Путь к музею (разговор с родителями)

Разделы: Внеклассная работа


Куда мы чаще всего идем, когда приезжаем в незнакомый город или поселок, чтобы познакомиться с достопримечательностями? В музей.
Где мы любуемся живописными полотнами художников, скульптурами известных источников мастеров? В музеях.
Что служит авторитетным источником аргументов в любом споре на историческую или искусствоведческую темы? Музей.

Музей бывают большие и маленькие, гордо сияющие на Олимпе сокровищниц мировой культуры и скромные краеведческие в обычной образовательной школе, но все они оберегают бесценные реликвии и бережно хранят экспонаты.

Музеи очень разные, но, в то же время, очень похожие, их объединяет одна общая цель – сохранение свидетельств прошлого и настоящего для будущих поколений.

Как познакомить ребенка с музейной информацией, что бы у него появился интерес и музей не стал для него скучным собранием старых вещей, что бы в нем пробудилось желание пойти самому в музей, все увидеть и убедиться, что музей – это не древняя окаменелость, а живой развивающийся организм.

Согласитесь задача непростая, для этого необходимо и родителям обладать определенными знаниями. Давайте опробуем с этой задачей справиться вместе и может быть ваш разговор со своим чадом и подвигнет ребенка на поиск своего музея, пробудит желание увидеть за предметами, хранящимися в музейных залах, Историю, за картинами – порой нелегкую судьбу художника, а в коллекциях – бескорыстие меценатов и усердие просветителей.

Для начала расскажем ребенку, откуда взялось такое диковинное слово «музей». В начале прошлого века граф Витте заявил, что «народу нужны лапти и хлеб, а не музеи». Но мы с вами сможем опровергнуть эти слова.

На греческом языке слово «мусейон» означает «дом муз» или «храм муз», а музы почитались древними греками как божества источников и родников. Позднее музы стали считать покровительницами искусств и наук.

Первым музеем был Мусеойн, основанный в древнем городе Александрия в 290 году до н.э. Птолемеем 1. По его замыслу Мусеон должен был стать местом, где могли бы жить и вести научные исследования ученые того времени, которые приглашались со всех концов света. В Мусейоне были жилые комнаты, столовые, читальные залы, ботанический сад, обсерватория и библиотека. Здесь же хранились большие коллекции всяческих диковинных вещей – бивни слонов, скелеты редких животных, раковины.

Так от александрийского Мусейона и произошло слово музей, вошедшее во все языки мира.

Для того, что бы вы могли ориентироваться в многообразии музеев, расскажу какие бывают музеи:

  • Картинные галереи (живопись, графика, скульптура).
  • Исторический музей (ведают нам об истории той или иной страны, города или села ( тогда они называются краеведческими).
  • Мемориальный музеи (посвящены памяти знаменитого человека, предметам – «Музей подводной лодки»).
  • Дом музей или квартира музей (в том доме где жил человек).
  • Литературный музей (посвящен творчеству писателя).
  • Военно-исторический музей (оружие, военное снаряжение разных времен).
  • Архитектурный музей (чертежи, макеты различных построек, созданных известными архитекторами).
  • Музей-заповедник (музей с прилегающей к нему территорией).
  • Естественнонаучный музей (образцы растений и минералов.
  • Технический музей (всевозможные устройства – часовые механизмы, фонографы, патефоны и т.д.).
  • Политехнический музей (история множества самых различных вещей – спичек, орудий труда, велосипедов, телефонов и пр.)
  • Города-музеи (напр. Старинный город Суздаль).
  • Необычные музеи – Музей мыши (г. Мышкин), Музей пастилы (г. Коломна), Музей воздуха (Тверская область).

У каждого музея есть свой Большой Музейный Секрет, который сможет узнать ваш ребенок, если вы отправитесь с ним в музей. Это вам предстоит сделать самостоятельно, а мне хочется рассказать вам о первом музее.

Скажите мне, что нужно сделать, чтобы попасть в музей? Купить билет, конечно. А вот триста лет назад с Санкт-Петербурге открылся такой музей, в котором никто не спрашивал у посетителей: «Ваш билетик, пожалуйста?» Зато всем, кто изволил туда явиться, подносили угощение! Это был самый первый русский музей, созданный Петром I. Царь считал, что охотников до знаний надлежит «приучать и угощать, а не деньги с них брать» Поэтому он приказал каждого посетителя угощать чашкой кофе, и цукербродом, то есть «сахарным хлебом», впридачу. В то время как в Европе за посещение музеев взимали немалую плату, в первом петербургском музее можно было совершенно задаром любоваться диковинными Петровскими коллекциями.

Тогда, три столетия назад, слово «музей» не использовали, для названия Петровской коллекции употреблялось непривычное для русского уха слово «Кунсткамера». На русский язык его обычно переводят как «Кабинет искусств», «Кабинет редкостей» или «Палата чудес».

История создания первого русского музея очень интересна.

Размышляя о путях распространения просвещения и знаний в России, Петр I обратился за советом к немецкому ученому – Готфриду Лейбницу. Тот, в свою очередь, полагал, что одним из таких путей является собирательство редкостей и…создание музеев. Эта идея понравилась царю и он повелел сдавать в Кунскамеру все, что «зело старо и необыкновенно» и издал приказ «О принесении родившихся уродов», приведя этим в ужас невежд.

И стали в Москву свозить все необычное. Да, именно в Москве начиналась Кунскамера. Причем, поначалу все царские коллекции хранились в московской Главной аптеке – она стояла на Красной площади, как раз там, где сейчас… Исторический музей.

В 1714 году собрание редкостей перевезли в Петербург – новую столицу Российского государства.

Сегодня собрание «раритетов», созданных природой и руками человека, находящиеся в Кунскамере, является одним из наиболее полных и интересных в мире. Музей насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов мира.

Официальное название музея – «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук».

Вот мы с вами и получили знания о первом русском музее. Поделитесь ими со своим ребенком.

Надеюсь наш разговор был полезным и у вас появилось желание отправиться со своим ребенком в музей, пусть для начала в музей корпуса «История Российской дипломатии» – будем вам рады!

17.10.2013

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306