Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, познакомить детей со свойствами воды: не имеет формы, одни предметы растворяет а другие нет; вода-это жидкость, может находиться в трех состояниях : твердом, жидком и газообразном; на цвет- прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
  • Развивать мышление, познавательную активность детей в процессе экспериментирования, активизировать и обогащать словарь существительными, прилагательными по данной теме.
  • Развивать социальные навыки, учить отстаивать свою точку зрения, учитывая мнения своих товарищей по группе.
  • Вызывать интерес к совместному выполнению заданий.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Беседы о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, использование ассоциативно - дидактических игр, проведение опытов и экспериментов по теме «Вода, ее роль в жизни человека», рисование по данной теме, ведение индивидуальных альбомов по экспериментированию.

Материал: клубок ниток синего цвета, иллюстрации с изображением воды, оборудование для проведения опытов, иллюстрации с изображением «состояний воды», индивидуальные альбомы по экспериментированию, цветные карандаши и мелки, персонаж -«Каплюшка» (грустная и веселая), аудиозапись шума воды, аудиозапись для релаксации «Сосулька».

Для проведения опытов: вода, баночки различной формы, краска, кисточки, речной песок, соль, камушки, мерные ложки, прозрачные стаканчики.

Ход занятия

Дети входят под спокойную музыку в группу, воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть в игру « Волшебный клубочек».

-Только сегодня клубочек у нас будет родничком, а когда мы его будем раскручивать, он превратится в реку. Река наша добрая, течет ровно, спокойно и давайте скажем друг другу пожелания-напутствия: Я желаю…. Я надеюсь…

Дети, разматывая клубочек, говорят друг другу ласковые напутствия - пожелания.

-Так давайте же будем дружными, внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.

Под музыку воды входит персонаж Каплюшка (очень грустная)

- Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй, Каплюшка! А что ты такая грустная?

- Я потеряла своих сестер – капелек и не знаю, куда мне идти и что делать? А вдруг я высохну или замерзну, или еще что – нибудь со мной случится, как же я найду своих сестер? Вы мне можете помочь?

- Каплюшка , мы знаем, как тебе помочь, мы тебе расскажем и покажем, где ты можешь встретить своих сестер .

-Наши ребята знают очень много о воде и тебе помогут.

-Присаживайся и слушай!

-Из чего состоит Каплюшка? (из воды)

-Какой бывает вода? Какие свойства воды вы знаете?(не имеет цвета, запаха, может находиться в жидком, твердом и газообразном состояниях).

Дети отвечают, показывая иллюстрации.

-Ребята, посмотрите на наши карточки, мы о всех свойствах воды рассказали Каплюшке? Может быть чего- то не хватает?

-Давайте посмотрим, какие предметы и оборудование сегодня находятся в нашей лаборатории?

Ответы детей и предположения о том, какие следует провести опыты, чтобы выяснить свойства воды. Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает: растворяет ли вода все вещества и имеет ли она собственную форму.

Перед проведением опытов дети делятся на две группы.

Одна группа будет выяснять, растворяет ли вода вещества, а вторая - имеет ли вода собственную форму.

Воспитатель предлагает детям самим отобрать оборудование для проведения опытов.

-Что взяли? Какие предметы? Как будете использовать? Какую гипотезу выдвигаете? Что хотите проверить?

Физкультминутка «Мы дружные ребята»

«Мы похлопаем руками - хлоп, хлоп, хлоп (хлопают в ладоши)

Мы потопаем ногами - топ, топ, топ (руки на поясе, топают ногами)

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (поднимают руки вверх и опускают вниз)

Мы руки подаем и бегаем кругом »(берутся за руки и бегают по кругу).

Дети приступают к выполнению опытов.

После этого один ребенок от каждой группы формулирует вывод и все дети садятся за столы и зарисовывают в своих дневниках результаты опытов, делятся впечатлениями.

Показывают это Каплюшке, ( рассказывают о свойствах воды).

Каплюшка благодарит детей за рассказ.

Релаксация «Сосулька»

Цель: снятие эмоционального напряжения, используя технику напряжения - расслабления.

Дети, стоят на ковре, ноги вместе, руки в «замке» над головой. Сжать сильно руки в « замке», постепенно расслаблять и опускать вниз («Висит сосулька крепкая над нашей головой, но солнце взойдет, сосулька упадет»).

Ассоциативно-дидактическая игра «Превращения воды»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды методом ассоциаций. Учить рассказывать о свойствах воды, находя характерные признаки в предметах в «коробочке ассоциаций». Продолжать развитие познавательных процессов и мыслительной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: стекло , зеркало, мишура, коньки, чайник, картинка тучки, лейка, камень, снежинки из бумаги, цепочка, кусочек ваты и т. д

Игровые правила: находить в коробочке предметы, по которым можно охарактеризовать свойства воды (какую форму имеет, в каких состояниях может быть и т. д)

Игровые действия: поиск предмета, сопоставление его (предмета) с определенным свойством воды.

Появляется радостная Каплюшка.

-Теперь я знаю, где могу найти своих сестер и мне не страшны любые превращения .

Благодарит детей за рассказ о ней.