Физический турнир "Умники и умницы". 8-й класс

Разделы: Физика


Чем более вникают в деяния природы, тем наиболее видима становится простота законов,  коим следует она в своих деяниях.

А.Н. Радищев

Цели:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по физике, способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
  • закрепить навыки работы в команде, умение разделять труд и оказывать помощь друг другу;
  • продолжить формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свою точку зрения.

Мероприятие проводится в кабинете физики.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование, необходимое для проведения соответствующих опытов.

Звучит музыка. Ведущий объявляет о начале игры (Приложение 1, слайд №1).

В начале турнира команды знакомятся друг с другом. Каждая команда состоит из 6 человек, включая капитана. При знакомстве команды должны дружно произнести свои названия и девиз. На груди у каждого имеется бейджик с названием команды.
Вдруг неожиданно открывается дверь кабинета и входит мужчина в черной мантии, на голове которого красуется конфедератка с кисточкой. Ведущий просит всех присутствующих угадать, кто пришел. Вошедший произносит следующую речь:
«Я, сэр Исаак Ньютон, английский физик и математик, рад, что законы природы не оставили Ваши души равнодушными. Спорьте! В споре рождается истина. И если Вы ее отыщите, то перед Вами откроются двери в удивительный мир науки. Вы сможете постичь невероятные тайны природы. Итак, вперед, друзья! К знаниям!»
Ведущий приглашает Ньютона присоединиться к членам жюри и, продолжая, рассказывает, в каких конкурсах предстоит принять участие командам. Названия конкурсов представлены на слайде №2:

Наши конкурсы и время их выполнения

  • Разминка.     Без подготовки.
  • Пантомима.  Время подготовки – 5 минут.
  • Напиши слово. Время подготовки – 2 минуты.
  • Реклама. Время подготовки – 5 минут.
  • Объясни опыт. Время подготовки – 2 минуты.
  • Эстафета. Без подготовки.
  • Конкурс капитанов. Время подготовки – 2 минуты.

Конкурс №1 «Разминка» (слайды №3-6)

К конкурсу заранее подобраны два тела, массы которых известны, и приготовлены два сосуда с яркими разноцветными жидкостями (подкрашенная вода), объемы которых предварительно были измерены. Конкурс оценивается в 5 баллов. Команды по очереди отвечают на вопросы без подготовки.

Для команды №1

  • Какую длину имеет классная комната?
  • Чему равна масса данного тела?
  • Чему равен объем жидкости в сосуде?

Для команды №2

  • Чему равна длина парты?
  • Какую массу имеет данное тело?
  • Чему равен объем жидкости в сосуде?

Конкурс №2 «Пантомима» (слайд № 7)

Для  участия в конкурсе приглашаются обе команды. Капитаны разыгрывают между собой два листочка, на которых выписаны слова: архимедова сила и взаимодействие электрических зарядов. Команды показывают с помощью пантомимы полученное задание, а зрители должны понять, о чем идет речь. На подготовку к данному конкурсу отводится 5 минут. Конкурс оценивается тоже в 5 баллов. В образовавшейся паузе ведущий знакомит всех с жюри  и его помощниками.  Члены жюри дают свои напутствия участникам.

Конкурс №3 «Напиши слово» (слайд №8)

Суть  конкурса сводится к тому, чтобы из предложенных букв составить слова, которые широко применяются в физике.

1 команда получает следующие буквы: А Е З К М Н Р У

Подсказка: данное слово означает физический прибор (мензурка).

2 команда получает такие буквы: А Д И Е М Р Х

Подсказка: данное слово представляет собой фамилию известного ученого (Архимед).

Время на подготовку – 2 минуты. Конкурс также оценивается в 5 баллов.

Конкурс №4 «Реклама» (слайд №9)

Для физических приборов, таких как шар Паскаля и прибор для взрыва горючей смеси, придумать как можно больше способов их достойного применения,  подчеркнуть их значение в нашей жизни. Время на подготовку  – 5 минут. Максимальный балл, который может получить за это задание каждая из команд, не превышает 5 баллов.

Чтобы болельщикам было интереснее, для них тоже проводится конкурс.

Конкурс для болельщиков (слайды №10-17)

На доске появляются вопросы, на которые отвечают школьники, пришедшие поболеть за свои команды. Каждый правильный ответ приносит по 1 баллу в копилку той или другой команде.

Вопросы для болельщиков

1. Что сильнее притягивает: яблоко Землю или Земля – яблоко?
2. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?
3. Можно ли в термосе сохранить мороженое в жаркую погоду?
4. Греет ли шуба?
5. Какая величина останется в космосе без изменения: вес или масса тела?
6. Как лучше охлаждать жидкость: сверху или снизу?
7. Какой чайник, белый или черный, остынет быстрее?
8. Куда дует дневной бриз: с моря на сушу или наоборот?

