Экологическая игра "В поисках Йети"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формирование экологической культуры и экологической компетентности младших школьников.

Задачи:

- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи с возникновением экологических рисков в лесу, оценивать их значимость для качества окружающей среды, здоровья человека, выдвигать и проверять гипотезы о возможности управления ими;

- формировать умения проектировать свою деятельность в лесу с точки зрения её последствий для качества окружающей среды, здоровья людей, анализировать конкретные экологические ситуации;

- воспитывать бережное отношение к природе, к богатству леса;

- систематизировать представления детей об охране природы.

(Звучит музыка А. Рамиреса “Странники”, музыкальная заставка к передаче “В мире животных”.

Корреспондент. Здравствуйте, я корреспондент газеты “экологический вестник”. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, что такое экология?

(В зал входит бабушка)

- Бабушка, вы не скажете, что такое экология?

Бабушка. Это, магазин такой. Там овощи и фрукты бесплатно раздают

Корреспондент. Спасибо, бабушка.

(Музыка, входит новый русский)

- Здравствуйте, я корреспондент. Скажите, пожалуйста, что такое экология?

Новый русский. Экология? Да это место такое, где можно отдохнуть с друзьями.

Корреспондент. Благодарю. А теперь я у вас хочу спросить об этом (обращается к любому из зрителей.). Вы знаете, что такое экология?

Зритель. Экология – это наука, которая изучает, как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой. Большое спасибо. Этот ответ мне понравился больше всех.

Корреспондент. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по русскому лесу. Здесь по легенде можно встретить снежного человека Йети.

Говорят, живёт на свете человек по кличке Йети.
Это снежный человек, прячется который век!
Убегает без оглядки, лишь сверкают только пятки.
Знать людей совсем не хочет, вот и голову морочит.
Его следы на скалах.
Сразу видно, крупный малый!
Те следы, так для примера, сто двадцатого размера.
Как такое получилось, что оно на свет родилось?
Человек это иль зверь
Вот, поди ж теперь, проверь.
Оставив в Азасской пещере следы,
Он затерялся среди темноты.
Все, кто желают его повстречать,
Могут в пещеру идти погулять.

Представьте, как здорово будет, если мы с ним сегодня встретимся. Ведь о Йети много слухов ходит, а никто его ещё не встречал. Но, это не простая прогулка по лесу, а экологическое путешествие. Нам предстоит не только пройти по лесу, но и вспомнить правила поведения в лесу. Вы знаете, что лес – это богатство, которое нужно беречь.

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
В добрый путь, ребята!

(Музыка, “Странники”, появляется Эколобок)

Эколобок. Здравствуйте, меня зовут Эколобок.

Я родился рано утром вместе с другими росинками на месте подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных дней, а я скатился на тропинку, которая привела меня к вам.

Бабушка. А куда ты направляешься?

Эколобок.

Березовые двери открылись предо мной,
И я вхожу, как в терем, зеленый и резной.
Он необыкновенный, чего там только нет.
В нем солнечные стены, ромашковый портрет.
И купол золочёный, летящий в облака,
Волшебная со звоном вода у родника.
А на краю-то леса, большая там скала
Там йети приветствует меня.

Бабушка.

Ну, раз так, тогда скорей
Собери-ка ты людей
Покажи ты им дорогу.

(Музыка, голоса птиц)

Эколобок.

Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг
И дружно вместе с вами
Отправимся мы в путь.

(Сказочная музыка)

(Печка – на печке Емеля) – Сергей Е.

Емеля.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья!
Рад я приветствовать дорогих гостей.
С вами познакомиться хочу поскорей
Меня зовут Емеля.
Люблю я шутки, смех.
А ваши имена узнаю сразу все.
Ну-ка, вместе 1, 2, 3 своё имя назови.
Куда путь держите?

Эколобок. Мы идем в гости к Йети. Несём гостинцы.

Емеля.

