Программа коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Многие исследователи отмечают, что в настоящее время количество детей с проблемами в развитии неуклонно растет с каждым годом. В различных литературных источниках описывается ряд причин возникновения таких проблем, среди которых (помимо генетических, биологических и социально-психологических) выделяются нарушения, возникшие у детей, родившихся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, родившихся с маленьким весом, недоношенных и т.д.

Наряду с нарушениями в формировании высших психических функций у таких детей в двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса. У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

Кроме того, у данной категории детей имеются проблемы с концентрацией внимания, выраженная отвлекаемость и нарушения поведения. Часто таким детям ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Гиперактивный ребенок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть, даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и устраивает истерики. Такой ребенок быстро и много говорит, глотает слова, постоянно  перебивает, не дослушивает.  Может задать миллион вопросов, но редко выслушает ответ хоть на один из них. Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно.  Для гиперактивных детей всевозможные аллергии и кишечные расстройства не редкость. Такой ребенок, как правило, неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения; и в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни и т.д. Из вышесказанного ясно, что гиперактивные дети доставляют огромное беспокойство окружающим. Родители часто наказывают такого ребенка, кричат на него, не могут найти с ним общего языка. Воспитатели в дошкольных учреждениях и учителя в школах предпочитают избавиться от гиперактивного ребенка любыми способами, так как этому контингенту требуется постоянная индивидуальная помощь и контроль. Если этим детям не оказать своевременной комплексной медико-психолого-педагогической помощи, то негативные проявления в поведении могут перерасти в социально-неприемлемые и, иногда, опасные. Нарушения внимания могут привести к педагогической запущенности или другим, более серьезным интеллектуальным нарушениям. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей и оказывать им коррекционную помощь.

В профилактических и коррекционных целях в нашем детском саду были собраны и проанализированы анамнестические данные по всем воспитанникам. По результатам данной работы была определена группа детей, нуждающихся в психологической помощи. Так, в ходе анализа данных, было выявлено, что около 14% детей имеют в анамнезе неврологические проблемы, из них 7 % детей поставлены такие диагнозы, как: СДВГ, гипердинамический синдром, синдром гиперактивности, синдром возбудимости, чрезмерная активность. Кроме того, в ходе непосредственно психологической работы выявляются дети с проявлениями гиперактивности, но без указания данной проблемы в анамнестических данных. Собранные данные позволили принять решение о разработке программы по коррекции гиперактивного поведения у воспитанников дошкольных учреждений.

Наша программа была составлена на основе разработанной авторским коллективом МГПУ факультета коррекционной педагогики кафедры клинических основ специальной психологии и специальной педагогики «Комплексной методики психомоторной коррекции» и «Схемы нейропсихологического обследования детей».

Наша «Программа коррекции гиперактивности» состоит из двух частей:

1 – диагностическая,
2 – коррекционная.

На данный момент представлено очень много диагностических методов, направленных на исследование психической и двигательной сферы человека. В предлагаемой «Программе коррекции гиперактивности» собраны основные диагностические методики, выявляющие имеющиеся недостатки в формировании и функционировании психических процессов и двигательной сферы. Выбор этих методик может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей обследуемого. Диагностическая часть программы составлена с учетом иерархии формирования и развития психических процессов. Чем больше будет выявлено недостатков на уровне элементарных психических функций (ощущения, восприятие), тем более вероятны нарушения надстроечных психических функций, в частности, мышления и воображения.

Во второй части программы представлены конспекты коррекционно-развивающих занятий для исправления и (или) устранения проявлений гиперактивного поведения, выявленных на этапе диагностики.

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на 2 основных направления:

– собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения знаний, формирование высших психических функций;
– методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя в работе со взрослой аудиторией.

Оптимальным, по мнению А.В. Семенович и Е.А. Воробьевой, является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Исходя из этого положения ими была разработана трехуровневая «Методика». Первый уровень направлен на знакомство с собственным телом, второй – на владение телом и пространством, третий уровень – уровень предметных и символических действий.

