Народные праздники. Пасха

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели и задачи:

  • знакомить детей с весенними обрядами и их значением в жизни наших предков;
  • узнать, как праздновали Пасху на Руси;
  • как возникла традиция красить яйца на Пасху;
  • что подарить родным и знакомым на Пасху;
  • раскрыть понятие “воскрешение”;
  • познакомить с разными способами украшения пасхальных яиц, с символами в росписи, имеющими оберегающее значение для людей;
  • познакомить с техникой декупажа и квиллинга,
  • развивать наблюдательность, память, творческое воображение;
  • воспитывать чувство любви и уважения к Родине в процессе творческого осмысления культуры своего народа. (Слайд2)

Оборудование:

  • для учителя – мультимедийное оборудование, презентация к уроку, рисунки пасхальных яиц, украшение для яиц;
  • Для учащихся – бумага для квиллинга, акриловые краски, кисти, клей ПВА, салфетки для декупажа, яичная скорлупа.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы.

Послушайте стихотворение и попробуйте назвать сначала время года, о котором мы сегодня будем говорить, а затем и тему нашей работы. (Слайд3)

Вербочки

А. Блок

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для светлого дня.

Сегодня мы поговорим о весне и об одном из весенних православных праздников о пасхе. Кто знает, что это за праздник? Кто отмечает его дома? (Слайд 4)

II. Сообщение теоретических сведений

Каждую весну, когда дни становятся длиннее, а ночи короче весь мир отмечает светлый праздник.Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – “переход”, и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждение природы. (Слайд 5)

Па'сха  — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. (Слайд 6)

На Руси этот светлый день празднуется с Х века. Когда христианство пришло на Русь из Византии, оно принесло и традиции празднования Пасхи. Неделю, предшествующую ей принято называть Великой или Страстной. Последние дни выделяют особо: Великий Четверг — день духовного очищения, Страстная Пятница — напоминание о страданиях Иисуса, Великая суббота — день печали и траура, после него Светлое Воскресение Христово. (Слайд 7)

Пасха всегда была любимым и общенародным праздником.

Русские люди заранее готовились к празднику великим постом, приводили в порядок и свои дома и готовили подарки.

Накануне отмечался праздник - “Вербное воскресенье” или “Вход Господень в Иерусалим”.В храмах освящали веточки вербы как напоминание о пальмовых ветвях, которыми устилали путь Христа в столицу иудеи. Каждый человек приносил в дом несколько веточек и бережно складывал за образа до следующего года. (Слайд 8)

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая:

“Верба хлыст, бей до слез.
Не я бью, верба бьёт.
Будь здоров как верба”. (Слайд 9).

Великий Четверг был назван “чистым” ещё и потому, что в этот день был широко распространён народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали избу: всё мыли, чистили и скребли.Существовало поверье, что снесённые в страстной Четверг яйца, если их съесть в Пасху, предохраняют от недуга, а их скорлупа, зарытая в землю на пастбище, бережёт домашний скот от сглаза и падежа. (Слайд 10).

С Чистого Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, пряники и мелкие мучные изделия вроде печенья с изображением крестиков, барашков, петушков и курочек, голубков и жаворонков, яичек. (Слайд 11)

И неразрывно с этим праздником связан обычай, дарить друг другу крашеные яйца.

Обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа святая Мария Магдалина с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар. Святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным!". И тут же на глазах императора случилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор верующие в светлый праздник Пасхи одаривают друг друга крашеными яйцами со словами “Христос Воскрес!” – “Воистину воскрес!”.(Слайд 12)

По древней традиции крашеные яйца выкладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы или салата, которые специально проращивали для этого праздника.(Слайд13).

Яйца, окрашенные любым способом, называются 'крашенки', а расписанные узорами - 'писанками'.

Для изготовления настоящих традиционных русских писанок в каждом доме хранились яркие краски и маленькие проволочные крючки. Крючки опускали в расплавленный воск и покрывали им яйца, оставляя места для рисунков. Затем яйца окрашивали в натуральных красках, и на местах, не тронутых воском, проступал рисунок. Такую операцию проделывали несколько раз, чтобы получить сложные многоцветные рисунки. Перед подачей на стол воск с яиц стирали. (Слайд14)

Красить яйца необходимо в чистый четверг, так же как и готовить 'четверговую' соль, которая потом будет использована для посола кушаний, которые готовятся к Пасхе.

После Троицы писанки принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья. Подвешанная на кисточке писанка висела в красном углу под иконой Пресвятой Богородицы.

(Слайд15, (Слайд16)

В России пасхальными яйцами “христосуются” — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

Детишки устраивают “покатушки” — у кого яйцо дальше укатится.

Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной. (Слайд 17)

Русский человек, встречая кого-либо, независимо от чинов и званий обязательно должен был с ним поцеловаться, угостить его крашеным яичком, со словами “Христос воскресе!”, на что непременно получал ответ “Воистину воскресе!”

По традиции при встрече двух людей первую часть приветствия должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: “Христос воскресе! (Благословите, батюшка / честнымй отче)”, а второй отвечает: “Воистину воскресе! (Бог благословит)”. (Слайд18)

Даже цари свято соблюдали традицию — дарили женам пасхальные яйца. Однако правитель, благословленный богом на власть, должен был преподносить жене нечто достойное своего величия.