В лесу беда, такое там творится.
На полях все цветы потоптали.
В лесу кусты, деревья сильно поломали.
И зверей, и птиц жестоко убивают
Про природу люди перестали думать.

Эколобок.

Что же делать? Как нам быть?
Чем помочь? Как поступить?

Емеля.

Вы скажите только слово,
Если вы помочь готовы.
Вам “Добро пожаловать”
С радостью скажу
Все тропинки тайные
Покажу в лесу.

Эколобок. Вы готовы ребята, навести порядок в лесу?

(Музыка, “Зайка моя”. Ф.Киркоров)

Хулиган.

Ух, ты, лес-то какой!
Что-то ни зверей, ни птиц
Сегодня не видать.
А мне нужно срочно рогатку испытать?
Чем бы заняться?

Наконец-то муравейник
Появился передо мной,
Ну-ка я для интереса
Пну его ногой.

(Появляются дети)

Эколобок.

Что за шум?
Что случилось, не поймём?
Кто здесь всё переломал,
Разбросал и ободрал.
За такое поведение
Тебя судить – наше решение!

Хулиган. Что ты, что ты, пожалей. Я не знаю, как нужно вести себя в лесу.

Эколобок. А ну-ка, ребята, научим, как нужно вести себя в лесу.

1 ученик. Не ломай ветки деревьев и кустарников там, где много растений легко дышится.

2 ученик. В лесу старайся ходить по тропинкам. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек – тропу, а тысяча – пустыню.

3 ученик. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

4 ученик.

Не сбивай грибы, даже несъедобные
Тот, кто сбивает палкой грибы,
Не уважает лес, не понимает его.

5 ученик.

Нужно ценить и охранять мудрую тишину.
Уметь слушать волшебные звуки леса.

6 ученик. Не оставляйте в лесу беспорядок.

Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет.

Хулиган (наводит порядок). Спасибо вам. Я буду обязательно выполнять эти правила.

(Музыка, звук бегущей реки)

Эколобок. А вот и речка. Давайте рыбу половим. (Увидели Водяного)

Вы кто?

Водяной.

Вы что? Сказок не читали?
Я – Водяной. Была речка чистая,
Называлась Прозрачной, да стала – грязной.
Была многоводной, стала маловодной.

Её живая вода становится “мертвой” - ни попить, ни искупаться.

Эколобок. Но не все же люди плохо относятся к природе. Мы с ребятами путешествуя по лесу соблюдаем все правила.

Водяной. Вы продолжите своё путешествие, если ответите на мои вопросы?

1. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль)

2. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая “муравьиную ванну”, птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой)

3. У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста)

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода!

Эколобок. Продолжаем наше путешествие.

(Танец Б.Е.) музыка, избушка танцует

Баба Яга. Опять эти дети. Опять старую женщину предпенсионного возраста беспокоят, изверги проклятые.

Корреспондент. Что вы ругаетесь, бабушка! Мы гуляем по лесу, идем в гости в Йети. Только что-то заблудились, не можем найти дорогу дальше.

(Камень)

(Подпись)

Прямо пойдешь – нужное найдешь
Налево пойдешь – сильным будешь
А направо пойдешь – в беду попадешь.

Эколобок. 3 дороги, 3 пути и куда же нам пойти.

Корреспондент. Как куда. Конечно, прямо.

Баба Яга. Пойдут прямо только те, кто справиться с моим заданием.

- Что необходимо помнить при разведении костра?

Ученик. Не следует разводить костёр, не окопав кострище.

Оставлять костёр без внимания.

Разжигать костёр под деревьями.

Разводить костёр в лесу в пожароопасный период.

Разводить костёр в сильный ветер.

Играть с огнём, растаскивая угли.

Баба Яга. Как нужно вести себя во время грозы?

Ученик. Во время грозы лучше укрыться среди невысоких деревьев с густыми кронами, но ни в коем случае под одинокими или очень высокими деревьями.

