Программа по развитию логико-математических способностей детей дошкольного возраста "Занимательная математика"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности

Условия реализации программы подразумевают наличие:

развивающей предметно-пространственной среды;
– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями;
– специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
– литературы по детской педагогике и психологии;
– новейших научных разработок в данной области;
– временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
– возрастного принципа формирования группы;
– учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

– собственного информационного стенда, рекламы;
– литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы;
– новых научных разработок по данной теме;
– разработок бесед и консультаций с родителями;
– папки – презентации данной программы;
– подробных разработок на каждое занятие;
– набор необходимых игр и игровых материалов.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  6. Применение здоровье сберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Цель: развитие логико-математических способностей детей посредствам математических игр, задач и упражнений.

Задачи:

Воспитание у детей умения:

– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
– строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
– находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем;
– активно включаться в коллективную игру;
– помогать сверстнику в случае необходимости;
– свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 4–6 лет.

  1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
    Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
  2. Логические блоки Дьнеша”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
  3. “Палочки Кюизенера”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
  4. “Художественно-творческая деятельность”.
    Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).
  5. “Опыты и исследовательская деятельность”.
    Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
  6. “Математические праздники и викторины”.

Занятия проводятся со всеми детьми 4–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей-10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.

Правила поведения.

– Говорить негромко (не кричать);
– ходить спокойно (не бегать);
– помнить для чего мы собрались;
– смело показывать свои способности;
– заботиться друг о друге (не обижать);
– помогать друг другу (не смеяться);
– внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Предметно-пространственная среда.

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

Ожидаемые результаты:

Первый год обучения

– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Второй год обучения:

– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
– выделяют пространственные и временные отношения;
– владеют делением целого на части, определяют зависимости;
– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
– владеют приемами кодирования и декодирования информации;
– знают графические изображения всех цифр;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Учебно-тематический план работы по блокам.

Первый год

Наименование блока Количество занятий
1 Блок первый “Форма” 7
2 Блок второй “Цвет” 5
3 Блок третий “Величина” 4
4 Блок четвертый “Закрепление свойств” 3
5 Блок пятый “Отрицание одного свойства, цвет” 3
6 Блок шестой “На отрицание одного свойства, форма” 5
7 Блок седьмой “Толстый и тонкий” 4
8 Блок восьмой “Итоговый”. 2
Итого: 34 занятия

Второй год обучения

Наименование блоков Как часть (половина) занятия
1 Логические блоки Дьенеша 23
2 Палочки Кюизенера 11
3 Игры дидактические и развивающие 6
4 Игры на силуэтное построение и перестроение 4
5 Построение из счетных палочек 2
6 Художественная деятельность (использование элементов аппликации, лепки, конструирования). 4
7 Целое и часть 2
8 Опыты и экспериментирование 3
9 Условные мерки 3
Итого: 29 занятий

Учебно-тематический план работы по недельный.

Приложение

Список литературы

  1. Логика и математика для дошкольников.
  2. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
  4. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
  5. Методические советы к программе “Детство”
  6. Детство-Пресс. 2007 г.
  7. Как работать с палочками Кюизенера.
  8. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
  9. Комплект “Ступеньки к школе”.
  10. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.
    “Учимся находить одинаковые фигуры”;
    “Азбука счета”;
    “Цвет”;
    Учимся находить противоположности”;
    “Развиваем логическое мышление и память”.
  11. Дошкольник 4–5 лет в детском саду.
  12. Детство-Пресс. 2007 г.
  13. Математика – это интересно.
  14. З.А.Михайлова. 2006 г.
  15. Книга по математике для детей и воспитателей “Пых”.
  16. В.А. Козлова. “Школьная Пресса”. 2002 г.
  17. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
  18. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
  19. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
  20. Венгер Л.А.
  21. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  22. “Детство-Пресс”. 2001 г.
  23. Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
  24. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
  25. Смоленцева А.А. Математика до школы.
  26. “Акцидент”. 1998 г.
  27. Михайлова З.А. Математика от трех до шести.
  28. “Акцидент”. 1997 г.