Конкурс №5 «Объясни опыт» (слайды №18-21)

Помощники жюри специально для конкурса приготовили 4 опыта (по два на каждую команду). Задача команд – ответить на поставленные вопросы.

Команде №1 показывают опыт с металлическим стержнем и бумагой, которой обернули данный стержень. Вопрос: загорится ли бумага на открытом огне?

Команда должна объяснить данный опыт, опираясь на физические знания.

Правильный ответ: если бумага плотно прилегает к металлическому стержню, то она не загорится, т.к. тепло от нее передается металлу, а он является его хорошим проводником.

Команде №2 показывают опыт с водой и насосом. В колбу предварительно налили теплую воду и закрыли пробкой, которая соединяется с насосом.

Вопрос: как заставить жидкость кипеть при комнатной температуре? Объяснить опыт.

Правильный ответ: следует понизить давление воздуха внутри сосуда. Для этого надо откачать с помощью насоса воздух из колбы, и тогда в жидкости появятся пузыри, идущие от самого дна. Значит, она закипела.

Снова возвращаемся к команде №1. Проводим опыт со стаканом и блюдцем. Заранее в блюдце налили воду и теперь ее надо собрать, не переливая, в стакан.

Вопрос: как собрать всю воду из блюдца в стакан? При ответе опирайтесь на знание законов физики. (При проведении данного опыта необходимо иметь тонкостенный стакан, который предварительно обдали горячей водой.)

Правильный ответ:  от нагретого стакана воздух внутри тоже нагревается и расширяется. При его дальнейшем охлаждении внутри давление падает, и вода из блюдца начинает собираться внутри стакана.

И последний вопрос, адресованный команде №2.

Вопрос: как ударить с размаху молотком по стеклянному стакану и не разбить его? Объяснить  данный опыт. (На стакан кладут широкую дощечку так, чтобы удар  пришелся по ней, а не по стакану. Только в этом случае стакан не будет разбит.)

Правильный ответ: т.к. площадь опоры при ударе достаточно большая, то под доской давление получается маленькое. Отсюда и сила удара, приходящаяся на стакан, не будет разрушительной. В результате стакан останется целым.

Правильный ответ на каждый вопрос оценивается  в 5 баллов. Поэтому общий максимальный балл за данный конкурс составляет 10 баллов.

Все команды засиделись. Чтобы немного размяться, предлагаем провести эстафету.

Конкурс № 6 «Эстафета» (слайд №22)

Каждая из команд выстраивается друг за другом напротив своего «коридорчика» между рядами парт и со свистком отправляется на тележке до шкафа и обратно. По очереди все члены команд прокатились туда и обратно. Побеждает та команда, которая раньше вернется, проехав весь путь. Максимальное количество баллов за этот конкурс тоже равно 5 .

Самым последним конкурсом традиционно является конкурс капитанов.

Конкурс № 7 «Конкурс капитанов» (слайды №23-26)

Сначала капитаны дают интервью, в котором объясняют, чем их привлекает такая наука как физика. Затем отвечают на видеовопросы. Данные видеовопросы представляют собой отрывки известной передачи «Галилео». Современные средства позволяют делать монтаж и, таким образом, создавать интригу в конкурсе.

Помощники приносят высокую мензурку, помещают на дно металлический шарик и засыпают его песком. Капитану команды №1 достается вопрос: «Как сделать так, чтобы, не касаясь шарика, вытащить его из высокого стакана?» Капитан  команды №1 должен продемонстрировать окружающим, как можно поднять шарик. Если он не справился со своим заданием, ему на помощь может прийти его команда. Данный опыт легко понять, если вспомнить явление инерции.

Капитану команды №2 достается вопрос, связанный с давлением, а именно: «Можно ли за один выдох надуть большой полиэтиленовый пакет объемом 60 литров?»  В случае неудачи, капитан тоже может обратиться за помощью к своей команде. Объяснить опыт можно, если вспомнить движение самолетов, которое происходит за счет разности давления под и над самолетом. При быстром движении воздуха давление в потоке уменьшается и в результате окружающий воздух засасывается в пакет, увеличивая его объем.
Этот конкурс также оценивается в 5 баллов максимум.

В конце турнира жюри подводит итоги и вручает призы команде-победителю. Чтобы не было никаких обид, предусмотрены утешительные призы и для проигравшей команды. Вся игра проходит под девизом «Побеждают знания! Побеждает дружба!» (Приложение 2)

Литература

  1. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.
  2. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2011.
  3. Л.А.Горев. Занимательные опыты по физике. М., Просвещение, 1985.
  4. 100 игр по физике. Книга для учителя. М., Просвещение, 1995.
  5. Сайт  www.galileo-tv.ru

13.11.2013