Ученик. Под себя нужно положить ветки, рюкзак, всё то, что может изолировать вас от почвы. Мокрую одежду и обувь лучше снять.

Ученик. Очень опасно прятаться в расщелинах скал и под каменными козырьками.

Баба Яга. Назовите принципы экологической этики.

Ученик. Принцип непричинения вреда – нельзя без смысла или ради наживы убивать живые существа и губить природу.

Принцип невмешательства – не ограничивайте свободу живых существ.

Ученик. Принцип порядочности- человек ответственен за прирученное существо.

Принцип соблюдения прав природы – человек отвечает за сохранность природы.

Принцип справедливого возмещения – срубил дерево – посади новое.

Баба Яга.

Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.

Баба Яга.

Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы.
И природе сами мы поможем
Эту радость мы с тобой умножим.
В добрый путь ребята.

(Музыка, лесная полянка)

(Бабочка, пчелка, лисичка.)

Лисичка.

Добрый день, ребята!
Спасибо, что вы пришли сюда
Давайте пройдёмся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем, каждому цветку.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая
Как маленькие теплые костры.
Куда путь держите, ребята?

Загадки о грибах

Эколобок.

Да, трудна у нас дорога
Но не будем унывать,
Путь далекий, путь нелегкий
Будем дружно продолжать.

(Музыка. Лесная Фея)

Фея.

Что будет завтра мы не знаем,
И все мы с вами воду пьем.
Живём, смеёмся, отдыхаем
Об экологии, друзья,
Нам забывать никак нельзя!
Хотим мы сохранить природу.
Чтоб хорошо было народу.
Мы сохраним и птиц, и рыбок
Пусть много будет здесь улыбок!
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Ваше путешествие подходит к концу.

Проблемы, о которых мы говорили, неисчерпаемые. Сколько будет существовать природа и человек – столько и будут существовать взаимопонимания между ними. Мы в ответе за нашу Землю.

(Музыка, появляются 2 зайца)

Заяц 1.

Делать что? Куда бежать?
Могут нас здесь увидать?

Заяц 2.

Тише, Зайка успокойся,
Ничего, дружок, не бойся.

Заяц 1.

Ведь всего боюсь я, Заяц.
Даже волка, и совы
И хорька, и горностая
Даже шороха травы.

Заяц 2.

Вы поверьте: сплю, бедняга
Но не закрываю глаз
Да ещё совсем недавно
Не попал я чуть в капкан
Очень я перепугался
Чуть без лапы не остался.

Эколобок. Да, досталось вам. Просто вам нужно быть храбрее.

Тише. Кажется, кто-то идет.

(Подходят к сцене)

(Музыка, появляется Йети)

Йети.

Я, Йети добрый, милый, славный, белокурый и румяный,
Посмотрите на меня,
Мои милые друзья!
По лесочку я гуляю,
Глаз людской я избегаю,
Привыкаю к детворе,
Что гуляет вдалеке.
Наблюдаю тихо, мирно,
Никого не трогаю.
Но сегодня день особый
По тропинкам деточки вы лесным прошли
Знанья в экологии показали вы.
И дорогу сложную, вы ко мне нашли!
Об экологии друзья
Сегодня говорим.
Ведь коль испортим мы природу,
Нам трудно будет жить
Исчезнут птицы и деревья,
Не будет вас и нас.
Такой всемирной катастрофы
Не сможем пережить
И потому конечно надо
Природой дорожить.
И прежде чем, швырнуть бутылку,
Иль банку, иль башмак
Подумайте о родной природе
Не делайте больше так.

(Песня об охране природ, все артисты на сцене, затем спускаются в зал)

(Для Йети танец, подарки)

Ученик 1.

Всё, что нам видится,
Всё, что нам слышится.

Ученик 2.

Всё, чем живется
И всё, чем нам дышится

Эколобок. Нам подарила земля наша вечная.

Все. Самая добрая и человечная.

Йети. Спасибо вам ребята за вашу доброту.

Приходите в гости!

(Песня “Кабырза)