Применение технологии веб-квест на уроках информатики

Разделы: Информатика


Формирование и развитие информационных компетенций предполагает следующие виды деятельности:

  • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией.
  • Владение способами работы с информацией:
  • поиск в каталогах, поисковых системах;
  • систематизация, анализ и отбор информации;
  • преобразование информации

Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.

Умение применять информационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативных компетенциях, можно выделить следующие виды деятельности этого направления:

  • Владение формами устной речи
  • Ведение диалога “человек” - “техническая система”
  • Умение представить себя устно и письменно
  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы

Для формирование информационных и коммуникационных компетентностей на уроках я использую технологию веб-квест.

Web–Quest – это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.

Web–Quest – это интерактивная учебная деятельность, которая включает в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:

1. Наличие проблемы, которую нужно решить.

2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.

Использование веб-квестов на уроках способствует:

  1. Повышении мотивации к самообучению;
  2. Формированию новых компетенций;
  3. Реализации креативного потенциала;
  4. Повышению личностной самооценки;

Другой очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:

Рассмотрим пример веб-квеста “Создание блок-схем алгоритмов”

https://sites.google.com/site/blokshema/

Структура веб-квеста:

  1. Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
  2. Задание (описывает конечный продукт деятельности);
  3. Порядок работы и необходимые ресурсы (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация). Работу обучающиеся могут представить в форме презентации, схемы, рисунка и т.д.;
  4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся). В разделе Оценка учитель размещает критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться.
  5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Этапы работы обучающихся над веб-квестом:

1. Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей.

2. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды.

3. Далее исследует предложенные ресурсы

4. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос.

5. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.

6. Веб - квест предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом.

7. Заканчивается все групповой защитой своей работы.

Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.

Практическая значимость:

  • формирование и проявление информационных и коммуникационных компетентностей обучающихся;
  • возможность оценивания  уровня   сформированности компетентностей. Объектами оценки являются результаты деятельности обучающегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует обучающийся при работе в группе и во время проведения консультаций.
  • возможность формирования у обучающихся компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности.

При такой технологии работы на уроке я вижу следующие результаты:

  1. Собственно продукт, в виде презентаций, докладов, схем в Интернете. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
  2. Это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность, и как следствие активизация учебной деятельности.

Это позволит формировать следующие умения:

  • Умение самоопределяться;
  • Умение само презентоваться;
  • Умение работать в команде;
  • Умение брать на себя ответственность