Бинарный урок - мастерская "Наш Маяковский"

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО


Цель: Рассмотреть творчество поэта в синтезе различных видов искусств в контексте современного звучания его поэзии.

Задачи:

– пробудить интерес учащихся к творчеству Маяковского через современную музыку (рок-музыку);
– учить понимать поэтику Маяковского;
– развивать эстетический вкус обучающихся;
– воспитывать бережное отношение к наследию поэта.

Оборудование:

– портреты поэта (и современных художников);
– справочный материал по литературе и музыке;
– MP3 проигрыватель, CD диски с песнями на стихи Маяковского (Трибьют “Живой Маяковский” 2 диска);
– рисунки учащихся.

На доске эпиграфы:

… вам я
душу
вытащу,
растопчу,
чтоб большая!
В. Маяковский

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В. Маяковский

Индуктор:

  1. Два стакана с краской (черной и красной) учителя, одновременно выплескивают на большой лист бумаги (2 ватмана);
  2. Сразу звучит аудиозапись “Штык, браунинг, бомба…” (на стихи из поэмы “150 миллионов”) в исполнении хард-рок группы “Облачный край”.

Творческое письмо:

  1. Опишите свои ощущения от увиденного и услышанного;
  2. Озвучивание написанного (по возможности каждый учащийся).

“Слог и ритм Маяковского “изначально альтернативный рок” сказал лидер рок-группы “Созвездие” Дмитрий “Судзуки” Судзиловский.

– Попробуем согласится или опровергнуть это утверждение проанализировав отрывок из поэмы Маяковского “150 миллионов”.

Анализ отрывка из поэмы “150 миллионов”.

1. Расставить ударения чтобы определить ритм: силлабо-тонический или тонический.

2. Найти рифмы (например имя – моими, выше – афише, чините – сочинитель и т.д).

3. Плакатность стиха, лексика (три ряда):

  • Голод, огонь, штык, браунинг, бомба;
  • Бедную, всехсвятную;
  • Поросенок, заплывший в сале.

4. Синтаксис – особенности: изобилие вопросительных, восклицательных знаков и междометий.

Вывод: можно согласиться с высказыванием Дмитрия Судзиловского, т.к. стиль поэта всегда отвечает теме неравнодушия, бунтарства.

Маяковский и рок-музыка.

В начале урока прозвучала музыка на стихи Маяковского “Штык, браунинг, бомба…” в исполнении хард-рок группы “Облачный край”.

Высказывания учащихся об услышанном. Соответствует ли музыка стихам?

Краткая справка о направлении рок. (Бунтарский дух, ритмические особенности.)

Вопрос – современен ли Маяковский?

Учащиеся в роли музыкантов.

На выбор семь стихотворений:

  1. “Мелкая философия на глубоких местах”. (гр. Зёрна.)
  2. “Маруся отравилась”. (гр. Дочь Монро И Кеннеди.)
  3. “Санплакат”. (гр. Абвиотура.)
  4. “Лиличке”. (гр. Сплин.)
  5. “Надоело”. (гр. Pxband.)
  6. “Скрипка и немножко нервно”. (гр. Археоптерикс.)
  7. “Схема смеха”(“Мужик и баба”). (гр. Женя Глюкк И Группа Прикрытия.)

Учащиеся (пользуясь справочным материалом) предполагают, как могла бы звучать песня на эти стихотворения.

Прослушивают музыку на эти стихи и еще раз анализируют. (Приложение)

Творческое письмо:

Быть или не быть Маяковскому? (Учащиеся озвучивают свои ответы.)

Исполнение учителем музыки (возможно, кем-то из учащихся) песни “Неоконченное” из репертуара Н. Носкова (как лирические мотивы в творчестве Маяковского).

Голосование:

Тема без знаков препинания учащиеся прикрепляют к доске стикеры (приготовлены за ранее) со знаками препинания (. ! ? …)

Обсуждение выбора цвета краски на листах ватмана (начало урока).

(Учащиеся рисовали портрет Маяковского в свободном стиле и преимущественно в черно-красных тонах.)

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана.
В. Маяковский