Приемы социализации учащихся на уроках литературы

Разделы: Литература


Необходимое условие успешной социализации – повышение общей и коммуникативной культуры. Потому, как любая человеческая деятельность, в том числе и учебная, основана на общении, проблема общения – одна из самых важных проблем. В связи с этим среди общеучебных умений, навыков коммуникативные умения занимают одно из ведущих мест в процессе познавательной деятельности учащихся.

Коммуникативные умения и навыки – способность человека решать языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Социальная адаптации и обучение человека общению – одна из функций современной школы. Учителю следует создать такие условия на уроке, чтобы у учащихся возникла потребность рассказать, объяснить или доказать что-то в процессе учебной деятельности. Много возможностей для развития и практического применения коммуникативных умений и навыков на уроках литературы, среди которых следует выделить поиск новых форм и приёмов обучения, направленных на включение учащихся в процесс общения. Работа в парах и микрогруппах – возможность создания речевой ситуации на уроке. Именно об организации работы в парах на уроках литературы хотелось бы рассказать в этой работе.

Работа в парах позволит учителю включить в учебную деятельность на уроке каждого ученика. Учащиеся, оказавшись в ситуации общения, приобретают навыки, востребованные жизненной практикой. К тому же совместная деятельность способствует решению сразу несколько задач:

  1. Приблизить учебные условия к естественным условиям речевой практики.
  2. Помочь всем учащимся включиться в общую работу класса, т.к. многие не могут самостоятельно включиться в эту работу.
  3. Дать каждому ученику возможность участвовать в решении учебных задач на уроке.
  4. Развивать у учащихся умение планировать свою работы.
  5. Развивать коммуникативные умения учащихся.

Следует тщательно продумать подбор учащихся в пары. Не стоит объединять их только по желанию, так как пары могут получиться разные по уровню знаний, могут вызвать противостояние по отношению друг к другу, следствием чего будет нежелание работать в паре. Можно использовать такой принцип подбора пар:

  1. Учителем назначаются ответственные за совместную работу. При этом учитывается степень подготовленности ученика по предмету.
  2. Каждый ответственный выбирает к себе в пару одного ученика из остальных учащихся.

Таким образом образовавшиеся пары получаются почти равносильные по уровню знаний, при этом в некоторой степени учитываются личные симпатии учащихся.

Ответственный отвечает за работу пары в целом, предлагает алгоритм выполнения задания, распределяет обязанности. Нужно несколько занятий (3-4), чтобы ученики сработались в парах. В дальнейшем состав пар лучше изменить, чтобы учащиеся получили опыт сотрудничества с другими одноклассниками.

Взаимоотношения вместе работающих учеников регулируются коллективно выработанными правилами, отражёнными в памятке.

Памятка для работающих в паре (группе).

  1. Будьте доброжелательны и терпеливы друг к другу.
  2. Не перебивайте своих товарищей, учитесь слушать и слышать друг друга.
  3. Будьте внимательны к высказываниям других.
  4. Принимайте участие в обсуждении проблемы.

Работа в парах состоит из нескольких этапов:

  1. Чтение задания для более осознанного его понимания.
  2. Обсуждение алгоритма выполнения. Распределение обязанностей.
  3. Обмен информацией, принятие решения насчёт содержания и формы предъявления материала. Составление плана ответа.
  4. Представление ответа.

Задания дифференцированы по степени сложности, по сформированности общеучебных умений и навыков, по уровню знаний по предмету. При распределении заданий учитывается также темп деятельности учащихся, индивидуальные особенности (особенности внимания, памяти, степень развитости мыслительных умений). Это могут быть задания репродуктивного характера (сообщение по плану, устный ответ по информационной карточке, пересказ фрагментов произведения и т. п.) и более сложные (самостоятельный анализ части, эпизода произведения, понимание, домысливание, оценка рассказанного автором с опорой на анализ, сравнение, синтез).

Требования к ответам (оформлены в виде памятки).

  1. Отвечать громко, чётко, с соблюдением пауз и правильной интонации.
  2. Говорить на тему, обозначенную в задании.
  3. Излагать материал логично и последовательно с необходимыми обобщениями и выводами.
  4. Ясно формулировать основную мысль высказывания для записи в тетрадях одноклассниками.

Чтобы поддержать интерес к выступлению одноклассников из других пар, после выступления каждой пары всеми учениками делаются записи в тетради (письменное оформление выводов, обобщений, табличная систематизация материала и т. п.)

В конце урока подводится итог-обобщение в виде заключительного слова учителя или обобщающей беседы со всем классом.

За урок ставится две оценки: первая – за работу в паре, вторая – за работу в тетради.

