Для учителей истории

Авторская программа по истории и изобразительному искусству "Чудо-роспись"

Разделы: История и обществознание


“Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев - от них идут ручейки,
которые питают истоки творческой мысли, чем больше уверенности в движениях
детских рук, тем тоньше взаимосвязь руки с органами труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия  детского разума”.

В.А. Сухомлинский.

С каждым годом всё больше и больше растет интерес к декоративно-прикладному искусству, в том числе, к искусству народному. Народное искусство – это фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений и оказывает большое воздействие на детей, на воспитание у них любви к природе, людям, искусству, и конечно, для развития технических, композиционных умений и навыков, художественных вкусов, эстетических взглядов и чувств. Очень важно побудить желание творить прекрасное в повседневной жизни, бережно относится к своему творчеству и своим вещам, уметь их украсить.

Нас всюду окружают вещи и нам трудно сейчас представить, как на заре человечества человек обходился без вещей. Как только человек научился делать вещи, он научился их украшать. Из самого простого материала - дерева, создавались истинные произведения декоративно-прикладного искусства: прялки, ковши, пиалы, ложки, корзины, музыкальные инструменты, мебель. Изделия из древесины украшались резьбой, но чаще всего расписывались.

Искусство росписи по дереву имеет многовековую традицию. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития. Издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или другие изделия не для собственных нужд, а для рынка. Так возникли народные, художественные промыслы – особая форма декоративно-прикладного искусства. В борьбе с конкуренцией, многие промыслы постепенно приходили в упадок.

Изучение творчества мастеров народных промыслов необходимо. Проблема в том, что ручной труд уходит в прошлое, однако именно он составляет основу декоративно-прикладного искусства, поэтому очень важно развивать умения, навыки по изготовлению изделий с элементами ручного труда. “Золотые” руки мастера-модельера, мастера-кондитера, мастера-дизайнера и других мастеров самых разных профессий ценятся, и со временем будут цениться ещё более.

С целью развития интереса обучающихся к народному творчеству, изучению традиций росписи русских мастеров была разработана программа “Чудо-роспись”. Значимость программы состоит в важности сохранения культуры и традиций росписи по дереву.

Новизна программы в том, что обучение и воспитание строится во взаимосвязи нескольких видов изобразительного искусства: рисунка, живописи, декоративно – прикладного искусства, а также истории народных промыслов.

Особый акцент в программе сделан на изучение обучающимися народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца, Жостова, Палеха, Полховского – Майдана, уделяется внимание искусству сибирской росписи при изучении тем: “Украшение жилища сибиряков”, “Внутреннее убранство дома”, “Сибирская домовая роспись” и др. Например, яркая монументальная роспись сибирской избы воспринимается естественной рядом с насыщенным до предела цветом народного костюма, росписью вещей из дерева и т.д.

В программе предусмотрены задания по росписи сюжетных композиций. Это рисование палехских композиций “Зима-зимушка”, “За околицей”, “Гарцующие кони”, “Шла девица за водой”, “Посиделки на Покров”, “Колядки”, “Сватовство” и др. Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов.

На занятиях обучающиеся знакомятся с творчеством художников народных промыслов, с произведениями мастеров, отражающих жизнь, быт, народные традиции.

Это рисунки художников Гусарова Н.Н. и Литвиенко С.Н., росписи по дереву художника Куркина Александра Михайловича и других. Обучающиеся рассматривают репродукции произведений художников, изучают особенности каждой росписи и их элементы, самостоятельно выполняют лаковые работы по дереву, составляют эскизы композиций.

Для более успешной реализации программы преподаватель должен обладать знаниями в области исторической науки, изобразительного искусства, хорошо ориентироваться в содержании программы, иметь практический опыт организации кружковой работы. В процессе обучения и контроля обеспечивается достижение следующих целей:

  • развитие познавательного интереса обучающихся к народному искусству, через практическую деятельность, изучение основных этапов развития народных промыслов.
  • воспитание гражданственности, любви и уважения к культуре и традициям декоративно-прикладного искусства России и Прибайкалья.

Задачи программы:

  • ознакомить обучающихся с основами декоративно-прикладной работы, искусством росписи по дереву;
  • способствовать приобретению обучающимися практического опыта: самостоятельного выполнения росписей, выполнения художественно – декоративных работ определенной сложности;
  • создать предпосылки для дальнейшего образования и самообразования обучающихся.

