы в 18 веке особенно любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку (променад).

С 19-ого века и до середины 20-го века белые передники надевали, делая работу по кухне или по дому, в то время как разноцветные фартуки носили, принимая гостей или подавая еду. Таким образом, декоративные передники стали ассоциироваться с умелыми, хорошими домашними хозяйками. 

Различие между простыми и цветными передниками было особенно важно в конце 19-ого столетия, когда многие начали нанимать слуг. Чтобы обеспечить визуальное отличие между нанятыми слугами и хозяйкой дома, горничные всегда надевали белые передники, когда приходили гости. Хотя цветные передники не были строго необходимы, предполагалось, что в гардеробе каждой дамы есть обязательно несколько фартучков к повседневному платью.

Такие необычные передники часто делались из остатков ткани. Этим самым, хозяйка демонстрировала свою экономность и таланты к рукоделию.

А с 1920-х годов, когда многие женщины стали сами выполнять работу по дому, в каждом доме снова появился фартук.

Теперь такой фартук называется кухонным. Каждая хозяйка старается выглядеть красиво и неповторимо, даже на кухне.

Слайды «История» (Приложение 6)

2. Моделирование фартука.

Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели. Мы попытаемся освоить способ моделирования, будем заниматься моделированием.

Термин «моделирование» происходит от слова «модель» (образец) и означает изготовление вновь создаваемого изделия. Моделирование одежды – это создание новых моделей.

Слайд «Профессии 1»

Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:

  1. Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения, линиях кроя и отделки.
  2. Конструктор – изготовляет чертежи и выкройки.
  3. Технолог – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.

Работа любого модельера начинается с формулы: “для кого – для чего – из чего”

Слайд «Профессии 2»

Краткое объяснение приемов моделирования:

а) техническое – за счет изменения деталей фартука

б) творческое – работа с цветом и отделкой.

Демонстрация моделирования фартука учителем.

Как же это происходит на практике?

Во все времена, любая женщина, девушка хочет быть красивой, изысканной, неповторимой. Мы с вами выяснили, что фартук существует двух видов и назначений: обычный – для защиты одежды от загрязнения, нарядный – для встречи гостей. Гостей мы встречаем по различным поводам, например по праздникам. Какие вы любите праздники?

Сегодня вы модельеры. Перед вами стоит задача – создать модель праздничного фартука. А какой, вы узнаете выполнив задание. Чтобы вам было интересно работать  мы разделимся на 4 группы модельеров. Каждая группа получает свое задание.

Ответы обучающихся.

Практическая работа (10-15 мин)

Для выполнения практической работы вам нужно иметь ножницы, линейку закройщика, цветную бумагу, клей,  лекало, ткань, булавки, аксессуары. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

Инструктаж по выполнению практической работы «Моделирование фартука»: 

  • Выполнить задания теста.
  • Выполнит техническое моделирование фартука в соответствии с инструкционной картой.
  • Выполнить творческое моделирование фартука.

Инструктаж по ТБ.

Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися предметами.

  1. Хранить иголки и булавки в определенном месте.
  2. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками.
  3. Ножницы хранить в чехле или в специально отведенном ля этого месте.
  4. Ножницы передавать друг другу только тупыми концами.

Деление на группы. Раздача заданий.

Заключение (5 мин)

Анализ и оценка  работ. Выставка работ по желанию учащихся.

Рефлексия:

  • Чему научились на уроке?
  • Зачем нам это нужно?

Выставление оценок.

Сегодня вы все великолепно справились с заданием. Молодцы! Вам понравилось работать модельерами? Тогда я желаю вам успехов и творческих достижений.