За работу в паре ставятся одинаковые оценки работающим вместе ученикам. Учитывается не только содержательная сторона ответа (отбор наиболее существенных фактов и сведений для раскрытия основной мысли высказывания, последовательное изложение материала с необходимыми обобщениями и выводами, грамотное речевое оформление), но и характер взаимодействия в паре (терпеливое отношение друг к другу, взаимопомощь, участие в обсуждении задания, способах его решения и т.п.).

Вторая оценка – за письменное оформление высказанных на уроке мыслей, заполнение таблицы и т.д.

Такая форма работы активизирует учебную деятельность школьников, вырабатывает навыки сотрудничества и делового общения, способствует развитию доброжелательных отношений в классе между детьми.

В качестве приложения предлагаются образцы заданий для работы в парах на уроках литературы в старших классах.

Задания для работы в парах (микрогруппах).

Тема: «И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
«Базаров и Кирсановы. Различие их социально-психологического облика».

I.
1. Прочитайте описание внешности Базарова (2 гл.), Николая Петровича (1 гл.), Павла Петровича (4 гл.).
2. Что даёт портрет для понимания характера человека?
3. Как в описании внешности показана противоположность образа жизни героев, взглядов, вкусов, привычек? Обобщите свои наблюдения в таблице

Базаров Павел Петрович Николай Петрович

II.
1. Перескажите биографию Николая Петровича (1 гл.).
2. Почему Тургенев начинает роман биографией Николая Петровича? Как характеризует Николая Петровича его прошлое? Как это прошлое определяет его отношение к общественным явлениям 60-х годов?
3. Каковы личные качества, интересы, образ жизни Николая Петровича?

III.
1. Перескажите биографию Павла Петровича (7 гл.).
2. Как характеризует П. П. Кирсанова его прошлое?
3. Каково отношение Базарова к фактам биографии Павла Петровича? Как это отношение характеризует нового человека, вышедшего на арену общественной деятельности в 60-е годы XIX века?

IV.
1. Сделайте сообщение на тему «Роль портрета в раскрытии образа литературного героя».

Тема: «И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь в жизни героев романа».

I.
1. Расскажите историю любви Николая Петровича Базарова к жене.
2. Какими изображает Тургенев чувства Николая Петровича к жене и Фенечке? Как характеризует их силу и глубину?

II.
1. Расскажите, какую роль сыграла любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова.
2. Какую оценку дал ей Базаров? Согласны ли вы с ней?

III.
1. Выпишите из 7 главы высказывания Базарова о любви. Выскажите своё отношение к ним.

IV.
1. Прочитайте сцену первой встречи Базарова и Одинцовой (гл. 14).
- Что переживает Базаров, впервые увидев Одинцову?
- Что привлекло его?
2. Перескажите содержание 15 главы.
3. Прочитайте сцену объяснения между Базаровым и Одинцовой.
- В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой?

V.
1. Вспомните содержание 14-15 глав романа. Как Тургенев показывает отношение Базарова к женщине, к любви? Каким было это отношение?
- Чем, по вашему мнению, вызвано противоречие между тем, что говорил Базаров о любви, и тем, какие чувства он испытывал к Одинцовой?
2. Что даёт анализ взаимоотношений Базарова и Одинцовой для понимания образа главного героя, для уяснения авторской позиции?

Тема: «Л. Н. Толстой. «Война и мир».
Изображение светского общества в романе».

I.
1. Вечер в салоне А. П. Шерер. Как можно определить общение хозяйки салона и её гостей?
2. Найдите и перечитайте отрывок, сравнивающий салон Шерер с прядильной мастерской. В чём смысл такого сравнения?

II.
1. Чем выделяются среди гостей Андрей Болконский и Пьер Безухов? Найдите описание портретов Андрея и Пьера.
2. Сделайте вывод, свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

III.
1. О чём разговаривают гости Шерер? Что им известно о Наполеоне?
2. Сделайте сообщение по карточке.

IV.
1. Перескажите содержание 6 гл. (1т., 1ч.). Как развлекалась «золотая» молодёжь Петербурга?
2. Почему в компании Долохова и Курагина оказался Пьер?

V.
1. Проанализируйте сцену борьбы за мозаиковый портфель (XXI гл.).
2. Кто и с какой целью находится рядом с графом Безуховым? (гл. XVIII-XIX).

Итог-обобщение.

Самостоятельно записать вывод, как относился Толстой к нормам жизни высшего света, ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.

Используемая литература:

  1. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. Под ред. В. А. Лабунской. - М., 2001.
  2. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. - М., 2002.
  3. Квятковский Е. В., Матвеева З. И. Дидактический материал по литературе для 9 класса (сменной) средней общеобразовательной школы: Пособие для учителя. - М., 1987.