Интегрированный урок (экология + алгебра) по теме "Популяции. Численность и плотность популяций". 11-й класс

Разделы: Математика, Экология

Класс: 11


Цель урока: обобщить знания учащихся по теме “Популяция” и закрепить вычислительные навыки учащихся в ходе решения экологических задач.

Задачи урока:

  1. повторение понятия о факторах-регуляторах численности живых организмов; рассмотрение динамики численности особей различных видов на основе построения графиков;
  2. развитие логического мышления;
  3. формирование практических навыков коммуникативного общения учащихся и толерантного отношения учащихся друг к другу.

Оборудование: шкатулка, миллиметровая бумага, презентация, интерактивная доска.

Ход урока

(Презентация. Слайд 1.) “Популяция. Численность и плотность популяций”.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели и задач урока.

III. Ход урока.

1. Актуализация знаний. Учитель биологии. Тест. (У каждого ученика – бланк с тестом и бланк для занесения ответов.)

1) Экологические факторы внешней среды – это:

а) факторы, отрицательно влияющие на организм;
б) факторы, необходимые организму для жизнедеятельности;
в) все факторы, воздействующие на организм [3, c. 110].

2) Температура внешней среды – жизненно важный фактор:

а) биотический; б) абиотический [3, c. 113].

3) Наибольшую массу первичной растительной продукции в полярных и приполярных морских водах создают водоросли, свободно плавающие в толще воды (фитопланктон) и принадлежащие к отделу:

а) зеленых водорослей;
б) бурых водорослей;
в) диатомовых водорослей;
г) красных водорослей [3, c. 115]

4) Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

а) обострению борьбы за существование;
б) появлению мутаций;
в) возникновению модификаций;
г) появлению комбинативной изменчивости [5, с.74].

5) Сокращение кормовых ресурсов при возрастании численности особей популяции приводит к :

а) обострению борьбы за существование;
б) появлению мутаций;
в) дрейфу генов;
г) появлению комбинативной изменчивости [5, с.108].

2. Проверка теста. (Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

(Слайд 2.) “Верные ответы”. Выставление отметок.

3. Учитель биологии. “Загадочная шкатулка”. Что там?

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку)

(Слайд 3.) Ребус.

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

(Слайд 4.) Зяблик [7] 4. Информация ученика:

У зябликов в период от весеннего прилета до вылупления птенцов около 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На двухлетних приходится 22%, трехлетних – 12%, четырехлетних – 8%, пятилетних – 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет.

[6,с.89].

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

5 Слайд. 5. Самостоятельная работа учащихся в тетради. Решение задачи.

Учитель математики. Используя экологические данные, начертите возрастную пирамиду зяблика. [6,с.90].

6. Проверка. (Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку)

(Слайд 6.) Возрастная пирамида зяблика. Вывод.

7. Информация. Учитель биологи о численности популяции ее регуляции в природе. (Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку)

(Слайд 7.) [8] http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5564ec5a-480f-4f43-8af5-38e7a0f50f4d/%5BBIO9_09-55%5D_%5BMA_01%5D.swf (Для просмотра фильма необходимо щелкнуть в центр экрана.)

8. Сообщение ученика. О каком насекомом идёт речь?

Английский эколог Чарлз Элтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности завезенных видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Примером такого нашествия является распространение в Северной Америке и Европе …жука. Этот вид родом из Мексики. Первые особи были замечены в Европе. С этого времени началось неуклонное продвижение его на восток, вплоть до европейской части нашей страны. Жук стал опасным вредителем картофеля, способным полностью уничтожить его урожай…. Подобные нашествия характерны для видов, которые не встречают на новой территории врагов – регуляторов численности. О каком насекомом идёт речь? [6,с.104].

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

(Слайд 8.) [9] (Для просмотра фильма необходимо щелкнуть в центр экрана)

5). Самостоятельная работа учащихся. Построение графика колебания численности ястреба – перепелятника на миллиметровой бумаге.

Учитель математики: (текст задачи лежит у каждого ученика на парте)

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку)

(Слайд 9.) [10]

На одном из пунктов наблюдений за перелетными птицами в течение 10 лет было окольцовано следующее число ястребов-перепелятников: 73,80,86,78,57,45,39,40,50,70. Считая, что количество окольцованных птиц пропорционально их общей численности, определите, в какой период смертность в популяции была более высокой. Выделяются ли многолетние периоды в колебаниях численности? (Постройте график колебания численности ястреба – перепелятника) [6,с.106].

