Методические условия эффективного применения ИКТ на уроках экономики

Разделы: География, Экономика


ИКТ, будучи cоставной частью технических средств обучения, с точки зрения методики обучения являются эффективным средством оптимизaции учебного процесса. Можно отметить положительные аспекты их использования:

  • повышение наглядности обучения;
  • обеспечение индивидуального подхода в обучении;
  • активизация процесса овладения знаниями, умениями и навыками;
  • повышение роли самостоятельной работы учащихся в ходе обучения.

Однако необходимо отметить, что для получения подобных положительных результатов необходимо соблюдение ряда методических условий по их применению. Данные условия представлены в основном:

  • логикой построения урока;
  • методами изложения материала;
  • конкретными методическими приемами предъявления информации;
  • системностью использования ИКТ;
  • наличием и умением отбирать необходимые электронные издания (интерактивные пособия), исходя из целей и задач обучения.

Особенностям построения урока на основе использования компьютера посвящены работы многих авторов, например, Г.К. Селевко, В.П.Беспалько. В данных работах обращается внимание на то, что учитель, как организатор познавательной деятельности учащихся, должен анализировать и тщательно подбирать материал, ресурс, программное обеспечение к подобному уроку. Так, Г.К. Селевко выделяет следующие этапы работы учителя при проектировании компьютерных уроков:

  1. Составление календарно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам.
  2. Составление временной структуры урока.
  3. Составление временной развертки (поминутный план) урока.
  4. Написание сценария урока.

При составлении временной структуры урока в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения:

  • из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства;
  • рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;
  • отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.

Подобный подход к построению компьютерного урока предлагается в работах А.С. Баранова. Он считает, что при организации урока с использованием компьютера учителю необходимо осуществить следующий порядок действий:

Анализ учебной программы. Выбор тем и конкретных уроков, на
которых наиболее целесообразно использование компьютерных технологий.

Анализ выбранного урока. Выбор средств обучения. Определение последовательности их использования. Формулировка заданий для учащихся по использованию средств обучения.

Требования к подготовке дидактического материала. Отбор информации. Выбор программного обеспечения для создания дидактического материала.

Разработка структуры урока. Последовательное разложение материала на смысловые блоки. Выделение блоков, при изучении которых планируется использование компьютерных технологий.

Одно из преимуществ, которое должно давать подобное средство учителю – это сокращение времени, затрачиваемого на подготовку к уроку, но реальный опыт демонстрирует обратные результаты. Именно поэтому сейчас ведутся разработки специальных систем, позволяющих освободить учителя от рутинной бумажной работы при написании конспекта урока, составления плана, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

При построении или конструировании урока с использованием современного компьютера учителю необходимо соблюдать ряд этапов в своей деятельности.

На первом этапе необходимо определить место данного урока в системе преподаваемого курса, учесть его логические связи с предыдущим и последующим уроками. Определить цели и задачи, которые он в себе несет, и подобрать на их основе методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся.

Второй этап включает в себя подбор учебной информации. На основе поставленных целей и задач выделяются конкретные объемы информации, которые учащиеся должны усвоить в процессе обучения (знания, умения, навыки).

Третий этап – составление урока (конспекта, сценария). Данный этап включает в себя выделение структурных единиц урока (этапов), разбивку учебной информации на отдельные элементы в соответствии с особенностями их усвоения, формулировка целей к каждому этапу урока, определение их логических связей.

При использовании готового электронного издания данный этап является последним. Однако в последнее время широкое распространение получили презентации урока, которые учитель составляет сам. В этом случае будет выделяться еще один этап – составление по написанному сценарию презентации урока.

Форма организации учебной деятельности на уроках с применением ИКТ может быть фронтальной, индивидуальной и коллективной.

В условиях обычного предметного кабинета экономики, оснащенного компьютером, широкое распространение получили фронтальная, реже групповая формы работы. Как показывает опыт, наибольший эффект имеют индивидуальная и индивидуально-групповая работы учащихся. Однако, чтобы организовать данные формы учебной деятельности, необходимо обеспечить непосредственное взаимодействие компьютера и ученика. Для этого целесообразнее проводить уроки экономики в кабинете информатики. На подобном уроке применимы выпущенные электронные пособия, подготовленные учителем материалы (сайты Интернета, электронные пособия, составленные самим учителем). Разработанные для преподавания экономики электронные издания полностью или частично предоставляют следующие возможности:

  • педагог формирует сценарий для проведения занятия;
  • ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или назначенным педагогом) работает с учебно-методическими материалами, предлагаемыми программой;
  • автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому ученику (по результатам самоконтроля) или назначать автоматически последовательность и темп изучения учебного материла;
  • работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных;
  • педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Использование в процессе обучения ресурсов Интернета потребует от педагога предварительной подготовки:

  • необходимо подобрать сайты Интернета, исходя из целей, задач, содержания урока;
  • выделить на сайтах ту информацию, которую должны будут усвоить учащиеся;
  • сформулировать задания для поиска нужной информации на сайте;
  • продумать способ фиксации результатов работы учащихся;
  • составить задания для закрепления и контроля знаний учащихся, полученных в ходе самостоятельной работы.

При проведении уроков экономики в кабинете информатики в структуре урока необходимо особое внимание уделять этапу организации деятельности учащихся. На данном этапе учитель проводит подробный инструктаж о порядке работы учащихся на уроке (ориентировочная основа деятельности), выделяет для учащихся учебные задачи урока. В конце такого урока, при обобщении изученного, учитель вместе с учащимися организует обсуждение и анализ полученной информации, делает выводы. Раскрытие содержания урока в ходе самостоятельной работы может проводиться двумя способами:

  • учитель разбивает содержание урока на отдельные смысловые блоки, распределяет эти блоки между группами учащихся для изучения, организует последующий обмен между группами полученной информации;
  • учитель ставит перед учащимися познавательный вопрос, указывает ресурсы для поиска ответа, организует индивидуальное или групповое изучение содержания урока и обсуждение результатов работы.

Эффективность подобных уроков будет очень высокой. Учитель из носителя знаний превращается в организатора получения знаний, повышается самостоятельность, коммуникативная активность учащихся.

Исходя из всего изложенного, выбор методов обучения для урока с применением ИКТ связан с местом его проведения (предметный кабинет и кабинет информатики), с используемыми носителями интерактивной информации, формой учебной деятельности, формой самого урока.