Сценарий одного дня по образовательной области "Познание", "Коммуникация","Труд", "Безопасность", "Социализация". Тема: "Наше величество - электричество"

Разделы: Работа с дошкольниками


Утро.

1. «Мамины помощники» (электроприборы) – беседа.

Программное содержание:

Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании электроприборов в истории человечества, облегчающих труд человека в быту. Обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.

2. Дидактическая игра «Загадки – отгадки»

Программное содержание:

Продолжать учить детей разгадывать загадки, направленные на развитие у детей образного и логического мышления у детей.

3. Игра «Заколдованные предметы»

Программное содержание:

Развивать навыки самоконтроля и самооценки при обследовании и выполнении задания на листе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области  «Познание»

Тема: «Чудо вещи»

Программное содержание:

Познание: познакомить детей с электричеством, расширять представления о том, где «живет» электричество (приходит в дом по электрическому проводу, сверху одетому в матерчатое платье, снизу – резиновую рубашку) и как оно помогает человеку.

Социализация, безопасность: закрепить знания детей об электроприборах, об их использовании в быту, вооружая рядом практических знаний, умений и навыков, потребность в которых ощущается в повседневной жизни; продолжать формировать правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Коммуникация: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; развивать мыслительную активность детей, поощрять умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание беречь электроэнергию.

Активизация словаря:

Электрический ток, электроприборы, провод, матерчатое платье, резиновая рубашка, нить – накаливания.

Материал:

Проволочки по количеству детей, иллюстрации с изображением розетки, дверной кнопки, пылесоса, холодильника, лампочки, настольной лампы, конверт с письмом, дидактическая игра: «Собери телефон», «Заколдованные предметы», карточки: «Правила пользования электричеством», «Электричество живет повсюду».

Предварительная работа.

Проведение опытов с неопасным электричеством: «Электрические букашки»; Рассматривание лампочки, знакомство с нитью накаливания, чтение поучительных историй «Что горит в лампочке», «Почему, если лопнет, она еще и хлопнет», используя энциклопедию «Почемучка», заучивание слов к игре «Ток бежит по проводам».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

В – Ребята, вы сегодня, уже обратили внимание на все превращения, которые произошли в жизни человека: человек стал жить лучше по сравнению с тем, как он жил в древности. Это произошло благодаря появлению электричества.

Электричество – одно из самых важных открытий человека, оно не только приносит пользу, но и представляет собой огромную опасность. Ток обладает одним опасным качеством, в некоторых случаях провода могут загореться, и может возникнуть пожар. Поэтому с электричеством нужно обращаться очень осторожно. Ток никто не видел, но знает его каждый.

Это только мой рассказ
А что дальше впереди –
Приготовься и гляди.

(стук в дверь, заходит мальчик в костюме «электрический ток»).

Эл. ток – Здравствуйте, ребята! Я – невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею делать все: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать фабрики и заводы. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь, сказки рассказывать. Обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки». Кто я такой?

Д – Электрический ток.

В – Ребята, у вас на столе лежит электрический провод, возьмите его, мы рассмотрим, из чего он состоит.

В – Саша, что ты взял со стола?

С – Я взял электрический провод.

В – А вы знаете, для чего нужен электрический провод?

Д – (Ответы детей).

В – Давайте послушаем, что об этом расскажет электрический ток.

Эл. Ток – Прихожу я в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху он одет в матерчатое платье, под ним резиновая рубашка, а под ней проволочки. По этим проволочкам я и попадаю в приборы (рассказывает и показывает).

В – Ребята, во что одет провод сверху?

Д – Сверху провод одет в матерчатое платье.

В – Какая одежда находиться под матерчатым платьем?

Д – Под матерчатым платьем находиться резиновая рубашка.

В – А вы знаете, для чего проводу нужна резиновая рубашка? Давайте спросим у электрического тока (рассказ электрического тока).

Эл. Ток – А одета проволочка в резиновую рубашку для того чтобы я не уходил куда не следует. Мне приходиться совершать большие путешествия по улицам и городам.

В – Спасибо, тебе, электрический ток, за интересную информацию.

А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра называется – «Ток бежит по проводам».

