ИКТ-технологии на уроках английского языка и во внеурочное время

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Жизнь в современном мире высоких технологий и огромного потока информации предъявляет новые требования как к процессу образования, так и к его результатам.

Задача школьного образования состоит не столько в том, чтобы вложить в ученика определенный набор знаний, сколько развить универсальные учебные действия, которые позволят ему самостоятельно добывать и усваивать новые знания, воспитать духовно-нравственную творческую личность, готовую к саморазвитию и сотрудничеству, человека, способного занять достойное место в обществе.

Предмет английский язык вносит огромный вклад в дело образования и формирования такой зрелой личности. Во-первых, мотивация к изучению английского языка сильно выросла за последние два десятилетия в результате развития информационных технологий, интернет коммуникаций, расширения международных контактов. Во-вторых, это предмет, главной целью которого является развитие коммуникативной компетенции, на котором иностранный язык используется для обсуждения широкого круга вопросов из различных областей знаний и проблем повседневной жизни. В связи с этим, хочу отметить повышение требований как к процессу преподавания, так и к личности самого учителя, который должен обладать не только хорошим знанием своего предмета, но и высоким уровнем эрудиции. Важно также учитывать интересы каждого ученика и способствовать правильному выбору его будущей профессии. В современных УМК LASER, CODE, Guide to Science и других учебниках издательства MACMILLAN, УМК SPOTLIGHT издательства Просвещение затрагиваются темы, связанные с другими науками: биологией и экологией, психологией и медициной, физикой и химией, архитектурой, искусством, географией, математикой и современными технологиями.

Самые актуальные проблемы, которые стоят сейчас передо мной как перед учителем английского языка - это, первое, как сделать сам урок наиболее эффективным и интересным и, второе, как организовать внеклассную работу, например, с отстающими учениками или с талантливыми и высокомотивированными детьми, работающими над проектами и исследовательскими работами на английском языке.

В современных условиях существенно меняются требования как к учебно-образовательному, воспитательному и развивающему аспектам урока английского языка, так и к организации учебной деятельности (дидактические требования). Системно-деятельностный подход лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС).

В своей работе я давно отошла от роли транслятора знаний и отношусь к ученикам как к собеседникам, участникам совместной работы, строю урок на принципах сотрудничества с учителем и между самими учащимися. Считаю необходимым также задействовать все каналы восприятия, визуальный, кинетический, аудиовербальный. Этому способствуют как современные УМК с ауди и CD ROM дисками и интернет поддержкой, так и интерактивные презентации, которые я создаю к урокам.

В практику нашей работы вошла проектная деятельность, продуктом которой являются презентации самих учеников как по грамматике, так и приуроченных к праздникам.

А презентации долгосрочных проектно-исследовательских работ ребята представляют на научных конференциях окружного и городского уровня.

Ученик становится активным участником образовательного процесса, что способствует более прочному усвоению знаний, приобретает умения и навыки самообразования и работы в коллективе.

Игровое обучение - эффективная форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Благодаря методике, автором которой является Дэвид Колб (David Kolb) и возможностям, представляемыми современными технологиями, сегодня имеется возможность сделать «обучение действием» основной формой обучения.

Модель специалиста по психологии обучения Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий в различных вариациях, широко применяется в ходе интерактивных уроков. Интерактивный метод («inter» - это взаимный, «act» - действовать), который я применяю на своих уроках, предполагает тесное взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и доминирование активности учащихся в процессе обучения. Роль учителя на интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, развитие универсальных учебных действий, направленных на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности-умения учиться. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. При подготовке к уроку обязательно учитывать как возрастные интересы и особенности (в данном случаем подростков), так и каналы восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинетический). Компьютерные презентации к уроку позволяют тщательно спланировать ход урока, подобрать разнообразные упражнения, активизирующие внимание и память, способствующие интеллектуализации и индивидуализации учебного процесса, повысить мотивацию учащихся.

