Технологическая карта урока русского языка "Загадки звука [й'] и букв е, ё, ю, я"

Разделы: Русский язык


Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет Русский язык
Класс 1
Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема урока “Загадки звука [ й`] и букв е, ё, ю, я.”
Цель урока создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке [ й`] и буквах е, ё, ю, я. для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); формирование приемов сравнения, обобщения и классификации , для формирования чувства любви к природе.
Основные термины, понятия звук, буква, транскрипция, алгоритм

 

Планируемый результат

Предметные умения

Правописные умения:

  • каллиграфически правильно писать буквы е,ё,ю,я;
  • каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквами е,ё.ю.я;
  • правильно списывать слова и предложения,
  • уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения: – записывать звуки в транскрипции; – определять звуки в зависимости от места в слове; – уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка. Речевые умения: – правильно называть буквы русского алфавита. – находить нужные слова в группе слов; – объяснять лексическое значение слова.

Личностные УУД:
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах,группах;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; – проводить анализ учебного материала; – проводить классификацию, указывая на основание классификации; – проводить сравнение, объясняя критерии сравнения – уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; – владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах, группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

Учебник. Русский язык 1 класс Н.А. Чуракова, Тетрадь для самостоятельной работы.

Технические средства обучения:

компьютер,

телевизор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в Power Point “Загадки звука [ й`] и букв е ,ё, ю, я.”

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды, видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; – овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  – Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетради, пенал. – Почему это важно? Выскажите свои мысли Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего “рабочего места”

Актуализация опорных знаний

Предметные:

– правильно называть буквы русского алфавита; – правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; -составлять транскрипцию звуков

img1.jpg (4621 bytes)

– Прочитайте тему урока.

– Значит, с какими буквами мы будем работать?

Обучающиеся читают тему урока и называют буквы.

Чистописание

    Чистописание: Яя Юю Ее Ёё Что можем сказать об этих буквах? Обучающиеся выполняют минутку чистописания и отвечают на вопрос учителя. На доске прикрепляются карточки со звуками и буквами.

Постановка учебной проблемы

    – Какие звуки могут они обозначать? Прикрепите карточки к нужным буквам.

– Вспомним правила посадки при письме: положение рук, ног, тетради.

Обучающиеся отвечают: – Вначале слова обозначают два звука, а после буквы согласного – один звук. Обучающиеся выполняют указания учителя и прикрепляют карточки на доске: Я – [а] [й’а] Ю– [у] [й’у] Е – [э] [й’э] Ё – [о] [й’о]

Формулирование цели.

  img2.jpg (7445 bytes) – Как вы думаете, чем мы будем заниматься и чему научимся?

– Да, мы будем учиться слышать звуки и давать им характеристику, а также учиться выполнять транскрипцию звуков.

Обучающиеся определяют цели урока:

1. Разгадаем загадки звука [ й`] и букв е ,ё, ю, я.

2. Будем учиться слышать звуки .

3.Научимся выполнять транскрипцию звуков.

Открытие нового знания.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

  • выполнять классификацию;
  • обосновывать основание для классификации;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

img3.jpg (11288 bytes)

img4.jpg (10609 bytes)

– Анишит-Йокоп загадала загадку (стр. 40 учебника). Разгадка поможет расколдовать животных. Обучающиеся называют животных, буквы в начале слова и звуки которые они обозначают.   Обучающиеся обращают внимание на то, что если е,ё,ю,я – в начале слова, то Е = [й’э] Ё = [й’о] Я = [й’а] Ю = [й’у]

Применение нового знания

Предметные:

  • производить транскрипцию звуков;
  • составлять звуковую схему слова.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

  • высказывать свое предположение;

коммуникативные:

  • точно и полно выражать свои мысли.
  Задание в парах. Найти животных в Большом Музейном Зале.

1 ученик: с буквами е, ё. 2-й ученик с буквами я, ю. (взаимопроверка)

Самопроверка. 3-й , 4-й, 5-й, 6-й слайды.

Животные расколдованы.

Обучающиеся после самостоятельного выполнения задания , обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, затем, используя изображение на слайдах, самопроверку.
  Физминутка.

img5.jpg (7463 bytes)

   
Самостоятельная работа

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
  • определять последовательность действий на уроке.

Предметные:

  • уметь определять звуки которые обозначают буквы е, ё. ю, я;
  • уметь определять, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука;
  • учиться записывать звуки в транскрипции;
  • овладевать умением сравнивать звуки и находить общее.

img6.jpg (2814 bytes)

Стр. 41; упр. 12. Прочитать самостоятельно.

– Определите порядок выполнения задания.

Обучающиеся после прочтения задания формулируют алгоритм:
  1. Произнести слово.
  2. Зафиксировать звуки первой буквы.
  3. Найти правильную звуковую запись.

img7.jpg (2373 bytes)

Работа в группах. 1-я со словом “ёжик” , 2-я со словом “ещё”, 3-я со словом “ели”, 4-я со словами “еле-еле”. Самостоятельная работа в группах.

img8.jpg (6200 bytes)

Проверка. Выступление по одному человеку от группы(9-10 слайд). В каждой группе выбирается лидер , который озвучивает вывод.

Вывод: Буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают два звука (11 слайд), после буквы согласного – один звук (12 слайд).

    Стр. 42; упр. 13 (письменно)
  1. Чтения задания и образца.
  2. Коллективно: юркий [й’у], уж [у].
  3. Остальные слова самостоятельно (самопроверка по учебнику)
Обучающиеся выполняют упражнение письменно , используя образец на странице учебника. Обучающиеся производят самопроверку по учебнику.

 

 
  • овладевать умением правильного написания слов с буквами е, ё, ю, я;

Личностные УУД:

  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах;
  • оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

  • работать по предложенному плану;
  • выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;

познавательные:

  • ориентироваться в учебнике;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • уметь находить и выделять необходимую информацию;
  • уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
Физминутка “Хомка”.

img9.jpg (10427 bytes)

  Дежурный по классу проводит физминутку.

Самооценка

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Самостоятельная работа в тетради для самостоятельных работ.

(15 слайд)

Обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях, учитель осуществляет индивидуальную помощь .
  Коллективная проверка. Комментируем выполнение. Во время коллективной проверки ученики комментируют выполненное задание.

– Ребята, оцените свое выполнение задания, для этого используйте смайлики самооценки. Дети рисуют смайлики самооценки после упражнения. (16 слайд)

Итог урока

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
  Какие секреты звука й и букв е, ё, ю, я мы узнали?

Что было интересного на уроке?

– Мне урок понравился и я рисую солнышко.

Обучающиеся называют главный секрет : в начале слова буквы е ,ё ,ю ,я дают два звука и первый из них [й`].

Рефлексия

  Спасибо за работу.

На слайде солнышко настроения.

Молодцы! Спасибо за работу, урок окончен. Дети рисуют солнышко настроения.

Презентация