Подойдите все к шнуру, посмотрите на нем узелки. Давайте представим, что это частицы электрического тока, и они бегут по проводам. Положите руки на узелки, мы превращаемся в частицы электрического тока и будем двигаться по кругу, шнур двигать нельзя, руки переставлять только на узелки.

Мы будем идти по кругу вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее, при этом произносим знакомые нам слова про электричество.

Дети, перехватывают правой и левой рукой узелки на шнуре, говорят:

«Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию несет.»

В – Ребята, теперь вы знаете, как электрический ток бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы.

Эл. Ток.– Мне пора уходить, но я с вами прощаюсь ненадолго.

В – А я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно.

«Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем – огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется».

В – О чем эта загадка?

Д – Эта загадка о лампочке.

В – Да, это загадка о лампочке. Эта лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши квартиры, удлиняя день.

(появляется девочка в костюме лампочка)

Л – Здравствуйте, ребята! Я – электрическая лампочка. А вы хотите узнать, как я работаю, и почему лампочка светит?

Д – Хотим.

Л – За то, что я работаю, надо сказать, спасибо, электрическому току. Мчится ток по проводам, но они не светятся, потому что провода хорошо пропускают электрический ток. Но вот ток добежал до пружинки – волоска внутри лампочки. Пружинка плохо пропускает ток, поэтому и раскаляется – она называется нить накаливания. И чем больше она раскаляется, тем ярче я свечусь.

В – Ребята, кому надо сказать спасибо за то, что лампочка светит?

Д – Спасибо надо сказать электрическому току.

В – Что находиться внутри лампочки?

Д – Внутри лампочки находится пружинка.

Внутри лампочки находится нить накаливания.

В – Почему не светятся провода?

Д – Потому – что по ним быстро бежит ток.

В – А нить накаливания как пропускает ток быстро или медленно.

Д – Нить накаливания пропускает ток медленно.

В – Спасибо и тебе, лампочка за интересный рассказ.

(лампочка прощается и уходит).

В – Ребята, а каким электроприборам нужна лампочка?

Д – Лампочка нужна люстре, фонарику, машине и т.д..

В – Я предлагаю вам рассмотреть настольную лампу и узнать, нужна ли ей электрическая лампочка. Я беру за вилку электрического шнура и включаю в розетку, что произошло с лампой?

Д – Лампа включилась, загорелась лампочка.

В – Значит лампе тоже нужна электрическая лампочка.

В – Ребята, электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для человека. При включении электроприборов надо соблюдать правила безопасности.

(показ карточек «правило пользования электричеством»).

  • Руки должны быть сухими.

  • Ни девочка, ни мальчик
    Ни суй в розетку пальчик.

  • Не держись за шнур, держись за вилку.

  • Гвоздики и пальчики
    В розетку не вставлять.
    Электричество опасно
    Это каждый должен знать.

  • Попользовавшись, не забудь выключить.

В – Вы молодцы! Усвоили правила поведения при работе с электроприборами, а я сейчас проверю. Мы поиграем в игру «Это я, это я, это вся моя семья».

Я буду называть определенные действия, а вы должны сказать делаете вы так или нет, если делаете, то произносите слова «Это я, это я, это все мои друзья», если так не делаете, должны молчать. Ну что, готовы?

  • «Кто сует в машину руки,
    когда стирает мама брюки?»

  • «Никогда не забываю
    и утюг я выключаю».

  • «Так зачем же тратить силы.
    Время попусту терять.
    Потяну за шнур, готово,
    И не надо выключать».

  • «Когда взрослые уходят,
    телевизор кто включает
    И на кнопки нажимает?

  • Кто не отключает электроприбор,
    Тот может остаться без новеньких штор».

  • «Кто, прежде чем идти на свидание,
    Чтоб навестить своих подруг,
    Делает домашнее задание
    И не забывает выключить утюг?».

В – Молодцы! Правила вы знаете. Ребята, я совсем забыла, нам сегодня в группу пришло письмо, вот оно. Я думаю, вам не составит труда догадаться от кого оно.

Д – Это письмо от Незнайки.

«Дорогие ребята, здравствуйте! Со мной каждый день происходят чудеса, которым я не могу найти объяснения. Объясните мне, пожалуйста, что за чудеса произошли со мной недавно?»