Ученики сами формулируют цели и задачи каждого урока. Например, открыв учебник на новой главе, предлагаю прочесть заглавие первой статьи, посмотреть на иллюстрации и попытаться определить, о чем мы будем читать и что обсуждать. Статью также предваряет ряд проблемных вопросов, на которые ребята нацелены найти ответы и после прочтения статьи разнообразные упражнения направлены на проверку понимания и развитие умения говорения по теме. Развитие критического мышления через чтение и письмо, использование различных техник чтения, в частности просмотрового, очень важно в наше время, когда приходится критически осмыслить огромный поток информации, оценить и выбрать главное, наиболее важное. Такие же принципы применимы и к заданиям по аудированию.

В качестве иллюстрации к вышесказанному предлагаю интерактивную презентацию к одному из уроков по теме MODERN TECHNOLOGY. Computers and the Internet: HOW MUCH SCREEN TIME IS TOO MUCH FOR CHILDREN (прилагается). Урок направлен на развитие умения аудирования, просмотрового чтения и говорения и связан с воспитанием заботливого отношения к своему здоровью при работе на компьютере и просмотре телепередач.

Для создания данной презентации я выбрала радиопередачу на сайте радиостанции Voice of America.В самом название уже проблемный вопрос и мотивация HOW MUCH SCREEN TIME IS TOO MUCH FOR CHILDREN? Разработала упражнения, предваряющие прослушивание (на введение активной лексики и вопросы, мотивирующие к получению новой информации) и задания на проверку понимания прослушанного (прослушивание состоит из двух фрагментов).

Подбираю и загружаю из сети интернет текст для чтения с аналогичной тематикой и включающий активную лексику урока. Объем текста приблизительно 1300 знаков. В завершение предлагаю дополнительные вопросы для обсуждения в классе после самостоятельной работы с передачей VOA Special English. Дополнительные вопросы помогут теснее связать самостоятельную работу учащихся по развитию навыков аудирования и чтения с аудиторной работой в классе, вывести полученные знания на свободный разговор. В процессе подбора иллюстраций использую Интернет-ресурсы (www.google.com) или собственные фотографии.

С целью привлечения внимания к теме урока и мотивации к получению новых знаний, предлагается выбрать правильный ответ на вопрос о содержании статьи, которую предстоит прослушать (с опорой на текст или без), формируя, таким образом, умение прогнозировать и настраиваться на определенную тематику..

Усвоению новой лексики способствуют лексические упражнения, развивающие языковую догадку по картинкам, контексту, созвучию с родным языком, формирующие важные УУД по нахождению и выделению значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей. Важным моментом является оценка результата работы ученика, одобряющая правильный выбор похвала (зайчик улыбается: Well done!) или стимулирующая к дальнейшему действию (зайчик предлагает: Try again!). Причем, учащийся может планировать последовательность и количество необходимого времени на достижение промежуточных целей( освоении лексики, проверки понимания услышанного в упражнениях True/False) с учетом конечного результата, т.е. готовности к рефлексии.

Упражнения с вопросами по статье должны стоиться так, чтобы помочь учащимся построить речевое высказывание правильно с точки зрения грамматики, выделить главные идеи и связать их в логически правильной последовательности, что позволит максимально успешно подготовить учащихся к обсуждению проблемы на уровне монологических высказываний, диалогической речи или дискуссии.

Таким образом, хорошо спланированный урок, правильно разработанные упражнения, разнообразие учебных действий, наглядность, интерактивность, использование современных технологий позволят сделать процесс обучения интересным, увлекательным и максимально эффективным.

Теперь, что касается организации работы с учащимися во внеурочное время .

Важнейшей заслугой новых ФГОС считаю поставленную на государственном уровне задачу – поворота от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности, которая ведет к достижению главной цели современного образования, а именно: научить детей самостоятельно добывать знания, анализировать, осмыслять и систематизировать, выдвигать гипотезы и находить им подтверждение в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности, индивидуальной или коллективной, создавая собственный социально значимый продукт.

