Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Веселый скоморох в гостях у ребят"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: продолжать знакомить детей с народным творчеством.

Задачи:

  • Познакомить детей с народной куклой «Скоморох».
  • Вызывать эмоциональный отклик на встречу с персонажем народного гулянья.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарная работа: скоморох, лапти, балалайка.

Предварительная работа: беседы о зимующих и перелетных птицах, рассматривание иллюстраций птиц, беседы о приметах зимы и зимних забавах.

Материалы и оборудование: народная кукла «Скоморох», шапка скомороха с бубенцами для воспитателя, детали снеговика, коробочка с блестящими камушками, набор картинок «Зимующие птицы», мягкая игрушка «Ворона», магнитофонная запись «Камаринская» и голос вороны, угощение для ребят.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

– Здравствуйте, ребята! У вас много игрушек. Какими игрушками вы любите играть?
– Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, о какой игрушке в нем говорится?

Очень хочет кукла Ляля,
Чтоб ей дети мамой стали
И с собою клали спать
В настоящую кровать.

– О какой игрушке говорится в стихотворении?
– Ребята, я принесла вам куклу, которую вы никогда не видели. Садитесь на стульчики, я сейчас вас с ней познакомлю.

(Из коробки воспитатель достает куклу «Скоморох».)

II. Основная часть

1. Рассматривание куклы

– Вот моя кукла! Это – скоморох. Давайте вместе повторим. Кто может сам повторить?
– Скоморох очень веселый. У него нарядная ярка рубашка, сшита из разных кусочков ткани. Широкие штаны. А на ногах что? На ногах лапти. Давайте вместе повторим …. (лапти) Такую обувь носили люди очень-очень давно, в старину, не было тогда еще ни сапог, ни ботинок. На голове необычная шапка с бубенчиками. Пляшет скоморох, бубенчики звенят, ему помогают.
– Как же называется моя кукла? Это кукольный скоморох, игрушечный. Но бывают и настоящие. Скоморохи – это люди. Они по праздникам наряжаются в такую красивую одежду и выходят на улицу веселить народ. Скоморохи поют песни, читают забавные стихи, разыгрывают кукольные представления, играют на музыкальных инструментах. Шутить, веселить, играть, развлекать – это все для скомороха.
– Посмотрите, что у него в руках? Это – балалайка – музыкальный инструмент. Давайте вместе повторим. (балалайка)

2. Слушание аудиозаписи «Камаринская»

Возьмешь балалайку в руки и не узнаешь скуки.
– Послушайте, как балалайка звучит.

3. Игра «Зимние забавы»

– Вот так задорно и весело звучит у скоморохов балалайка, зовет людей на гулянье. И мы сейчас с вами туда отправимся.
– Ох-ты, батюшки, самоварушки, блинчики да прянички, скомороха оживить надо, чтобы он из кукольного в настоящего превратился. Ну-ка скоморох полезай в коробку.

Раз, два, три, коробочка, помоги.

– Ой, ребята, вот шапка не простая, с бубенчиками и поясок.
– Вот и я – веселый скоморох! (воспитатель надел шапку и поясок на себя)
– Гулянье на улице идет, и нас зовет.
– Пойдем со мной веселиться! (звучит народная музыка)

Белым снегом замело.
Все дороги занесло,
Все дороги, все пути,
Не проехать, не пройти.

– Посмотрите сколько снега кругом. В какие игры можно зимой поиграть, чем позабавиться? (снежки, на санках покататься, на лыжах, построить крепость…)
– Поиграем в снежки. Какие вы меткие.
– А теперь кто дальше бросит снежок.
– За руки беритесь в саночки садитесь.
– Любишь кататься, люби и саночки возить.
– Палки в руки возьмем и на лыжах мы пойдем.

4. Игра «Собери снеговика»

– Отгадайте мою загадку.

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился ... (Снеговик)

– Давайте и мы сделаем снеговика.

(Найдите самый большой круг, прикрепите к доске, а теперь круг поменьше, нужно сделать голову. А ручки из веточек. Что еще осталось?)

5. Игра «Карусель»

– Какой симпатичный получился снеговик! За это я вас покатаю на карусели. Возьмите в руки по ленточке. Сильно не тяните, а то карусель поломается.
Всем удобно? Покатились!

Еле-еле, еле-еле, раскрутили карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два.
Вот и кончилась игра.

6. Игра «рифмочки»

Здорово мы покатались, отдохнем, садитесь.
Давайте вместе забавные стихи сочинять.
Я начну, вы продолжайте.

Любят малые ребятки
Всем загадывать… (загадки)

Испугав синичек стайку,
Проскакал ушастый … (зайка)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису)

Шла корова и мычала,
Шла собака и … (рычала)

Шустро зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка
Желтогрудая ... (синичка)

Протяните-ка ладошки.
Я в ладошки дам вам крошки.
Синички прилетели,
Все крошечки съели.

– Мы и поиграли, и птиц покормили. Птичкам зимой и холодно, и голодно. А мы о них позаботились.

7. Игра «Собери бусы»

(Звучит карканье вороны.)

– Вы слышите? Кто так кричит? (Скоморох подходит к коробке, прислушивается, достает ворону)
– Как ворона ко мне в коробку попала?
– Эх, что-то не веселая она сегодня, что случилось? (Ворона скомороху шепчет на ухо о своей беде)
– По городу летала, коробочку с блестящими камешками потеряла.
– Ребята, наверное, это та коробочка, которую я возле детского сада нашла и вам принесла. Где же она? (Дети приносят коробочку).
– Точно ее. Радуется. Давайте поможем вороне собрать ее украшение. (Скоморох показывает, как надо закрепить камешки на украшение. Одевают на ворону ее украшение)
– Вы, ребята, добрые. Вороне помогли. Спасибо вам большое! Полетела ворона показывать свое украшение птицам. Посмотрим и мы, с какими птицам ворона повстречалась.

8. Рассматривание картинок «Зимующие птицы»

(Воспитатель выкладывает по одной картинке, дети называют птицу.)

– Все эти птицы остались с нами зимовать. Как их называют?
– Представьте, что вы маленькие птички. Где ваши крылышки?

Ветер подул, птичек спугнул.
Птички взлетели, за мной полетели.
На стульчики сели.

– Молодцы! Но пришла пора превращаться из настоящего Скомороха в игрушечного.

Раз, два, три,
Коробочка помоги.

(Воспитатель снимает кушак, шапку. Кладет в коробку. Достает куклу.)

III. Заключительная часть

– Вот с какой куклой вы сегодня познакомились. Как она называется? Он какой? На чем играет скоморох? Во что обут скоморох?
– Вы многое знаете, многое умеете. Мне очень у вас понравилось. В моей чудо коробочке есть для вас угощение. Думаю, вы поделитесь со всеми ребятами. Пришло время возвращаться в группу.