6). Проверка. (Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

(Слайд 10.) График колебания численности ястреба – перепелятника.

7) (Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

(Слайд 11.) [11]

Информация ученика: Даже у таких медленно размножающихся животных, как африканские слоны, прослеживается связь особенностей размножения с численностью и плотностью популяций. По исследованиям, в некоторых заповедниках Африки, где насчитывалось по 2–3 животных на 250 га, интервалы между родами у слоних составляли около 3 лет, а возраст достижения молодыми половой зрелости – около 12 лет. После ужесточения мер по охране этих животных численность их возросла до 6–7 на ту же площадь. Самки стали приносить детёнышей раз в 5–6 лет, а молодые начали размножаться в 18 лет[6,с.97].

8) Самостоятельная работа в тетради (текст задачи на парте у каждого ученика). Учитель математики:

В одном из последних информационных сборников AYAGF (фонд ООН для деятельности в области народонаселения) сообщалось, что в 1980-е годы численность народонаселения в мире увеличивалась на 3 человека в секунду. Сколько детей рождалось ежедневно? За год? (Для расчетов принять, что год – не високосный.)?

9. Проверка решения задачи. (Слайд 12.)

3*60сек*60мин*24ч=259200(детей) – ежедневно.

259200*365дней =94608000 (детей) – за год [4,с.210].

(Для показа решения необходимо нажимать пробел.)

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

10. (Слайд 13.) Видеоролик о дождевом черве [12].

11. Решение задач на доске.

Учитель биологии. Задача. Расчёт биомассы дождевых червей, полученных в компосте за год. Какова биомасса дождевых червей, которую можно получить за 1 год при условии, если в компост будет пересажено 200 червей, а их количество в течение года увеличивается в 1000 раз (масса одного червя 0,3 грамма)?

Решение: Определим биомассу дождевых червей, если в почву было пересажено 200 особей: 0,3*200 = 60(г) [4,с.210].

Задача. Расчёт количества и общей массы дождевых червей. Вычислите, сколько дождевых червей (количество и общая масса) живет на 5 сотках пашни, если их обычная численность на 1 кв.м. составляет 480 особей, а масса одного червя в среднем 0,3 грамма.

Решение.

Пусть требуется вычислить количество и массу червей, живущих на 5 сотках.

480 *500=240000 особей 0,3*240000= 72000г (72 кг) [4,с.210].

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку)

V. Рефлексия. (Слайд 14.) Назовите ключевые слова по теме урока.

(Популяция, плотность, возрастная структура, колебание численности.)

(Для показа ключевых слов необходимо нажимать пробел.)

(Переход к следующему слайду по щелчку на синюю стрелку.)

VI. Подведение итогов урока. Домашнее заданиекроссворд (текст раздается каждому ученику) [1,с.263] – см. Приложение 1.

(Слайд 15.)

Приложение 2.

Литература:

  1. Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/ авт. – сост.Т.И. Чайка. – Волгоград. Учитель, 2008. – 271с.
  2. Биология. Экология.11 выпускной класс/О.Н. Ридигер. – М.:АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2006. стр.210
  3. М.А. Гуленкова. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 120с.
  4. Основы экологии. 10 кл. Поурочные планы по учебнику Н. М.Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова/авт. – сост. О.П.Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012:Биология / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 191с.
  6. Чернова Н.М. Экология 10(11) кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; под ред. Н.М.Черновой. – М.: Дрофа,2012.
  7. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/339/73339217_0_8dbf_45b38c17_XL.jpg
  8. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5564ec5a-480f-4f43-8af5-38e7a0f50f4d/%5BBIO9_09-55%5D_%5BMA_01%5D.swf
  9. http://supersadovod.ru/wp-content/uploads/2013/02/TSarskie-kuryi-protiv-koloradskogo-zhuka.jpg
  10. http://cache.photosight.ru/img/3/4a1/3451043_large.jpg
  11. http://image.newsru.com/pict/id/large/1281729_20100612093158.gif
  12. http://edu.kubannet.ru/dlrstore/7b16e9a7-0a01-022a-0143-5ec99f95b0f0/%5BBIO7_05-19%5D_%5BMV_01%5D.WMV