Спектр тем, рассматриваемых на уроках английского языка, настолько широк, что затрагивает вопросы и проблемы, изучаемые на других предметах, и соблюдение межпредметных связей несомненно имеет огромное значение.

В своих проектных работах на английском языке, мои учащиеся решали, или пытались решить, проблемы экологии, сбережения энергоресурсов и воды, транспортной системы Москвы, создавали рецепты здорового питания для подростков, представляли свои увлечения и старались привлечь сторонников к их хобби, сравнивали праздники и достопримечательности Великобритании и нашей страны.

При этом естественно прослеживается связь с такими предметами, как история, биология и естествознание, химия, русский язык и литература, география и, конечно, информатика, особенно когда речь идет о создании электронной презентации.

Хочется отметить, с одной стороны, хороший уровень подготовки наших учащихся по этим предметам, с другой стороны, полезное развитие и обогащение имеющихся знаний благодаря владению английским языком, которое дает возможность работать с источниками на английском языке и доступ к международному сотрудничеству.

Важной задачей в связи с этим является перенос акцента со всякого рода упражнений и пассивного заучивания правил на активную творческую осмысленную деятельность учащихся.

Ярким примером. проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определенной теме, или по грамматике.

Так мы создали своеобразный грамматический справочник в виде презентаций учащихся и разместили на моей страничке в интернете. Эти же презентации можно применить и на уроке при изучении определенной темы.

Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны - для учащихся при подготовке к уроку или к итоговой аттестации, для учителя на уроке. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта тоже очевидна.

Метод проектов позволяет превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно важные, практически значимые проблемы с учетом индивидуальных интересов и уровня обученности каждого учащегося. А участие в конференциях и конкурсах создает дух здоровой конкуренции и стимулирует стремление к достижению наилучшего результата как в области исследуемой проблемы, так и во владении английским языком и компьютерными технологиями.

Метод проектов способствует формированию и развитию как познавательных так и коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления.

Проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Метапредметные результаты проектной деятельности

Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, анализ и фиксация информации.

Развитие критического мышления через осмысленное чтение большого объема информации, умения прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умения выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, и устанавливать логическую последовательность и взаимосвязь основных событий и фактов.

Использование интернет пространства при работе над проектом

Проектная деятельность - самостоятельное исследование, начиная от выбора темы, определения проблемы и путей и способов ее решения, однако предполагает сотрудничество, и направляющая роль учителя-советчика здесь несомненно важна и необходима. К тому же работа проводится, в основном, во внеурочное время и требует индивидуального подхода.

Возможность решить вопрос индивидуализации и сотрудничества во внеурочное время нам дает интернет пространство. На сайте ИнтеВики создана обучающая площадка для проведения сетевых проектов. Создав свою страницу на этом сайте, мы получаем возможность размещать информацию, направляющую работу ученика над проектом, рассматривать и корректировать проделанную им работу.

На моей странице ученик может ознакомиться с руководством по работе над проектом, требованиями к оформлению реферата и созданию слайдов электронной презентации, просмотреть примеры презентаций проектов по аналогичной тематике, найти ссылки на полезные источники информации и интернет сайты. Со своей стороны, я могу поэтапно отслеживать работу своих учеников, давать рекомендации и вносить коррективы.

Заключительный этап

Очень важно грамотно и достойно представить результаты своей работы красочной электронной презентацией и докладом на английском языке. С этой целью доклад проговаривается неоднократно вслух при поддержке учителя и проводится предзащита перед классом, в школе. Лучшие проекты авторы представляют на конференциях окружного и городского уровня. Таким образом, возрастает мотивация к дальнейшему совершенствованию и работе в системе проектной деятельности.

В заключение, хочу отметить, что приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

16.04.2013