Архитектурные стили Вятки, Кирова

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Дидактическая задача урока: закрепить понятие стиля в архитектуре и cоздать образное представление об архитектурных стилях в г. Вятке, Кирове.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с художественными стилями архитектуры нашего города; создать условия для формирования умений и навыков самостоятельно работать с разными источниками информации: справочниками, словарями, открытками; научить учащихся формулировать свои мысли кратко и их излагать.

Воспитательная: создать условия для общения учащихся с шедеврами вятского искусства на уроке; на примере архитектуры своего города развить у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духов-но-ценностные ориентиры.

Развивающая: развивать у школьников стремление воспринимать художест-венную культуру; формировать коммуникативные навыки учащихся посред-ством работы в группах; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование: презентация учителя, компьютер для учителя, проектор, экран, фотографии, тестовые задания.

Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, деятельностный подход.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний. Организация учащихся, формирование групп, обсуждение задания для группы.
  3. Целеполагание и мотивация.
  4. Первичное усвоение учебного материала.
    1. Самостоятельная деятельность учащихся, нахождение и отбор информа-ции.
    2. Оформление результатов исследования. Подготовка выступлений.
    3. Предъявление результатов, прослушивание выступлений, заполнение таблицы.
    4. Обобщение материала.
  5. Осознание и осмысление учебного материала.
    Проверка усвоения материала.
  6. Подведение итогов и рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Просмотр клипа группы “Браво” (слайд 1) .

Постановка цели урока – слайд № 2.

Эпиграф:Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже умолкают и песни и предания…”

Н.В. Гоголь.

Учитель: “Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?”

Слайд № 3 – название темы (Архитектурные стили Вятки, Кирова).

III. Целеполагание и мотивация.

– Верно. Вы познакомитесь с архитектурными стилями нашего города, выявите их особенности. Вы продолжите осуществлять работу в группах с дополнительной литературой. А что такое ребята – стиль в архитектуре?

Ответы учащихся: Стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления. Стиль в архитектуре связан с историей развития общества, с представлениями эпохи о пользе и красоте.

Учитель: Давайте посмотрим ребята на слайды – посмотрите каким был наш город и каким стал (слайды 4-10).

Скажите ребята а какие архитектурные стили вы знаете?

Ответы учащихся: древнерусский (русско-византийский, классицизм, барокко, неоготика, необарокко, неоклассицизм, эклектика, модерн, конструктивизм (слайд 11).

Учитель: Итак, сегодня вы должны будете в группах найти информацию о данном архитектурном стиле, его особенностях, подготовить выступление и представить его. Мы назовем сегодня ту творческую группу, которая ярко представит свою презентацию (по щелчку начнет звучать музыка, когда дети работают в группах).

IV. Первичное усвоение учебного материала. 1. Самостоятельная деятельность учащихся, нахождение и отбор информации.

1 группа “русско-византийский стиль”.

Задачи:

  1. Охарактеризовать русско-византийский стиль архитектуры.
  2. Определить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

2 группа “Классицизм и неоклассицизм”.

Задачи:

  1. Охарактеризовать стили классицизм и неоклассицизм в архитектуре.
  2. Определить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

3 группа “Барокко”.

Задачи:

  1. Охарактеризовать стиль барокко в архитектуре.
  2. Выявить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

4 группа “Эклектика” и “Модерн”.

Задачи:

  1. Охарактеризовать стили эклектика и модерн в архитектуре.
  2. Выявить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

5 группа “конструктивизм”.

Задачи:

  1. Охарактеризовать стиль конструктивизм в архитектуре.
  2. Выявить особенности данного стиля.
  3. Оформить результаты работы.
  4. Подготовить доклад для выступления перед группами.

2. Оформление результатов исследования. Подготовка выступлений.

Учащиеся подбирают и размещают соответствующие данному стилю характеристики на листе ватмана.

3. Предъявление результатов, прослушивание выступлений, заполнение таблицы.

Объединение материала всех групп в единую таблицу: “Архитектурные стили Вятки, Кирова”. Учащиеся групп выходят к доске и делают выводы по заданному стилю.

№ п.п

Название архитектурного стиля, определение

Период возникновения

Характерные особенности

       

1 группа “русско-византийский стиль” (древнерусский) – слайды 12-18.

Ученик: В ходе исследования архитектуры мы выявили что, это стиль, опирающийся на византийские традиции. Широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, разделенный на 3, 5 нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры (шатровые храмы и избы-срубы).

Учитель: назовите пример русско-византийского стиля в городе Москве?

2 группа “Классицизм и неоклассицизм” – слайды 19-28.

Ученик 1: Классицизм – это стиль второй половины XVIII – начала XIX в., опирающийся на традиции античности и Высокого Возрождения. Это строгая торжественность и геометричность архитектурных построек, сконструированных на основе античной ордерной системы; эстетическое благородство в пропорциях колоннад и мастерство исполнения в деталях; спокойное величие образов зданий, организующих и притягивающих к себе окружающее пространство.

Ученик 2: Неоклассицизм – стиль второй половины XIX – начала XX века, обращавшийся к традициям искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.

Учитель: назовите пример стиля неоклассицизма в нашем городе?

3 группа “Барокко” – слайды 29-34.

Ученик: “Барокко” в переводе с итальянского звучит как причудливый, странный. Это стиль конца XVI – середины XVIII вв. Главными отличительными особенностями этого стиля, которые мы заметили, это грандиозность и пышность фасадов. Здесь вы не увидите симметрии и строгой геометричности. Стены и крыши меняются по высоте, форме, объему. Еще этот стиль отличает богатый декор и множество скульптурных украшений.