  • Одна девочка пригласила меня в гости, мы поднялись с ней на второй этаж, подошли к двери. Она дотронулась до кнопки и нам открыли дверь, пригласили в гости. Что за кнопка?

Д – Это кнопка звонок.

  • Она мне предложила чай, но перед этим предложила войти в ванну, там было темно, и я сильно испугался. Но Маша рассмеялась, щелкнула чем – то и стало вдруг светло. Что сделала Маша?

Д – Она щелкнула выключателем.

  • Затем Машина мама поставила чайник. Через некоторое время из носика чайника пошел пар от закипевшей воды. Какой волшебник помог вскипятить чай?

Д – Этот волшебник – чайник.

  • Потом мы стали играть, я так развеселился, что мне стало жарко. А Маша улыбнулась и сказала, что у нее есть волшебный ветерок. Она принесла предмет с лепестками, похожий на ветряную мельницу и лепестки завертелись, на меня подул ветерок. Как называется этот ветерок?

Д – Это вентилятор.

  • После игры мы убирали квартиру. Маша сказала, что пыль нам поможет убрать слоненок. У него оказался резиновый хобот, но ушей совсем не было. Маша нажала на кнопку и слоненок загудел. Кто нам помог убрать комнату?

В – Комнату помог убрать пылесос.

  • Когда комната была убрана, мы уселись на диван и смотрели мультфильм по волшебному ящику. Как называется этот волшебный ящик?

Д – Этот волшебный ящик называется телевизором.

В – Молодцы, ребята! Вы старательны и отзывчивы, помогли Незнайке.

(чтение стихотворения)

Служат всюду людям электроприборы
Утром папа бреется бритвой очень скоро,
Утюгом горячим мама платье гладит.
В холодильник сохранить все продукты ставит.
Пылесосом чистит пол и ковер от пыли,
помогает ей пылесос не тратить силы.
А стиральная машина все белье перестирает,
Сколько мылить, выжимать – электроника все знает.
Кофеварка – кофе варит, миксер – лихо крем взбивает.
Вот стоит электропечь, пироги в ней можно печь.
Электроприборы работают скоро,
Ток по проводам бежит, им помочь быстрей спешит.

В – Ребята, скажите, без чего электроприборы работать не могут?

Д – Электроприборы не могут работать без электрического тока.

В – Что будет, если в доме отключат электричество?

Д – Не будет работать телевизор.

Д – Нечего будет есть и т.д.

В – Да, ребята, электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, показать по телевизору мультфильм, натереть пол в нашей квартире и многое другое может, поэтому электричество надо беречь. Одного он не может, он не может удержаться, чтобы не стукнуть когда его трогают. Поэтому к нему надо относиться осторожно, детям к электричеству подходить нельзя, электроприборы должны включать только взрослые. Будьте внимательны и осторожны!

Прогулка.

1. По территории детского сада.

Наблюдение за проводами.

Программное содержание:

Обратить внимание детей на то, что провода бывают не только электрические, но и телефонные; учить сравнивать их и на основе общих признаков определять происхождение их названия. Довести до сознания детей об опасности игр с электричеством.

2. Дидактическая игра «А что если бы?»

Программное содержание:

Учить адекватно оценивать предложенную конкретную ситуацию, встречающуюся в жизни, самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации. Развивать мыслительную активность.

3. Подвижная игра «Следопыты».

Программное содержание:

Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, стремление к поисковой деятельности: находить объекты, связанные с электричеством; закреплять названия объектов, их назначение.

4. Сюрпризный момент – приход девочки лампочки со своими подружками лампочками – малышками, сделанными изо льда.

Программное содержание:

Воспитывать нравственно – эстетические и эстетические чувства.

5. Трудовые действия. Вырезывание из снежных пластин «Лампочки для Снежной королевы»

Программное содержание:

Дать детям дополнительные возможности художественного самовыражения; развивать фантазию, воображение, желание создавать прекрасное.

Вторая половина дня.

1. Дидактическая игра «Что в это время делает электричество».

Программное содержание:

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, развивать представления об основных физических явлениях: не опасное – статическое электричество, опасное – молния. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2. «Собери картинку».

Программное содержание:

Стимулировать, развивать у детей аналитико-синтетические функции мышления, учить создавать в воображении образы предметов, осуществляя зрительно – мысленный анализ возможного расположения частей, проверяя его практически.