В 1885 году Александр IIIпоручил Фаберже изготовить ювелирное пасхальное яйцо в подарок супруге императрице Марии Федоровне. Заказ превзошел все ожидания монарха, и, восхищенный талантом Карла Фаберже, Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. Всего для венценосной семьи Романовых Фаберже было создано 50 царских пасхальных яиц — подлинных шедевров ювелирного искусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.(Слайд 19)

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния.

В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. Красная горка — последний день пасхальной недели, первое воскресенье после Пасхи. Название праздника произошло от того, что обряд встречи восхода солнца или Красной весны происходит на горе. (Слайд 20)

III. Практическая работа

- Ребята, а теперь посмотрите, что изображено на слайдах?(Слайд 21)

- Сегодня мы с вами будем украшать пасхальные сувениры в технике декупаж и квиллинга. (Работа рассчтана на 4 урока).

Декупаж от франц. “вырезать” - техника декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Изобрели эту технику китайские крестьяне еще в 12 веке. Они вырезали кусочки из разноцветной бумаги и оклеивали им и различные предметы. В наши дни техника декупаж нашла свое применение в декорировании предметов интерьера, ее широко используют дизайнеры (мастера по дизайну — оформлению жилых помещений). (Слайд 22)

- Кто из вас хочет быть дизайнером? Профессия эта в нынешние времена актуальна и востребована.

- Что перед вами? (Пасхальные сувениры)

- Какая предстоит работа? (Украшать пасхальные сувениры)

- Для декорирования пасхальных яиц в технике декупаж нам будут необходимы следующие инструменты и материалы:

  • заготовки для украшения; (Слайд 23)
  • салфетки, из которых можно вырезать красивый рисунок;
  • ножницы, с которыми нужно обращаться правильно, соблюдая правила ТБ;
  • клей для декупажа;
  • кисти №5, 6;
  • лак;
  • салфетки для рук.

Алгоритм действий:

  1. Отделяем от салфетки один слой.
  2. Вырезаем рисунок.
  3. С помощью широкой кисти намазываем поверхность заготовки клеем.
  4. Аккуратно прикладываем вырезанный мотив.
  5. И еще более аккуратней примазываем кисточкой, стараясь приклеить и расправить одновременно.

Внимание: не разглаживать руками, иначе тонкая бумага салфеток порвется и работа получится неаккуратной. (Слайд 24)

- Теперь из всего количества салфеток выберите те, в которых рисунки дополняют друг друга или больше всего понравились вам и — за работу!

Эскиз карандашом делать не нужно. Приступаем к работе.

Дальше мы познакомимся с техникой бумажной пластики - квиллинг.

Это уникальный способ создания ажурных, тончайших, объемных изделий, похожих на кружево. Узнаем историю возникновения и распространения этого вида рукоделия, научимся выполнять основные элементы квиллинга. К концу занятия у вас должна собраться коллекция элементов различной формы, которая будет использована для декорирования пасхальных яиц на следующем занятии.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. (Слайд 25)

На английском языке это рукоделие называется “quilling” — от слова “quill” или “птичье перо”.

Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне..(Слайд 26)

Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно “переехало” на Восток.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Для работы нам понадобятся:полоски 0,5 х 30 мм цветной бумаги, клей ПВА и кисточка для клея, зубочистки.(Слайд 27)

Для того, чтобы создавать работы в технике квиллинг необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии создавать любые ажурные композиции.

Все элементы квиллинга начинается с базовой круглой формы. Посмотрите на технологической карте показано, как изготовлять круглую форму.(Слайд28)

Практическое упражнение по выполнению базового элемента круглой формы

Сейчас мы с вами потренируемся сделать базовый элемент круглой формы. Для этого

1. Возьми полоску. Ногтем слегка оттяни и закругли её конец. Положи на него шпажку. Накручивай полосу, стараясь делать первые витки поплотнее.

2. Когда бумага “схватится” с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы.

3. Скрути ровную шайбу, чтобы снять её, слегка подвигай палочку.

4. Теперь распусти заготовку, чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12-14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко пожимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА.

Для выполнения задуманного объекта, необходимо круглой заготовке придавать различные формы.Все элементы квиллинга делятся на закрытые, т.е. делаются из склеенной круглой формы, и открытые, т.е. делаются без клея, только накручивая их. (Слайд 29)

Мы познакомились с основными закрытыми и открытыми элементами квиллинга, а теперь потренируемся делать каждый из этих элементом.

Во время выполнения практической работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь и наблюдает за правильностью выполнения работы.

- А на следующем занятии из элементов, которых вы сделали сегодня, мы будем декорировать пасхальные яйца .

IV. Подведение итогов урока

Замечательно справились с заданием! Молодцы!

Вы уже придумали, кому подарите сувениры?

В какой технике выработали, создавая свои подарки?

Что было самым трудным при декорировании? (Слайды 30, 31, 32, 33, 34).

V. Рефлексия

Меняются времена, меняется мода, но всё-таки народные промыслы живы. И по-прежнему изделия мастеров искусства приносят нам радость.

Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках
Незнает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному переживет в веках.

Как результат терпенья и умения -
Изящество и цвета чистота
И совершенство формы... Нет сомненья
Наш мир спасут талант и красота!

Пора надежд и возрождения
Опять пришла! Душа поет!
Такпусть Христово Воскресение
Вам всем любовь и счастье принесет!