Бинарный урок (биология + домоводство) на тему "Витаминный БУМ"

Разделы: Биология, Технология, Коррекционная педагогика


Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся об овощах и фруктах и закрепить технологию приготовления блюд из них.

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся с основных видами овощей и фруктов;
  • обобщить знания учащихся по технологии приготовления салата через совершенствование навыков нарезки овощей при помощи ножа;
  • расширять представления о профессиях людей, конкретизировать знания детей о профессии повара, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;

Тип урока: бинарный, комбинированный.

Межпредметные связи: биология, родной язык, домоводство, математика, история.

Методы и приёмы:

1. Словесные  (рассказ, объяснение)
2. Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация)
3. Практические  (самостоятельные работы, практическая работа)

Оборудование:

Основные понятия по теме –  мультимедийное  сопровождение
Тематические плакаты – «Овощи» и «Фрукты».
Кроссворд – загадки «Овощи» и «Фрукты».
Технологические карты «Фруктовый салат» и «Овощной салат».
Продукты: помидоры, огурцы, лук, растительное масло, зелень, яблоки, груши, бананы, фруктовый йогурт.
Инвентарь для выполнения практической работы: посуда,
разделочная доска, нож.
Плакат по технике безопасности при работе с ножом

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель 1: Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

Учитель 2: Хәерле көн, дуслар!

II.Сообщение темы и цели урока

Учитель 1: Пожелайте друг другу успехов на сегодняшнее занятие.

Учитель 2. Ребята, скажите, что для человека самое дорогое? (Дети отвечают). Правильно, здоровье.
Ведь сегодня у нас с вами необычный урок: «Витаминный БУМ».
Здоровое питание человека невозможно без овощей и фруктов.
Пищевая ценность фруктов и овощей зависит от содержания в них полезных веществ и витаминов. Давайте вспомним овощи и  фрукты с нашего стола.

III. Актуализация знаний

Работа с тематическими плакатами – дети называют овощи и фрукты на 2-х языках.

Игра «Кроссворд-загадка «Овощи и фрукты» (с информацией о происхождении овощей и фруктов)

Загадки:

1. Сидит девица в темнице,
А коса на улице (морковь).

Морковь. Это древнейшее растение, которое человечество начало выращивать более 4 тыс. лет назад как лекарственное, а затем как  пищевое. Родиной является Средиземноморье.

2. На сучках висят шары
Посинели от жары (слива).

Слива. Считают, что домашняя слива произошла путем скрещивания между терном и алычой, произрастающих в диком виде на Кавказе.

3. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в  золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

Картофель. Родиной является Южная Америка, где местное население выращивала ее 14 тыс.лет назад. Появление картофеля в России связано с именем Петра I, который в конце XVII
века привез мешок клубней из Голландии.

4. Сто одёжек
И все без застёжек (капуста).

Капуста.  Эту культур выращивают с 3-го тысячелетия до н.э. Родиной является Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира.

5. Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные
Вот такие круглые
Летом зеленеют,
а к осени краснеют (помидор).

Помидор (томат). Родиной является Южная Америка. На территории нашей страны томат стали возделывать в XVIII в.

6. Пришла Таня в жёлтом сарафане
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать (луковица).

Лук. Зародился в Азии около четырёх тысяч лет назад. Со временем лук стали выращивать на всех континентах Земли. Так как помимо отличных вкусовых качеств, он обладает полезными и лечебными свойствами. В России лук появился в конце XVII в.

7. Знают все, что обезьяны
Очень любят есть…  (бананы).

Банан. Он существует примерно десять тысяч лет. В Юго-Восточной Азии это растение вошло в культуру еще до риса и сахарного тростника. По индуистским легендам, родина банана — остров Цейлон.

м

о

р

к

о

В

ь

 

 

 

 

 

 

 

с

л

И

в

а

 

 

 

 

 

к

а

р

Т

о

ф

е

л

ь

 

 

 

 

к

А

п

у

с

т

а

 

 

 

п

о

М

и

д

о

р

 

л

у

к

о

в

И

ц

а

 

 

 

 

б

а

н

а

Н

 

 

 

 

 

– Ребята, посмотрите внимательно. Какое слово у нас появилось в центре нашего кроссворда? (ВИТАМИН)
– Правильно! Только овощи и фрукты являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов для нашего организма.