Учитывая, что данная программа предназначается для детей разного возраста, при изложении теоретического материала используется разнообразный иллюстративный материал: репродукции с картин художников, фотографии, материалы периодической печати, видеофильмы, слайды, альбомы с росписями, журналы, книги, образцы изделий и др.

Программа отличается практической направленностью, так как основное количество часов отводится практической деятельности, самостоятельному составлению обучающимися композиций. Это росписи панно, разделочных досок, простых предметов быта, моделей одежды, эскизы украшения пирожных, тортов, эскизы интерьеров с элементами народных росписей. Кроме того, в программе предусмотрены задания по рисунку и живописи. Так в палехской, городецкой и гжельской росписях не обойтись без рисования сценок с изображением людей, животных, птиц. Чтобы лучше изучить особенности формы животных, отведено время на рисование животных, птиц, человека, натюрмортов из овощей, фруктов, букетов цветов и др. Предусмотрены уроки на пленэре (на открытом воздухе, в парке, сквере).

Для обучения во внеурочное время рекомендуется принимать всех детей, проявивших интерес к занятиям, и тех, которые “не держали карандаш” в руках, и тех, кто имеет уже какие-то навыки. Группы могут быть разделены по возрасту, но это не обязательное условие. Организуются занятия с обучающимися разного возраста. Как показывает многолетний опыт работы в группе с обучающимися разного возраста - “маленькие” быстрее “пропитываются” духом творчества, больше впитывают, как “губка”, “прирастают”, обучающиеся постарше помогают им увидеть ошибки, проанализировать работу. Не исключено, что для некоторых детей эти первые занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство или к выбору профессии. С учётом сложности и подготовленности групп, количество детей в группе не должно превышать 8-10 человек. Так как с каждым ведётся кропотливая индивидуальная работа, учитываются индивидуальные особенности, способности каждого обучаемого. Продолжительность одного занятия не более 3-х часов. Такие занятия возможны, так как во время занятий виды деятельности чередуются. Обучающиеся могут двигаться по кабинету, отходить, смотреть свою работу “издалека”, менять воду, точить карандаши, обрабатывать доску, шлифовать, подходить и рассматривать наглядный материал, образцы изделий. Таким образом, дети не “прикованы” к рабочему месту. Итогом освоения основных приемов и навыков является выставка. Выставка всегда открытие красоты и мастерства. Как правило, по ходу занятия организуется – промежуточный просмотр работ, и в конце занятия выставка выполненных работ.

Основная форма внеурочных занятий – форма “открытых дверей”. Дети не исключаются, если даже они не занимались очень длительное время, интерес и желание заниматься могут к ним вернуться. Главное – создать условия для самореализации ребёнка, для развития его задатков и способностей, поддержать его творческую активность, дать возможность почувствовать радость от собственного труда.

В программе дано краткое содержание основных тем, посвящённых изучению какой-либо конкретной росписи. Последовательность изучения этих тем необязательна. Нет принципиальной разницы, какая роспись будет изучаться прежде – хохломская, городецкая или палехская роспись. Задача в том, чтобы хорошо изучить каждую роспись, уметь быстро отличить одну роспись от другой, не путать элементы, уметь составить самостоятельно композицию любой росписи, подобрать цветовое сочетание, выполнить на практике – оформить изделие. Прежде, чем познакомить обучающихся с росписями, необходимо познакомить их с видами и жанрами изобразительного искусства. Нужно определить место декоративно-прикладного искусства в изобразительном искусстве и показать, каким образом оно связано с другими видами изобразительного искусства, его отличие, что ещё, кроме росписей включает в себя декоративно-прикладное искусство и т д. Каждый жанр изобразительного искусства может быть выполнен в разных видах изобразительного искусства. Например: натюрморт может быть выполнен в живописи, в рисунке или декоративно, вылеплен (в скульптуре), или выполнен в синтезе с архитектурными элементам. По каждой выполненной работе следует проводить художественно-содержательный анализ:

  • какова форма изделия, декор, техника исполнения,
  • как согласуется с материалом и его назначением,
  • каковы особенности и художественно – образная система приёмов школы конкретного художественного промысла.

В результате освоения программы обучающиеся приобретают:

  • дополнительные знания об истории, культуре, традициях русских народных росписей,
  • сформированные общие и предметные компетенции,
  • практический опыт художественной и исследовательской работы,
  • общие умения и навыки выполнения художественных работ,
  • мотивацию дальнейшего образования и самообразования.

Авторская программа "Чудо-роспись"

Приложение 1

Приложение 2