Наша «Программа коррекции гиперактивности» построена с учетом этих положений, но, нам кажется более целесообразным в каждое занятие включать методы всех трех уровней «Методики», а не работать с каждым по отдельности. Это позволяет более эффективно и интересно проводить занятия. Дети быстрее усваивают пространственное расположение и учатся программировать и регулировать свою деятельность. В «Программе коррекции» предлагается 60 коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся в три этапа:

1 этап – 12 занятий
2 этап – 24 занятия
3 этап – 24 занятия

Особенность нашей «Программы» является то, что на первом этапе большинство упражнений проводится в положении лежа, на втором этапе – в положении сидя или на четвереньках, а на третьем этапе – стоя. Это вызвано тем, что гиперактивный ребенок не способен сразу сфокусировать внимание на предлагаемых объектах и действиях. Первоначально его нужно научить контролировать собственное дыхание и фокусировать внимание на ощущениях своего тела, это проще всего сделать в положении лежа. На первом этапе предлагается всего 12 занятий. Это обусловлено особенностями данной категории детей, им нужно привыкнуть к помещению, к психологу, к его требованиям. Первые занятия могут включать в себя лишь отработку дыхательных упражнений, часть занятий может дублироваться. Вследствие этого первый этап может увеличиться до 24 занятий (опыт показывает, что этого количества бывает достаточно, чтобы отработать все упражнения). Разработанные занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

Каждое занятие включает дыхательные техники и релаксационные упражнения, упражнения на ощущение и управление собственным телом, упражнения на владение телом и пространством, упражнения на регуляцию деятельности.

Для того, чтобы лучше понять схему занятий, предлагаем конспект одного занятия нашей программы.

Коррекционное занятие № 8 (второй этап)

Материал: диск с музыкой (звуки природы), воздушный шарик, фигурки животных, мешочек с фигурками различной формы, призы.

Ход занятия:

Приветствие: Участники подходят по очереди друг к другу сзади и закрывают руками глаза; нужно угадать, кто закрыл глаза.

Далее все садятся в круг. Психолог: «Посмотрите, что у меня есть (воздушный шарик). Как вы думаете, можно ли на нем летать? А на каком можно? Давайте представим, что этот шарик превращается в самый настоящий большой воздушный шар, и мы на нем сегодня будем летать».

Упражнение 1.

Дети ложатся на ковер (или на индивидуальные коврики), закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе продолжительностью около 5 минут.

Психолог: «Мы садимся в корзину воздушного шара и удобно там устраиваемся; шар плавно и медленно поднимается, аккуратно несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает, ветерок нежно обдувает голову, шею, плечи, руки, туловище, ноги…, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Мы наслаждаемся полетом… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся.»

Упражнение 2

Психолог: «Шар медленно раскачивается. Давайте покажем, как он может раскачиваться под силой ветра».
Сидя на коленях и на пятках, постепенно опуститься назад, сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Выходить из позы также постепенно в обратном порядке.

Упражнение 3

Психолог: «Наш шар легкий и поэтому поднимается все выше и выше, а наверху становится холоднее. Мы чувствуем холод, давайте покажем, как мы замерзли.»
Исходное положение – зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» – нижняя губа опускается и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» – губа опускается. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Упражнение 4

Психолог: «Постараемся согреться дыханием. Погреем руки».
Исходное положение – рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. Положить язык так, чтобы видна была задняя стенка глотки (этого положения можно достичь с помощью глубокого вдоха через рот). Выдох через рот на сложенные ладошки. Упражнение тренирует и небную завеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот.

Упражнение 5

Психолог: «Вот мы согрелись, и наш шар начал постепенно снижаться. Становится теплее. Выглядываем из корзины… и что же мы видим?» (Сюжетный контекст «Царство животных»)
Дети вспоминают, каких животных они знают, их повадки, особенности движений, а также издаваемые звуки. Каждый ребенок выбирает себе то животное, которое ему больше всего понравилось и превращается в него, демонстрируя своеобразный танец своего животного.

  • «Лев» (тигр, пантера) – сильные, быстрые, гибкие движения. Рычание (высвобождение эмоций).
  • «Лягушка» – знакомство с прыжками на месте и в пространстве.

Дети по очереди демонстрируют и угадывают животных.

Упражнение 6

Психолог: «Вот мы поиграли с животными. Животные остаются, а мы садимся в шар и продолжаем наше путешествие. Мы смотрим по сторонам: вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз и замечаем, что кто-то оставил нам подарок-мешочек. Что же лежит в этом мешочке?»

(Перевод из тактильной в зрительную модальность: Возьмите объемные или вырежите из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы (звездочка, круг, квадрат, треугольник, в том числе буквы или цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке).

1 вариант: Каждому ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе.
2 вариант: То же самое, но открыв глаза, ребенок самостоятельно рисует предмет или пишет букву (цифру).

Подведение итогов: Оценивается работа и участие каждого ребенка на занятии. Дети делятся впечатлениями и ощущениями. Прощание друг с другом.