Учитель: назовите пример стиля барокко в городе Санкт-Петербурге?

Учитель: ребята, а ведь есть еще стиль необарокко. Что это за стиль, приведите пример этого стиля.

4 группа “Эклектика” и “Модерн” – слайды 35-43.

Ученик 1: Эклектика – это разностильность. От архитектора требовались особые проявления таланта, чтобы гармонично и художественно соединить черты различных стилей прошедших эпох. В Вятке это – Александро-Невский собор. Храм во имя Александра Невского строился на перекрестке улиц Казанской (Большевиков) и Семеновской (Воровского). Площадь застройки составляла 2500 кв. м.Высота здания с крестом была 50 метров, то есть в полтора раза выше современных высотных жилых зданий у филармонии. Проектировал храм знаменитый московский архитектор А.Л. Витберг, сосланный в Вятку в 1835 г. по обвинению в расточительстве при возведении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. На сохранившихся фотографиях видно, что в плане собор круглый. К массивному цилиндру основного объема примыкают 4 прямоугольные башни-колоколенки, завершенные куполами – главками. Нижний ярус собора между башнями дополнен романтично – таинственной галереей, оформлен-ной в виде полукруглой аркады со стрелками покрытия над ней. Третий ярус представляет собой почти традиционно-русское пятиглавие, хотя главки поставлены над башнями-колокольнями и находятся вне периметра круглого здания.

Ученик 2: “Модерн” в переводе с французского означает “новейший, современный”. Это стиль в европейском американском искусстве конца XIX – начала XX вв. Здесь мы можем увидеть архитектурные элементы разных стилей. Здесь главное – индивидуальность изобретательности архитектора. Архитектурные элементы должны быть не только красивым, но и нести определенные функции. Здесь всегда много использованы стекло и металл. Металлические ограждения имеют вид орнамента с криволинейными очертаниями.

Учитель: приведите еще примеры стилей “эклектика” и “модерн” в Кирове.

5 группа “конструктивизм” – слайды 44-57.

Ученик: Конструктивизм (конструирование, построение) – это каркасная, лаконичная (без декоративных украшений), геометрическая, чаще железобетонная архитектура, основанная на современных научно-технических и промышленных достижениях, способствующих созданию функционального комфорта жизнедеятельности человека.

Учитель: приведите пример стиля “конструктивизм” в нашем городе.

4. Обобщение материала.

Проверка заполнения таблицы. Вывод по теме урока.

Учитель. Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомились с различными архитектурными стилями нашего города, выявили их характерными отличия, научились их узнавать в зданиях города Кирова. Давайте еще раз посмотрим на них (демонстрируются слайды 58–65), сможем ли мы их узнать (во фронтальном режиме вместе с учителем).

А теперь покажите насколько наш урок получился продуктивным, применив свои знания на практике самостоятельно (слайд 66).

V. Осознание и осмысление учебного материала.

Проверка усвоения материала: Выполнение учащимися теста.

Тест (см. приложение)

VI. Подведение итогов и рефлексия.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на занятии вы узнали характерные особенности разных архитектурных стилей и научились узнавать их в памятниках зодчества. Убедились, что культура мира и России нашла свое отражение в культуре нашего города. Теперь, гуляя по улицам нашего города и любуясь его красотой, вы сможете сами определить, в каком стиле построено то или иное здание (слайд 67). Любите свой город и гордитесь им!

“Народ вятский доброжелательный, спокойный. Сейчас многое направлено на агрессию и нервозность, а вы всегда открыты душой и очень доброжела-тельны. Хочу пожелать, чтобы свой вятский характер не растеряли и культи-вировали”.

VII. Домашнее задание(по выбору):

нарисовать или сфотографировать здание города, принадлежащее к определенному архитектурному стилю.

В заключении урока демонстрируется клип про город Киров (слайд 68). Если не хватает времени на уроке, то можно клип 1 либо 2 сократить.

Библиографический список:

  1. Агафонова Р.А. Вятка в легендах. Киров, 2005.
  2. Агафонова Р.А. На Вятской земле. Киров, 2009.
  3. Бердинских В.А. История города Вятки: Очерки. Киров: Вятское книжное издательство, 2002.
  4. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря: история, архитектура, живопись в свете последних исследований. Киров, 1999.
  5. Вятка. Памятники и памятные места. Киров : Изд-во “Вятка”, 2002.
  6. Вятка и вятчане. Энциклопедия для подростков. – Киров, 2006.
  7. Двинянинова Л.С. Вятские художники – основатели музея. Киров, 2003.
  8. Зырин Б.В. Архитектор Чарушин. Киров, 1989.
  9. Зязюна И.А. “Педагогическое мастерство”, М: 1989 г.
  10. Кочетов Н.С. “Предметные недели в школе”, М: 2000 г.
  11. Луппов П.Н. История города Вятки. Киров: Кировское кн. Изд-во, 1958.
  12. Мансуров В.М. История нашего края. Киров, 1969.
  13. Москалец Е. С., Пешина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975.
  14. Сметанина Н.Д. История вятского искусства. Программа и краткий курс лекций для старших школьников образовательных учреждений. Киров , 2005.
  15. Тинский А. Г. Вятская мозаика, Киров, 1994.
  16. Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7.Ч.1, 2. М.: Аванта, 2000.
  17. Энциклопедия земли Вятской. Т. 1-10. Киров, 1994-2000.
  18. Материалы ГТРК “Вятка” (клипы песен).
  19. Сайты: “Наша Вятка”, “Вятка.ru” и др.

Текст задания

Презентация

Группа "Браво" - Этот город

"Грезы"

Клип про город