Динамическая  пауза

Что-то мы засиделись, ребята. Давайте дружно  уберём урожай на огороде (имитация движений)

Мы картошку накопали –
Огурцы с грядки  сорвали
Выдернули всю морковку
Срезали капусту ловко
И корзину от земли –
Вам в подарок принесли (корзина с овощами)

Учитель 1: Для того чтобы мы выросли здоровыми, сильными надо употреблять как можно больше овощей и фруктов.

Как легко приготовить  салат
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого,
Это раз и готово!

Учитель 2:

Слово "салат", salato или salata (солёный),  взято из итальянского языка и означает блюдо, приготовленное из листьев салатных растений с использованием соли, уксуса и растительного масла, одним словом  блюдо с заправкой. Холодное и крошеное – это и есть салат. 
Салаты и в наше время остаются востребованным блюдом на нашем столе. Разнообразные по виду и сочетаниям вкусов, салаты содержат так необходимые нашему организму минеральные и питательные вещества, клетчатку и  витамины.
Основной заправкой для овощных салатов становится майонез и подсолнечное масло, йогурт – для фруктовых салатов
Два основных преимущества салата остались подкупающими и на сегодняшний день:
  – во-первых, быстрота приготовления и отсутствие подогрева;
  – волшебное слово – витамины.

Загадка

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Всех на кухне их найду я –
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.

– Правильно, повар.
– А кто же такой повар?
– Чем он занимается? Что должен уметь?
– Можно ли его узнать по одежде?  (Ответы детей)

Игровой момент

Игра «Да-нетки»

Учитель

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Что может приготовить повар?
Если ДА – хлопаем
Если НЕТ – топаем

Учитель называет: котлеты, камни, блины, стулья, пирожки, каша, холодильник, витаминные салаты (дети реагируют движениями).

IV. Практическая работа

Инструктаж по технике безопасности и соблюдение гигиены питания.

а) Давайте повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножом. Возьмите себе одно из пунктов правила и по цепочке прочитайте его вслух:

  • Передавать нож и вилку ручкой вперёд.
  • При нарезке любого продукта крепко держать его левой рукой, следить, чтобы пальцы находились как можно дальше от лезвия ножа.
  • Нарезать продукты нужно таким образом, чтобы лезвие ножа было перпендикулярно разделочной доске.
  • Закончив работу, убери нож на место.

б) Моем руки, одеваем специальную одежду.

в) Организация рабочего места: взять, нож, разделочную доску, приготовить тарелки и салатник.

г) Распределение работы между учениками по бригадам.

1 бригада: первый ученик – режет лук, второй ученик – режет огурец, третий ученик – режет помидор, четвёртый – режет зелень, пятый – заправляет маслом и солит. Бригада придумывает название салату и  рассказывает технологию приготовления.


2 бригада: первый ученик – режет  банан, второй ученик – режет яблоко, третий ученик – киви, четвёртый – режет грушу, пятый – заправляет йогуртом. Бригада придумывает название салату и  рассказывает технологию приготовления.

Дегустация блюда

Оценивание оформления блюда детьми.

– Посмотрите на получившийся салат и скажите, почему он называется … ? (Выслушиваются ответы детей.)
Оценивание вкусовых качеств. Давайте попробуем, что у нас получилось?

V. Итог урока

– Ребята, что нового мы узнали сегодня? (ответы детей).
– Какие салаты мы сегодня научились готовить?
– Почему они  называется витаминные?
– Какова последовательность приготовления салата? (Выслушиваются ответы учащихся.)

VI.Оценка знаний и умений учащихся по бригадам (индивидуальные поощрения и замечания).

Учитель: Итак,  мы сегодня поближе познакомились с трудной, но интересной  профессией повара. 50% наших выпускников получают в училище профессию повара-кондитера, а первые навыки и умения они получили на наших уроках по домоводству. Надеемся, что и вы выберете эту замечательную, нужную и вкусную профессию.

Учителя:

Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет,
Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Шьет портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!

Приложение 1