20-летие Конституции РФ

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цель занятия: изучения Конституции РФ - Основного Закона нашей страны

Задачи

  • Образовательные: дать знания о том, что в этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ; передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации; отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества.
  • Коррекционно-развивающие: развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав и обязанностей гражданина;
  • Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине и ее многонациональному народу, формировать у обучающихся правовую культуру, уважение к Основному Закону; воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности.

Термины и понятия: Конституция, преамбула, демократия, федерация, права и обязанности человека.

Этап урока Деятельность учителя Номер слайда Деятельность учащихся
1 Организационный момент Сообщение темы урока Дорогие ребята, 12 декабря 2013 года в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства – 20-летие принятия Конституции РФ, Основного Закона нашей страны. 1 Слушают учителя
2 Вводная беседа Наш урок я хочу начать словами великого русского писателя И.С. Тургенева:

“Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без нее не может обойтись”.

- Чем является для каждого из нас Россия?

- Что такое Родина?

- Как вы понимаете эти слова?”   

2 Отвечают на вопросы

- Россия – это наша Родина.

- Родина это место, где человек родился.

Так, в начале XX века многие русские люди враждебно встретили революцию 1917 года. Они не приняли изменения, происходящие в обществе, и стали покидать страну. Но все их мысли за границей были о России. Возьмем, например, творчество великих писателей И.А. Бунина, И.С. Шмелева. Все, написанное ими в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы, русских традиций.

Какой город является столицей нашей Родины?

Назовите другие крупные города России.

Какое второе название имеет наша Родина?

Без Родины человеку жить трудно, тяжело.

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация

3 Работа с пословицами о Родине Ребята, а вы любите свою Родину? Люди, любящие свою Родину от всего сердца, посвящают ей стихи, рисуют картины, сочиняют песни, где прославляют ее красоту и величие. А в недрах простого русского народа слагаются пословицы и поговорки. И в этих нехитрых словах звучит любовь к своей стране, которая передается от поколения к поколению. Давайте проверим, знаете ли вы пословицы о Родине.

Учитель показывает начало пословицы, обучающиеся продолжают ее.

Учитель убирает пословицы со слайда и просит повторить пословицы по памяти.

Какие пословицы о Родине вы еще знаете?

3 Одна у человека мать –
одна у него и Родина.
Родина - мать,
умей за нее постоять.
Человек без Родины,
что соловей без песни.
Нет в мире краше
Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
4. Работа с понятием “Государственные символы” Каждая страны в мире имеет свои отличительные знаки, которые выделяют эту страну от другой. Они называются государственными символами

Какие государственные символы России вы знаете?

Какой из этих символов считается самым древним в истории русского государства?

Что изображено в центре герба?

4 Дают ответ

Флаг, герб и гимн

Комментарий учителя

Впервые изображение двуглавого орла обнаружил историк Н.М. Карамзин на печати Ивана III. Иван III, как вы помните, женился на византийской принцессе Софье Палеолог. Когда она ехала в Россию, во главе ее свадебного кортежа (поезда) несли флаг с изображением двуглавого орла. Так этот знак греческих (византийских) императоров “прилетел” в Россию и со временем стал нашим государственным символом.

Посмотрите внимательно на герб РФ. Опишите его.

- Гимн – торжественная песнь. Слова гимна прославляют страну. При каких обстоятельствах мы можем услышать гимн?

Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?

- Что означают цвета государственного флага Росии

 

Герб

 

На красном геральдическом щите изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, а над ними – одной большой короной. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем дракона.

5 Объяснение новой темы

Словарная работа

Государственные символы России закреплены в Конституции нашей страны.

Большинство слов русского языка – слова исконно русские (родина, мать, отец, отчизна, отечество).Но словарь русского языка пополняется и за счет заимствований из других языков.

Слово “Конституция” - слово заимствованное, оно пришло в русский язык из латинского языка. В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство.

В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.

- Что означает “имеющий высшую юридическую силу”?

5  

 

 

Читают определение со слайда

Комментарий учителя

- Это значит, что ей не могут противоречить ни указы Президента, ни постановления министерств, комитетов и других органов управления. Если они будут противоречить Конституции, то считаются не действительными и их можно не исполнять.

 

5

 

Читают появившееся определение со слайда.

Слушают пояснения учителя

6 Продолжение объяснения новой темы. Формирование временных представлений В этом году Конституции РФ исполняется 20 лет. Кто может сказать, в каком году была принята Конституция нашей страны?

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.

Что означает словосочетание “всенародное голосование”

6 Думают, отвечают на вопрос.

Читают слайд

Отвечают: Народ голосовал, высказывал свое мнение “за” или “против” новой Конституции

7 Продолжение объяснения новой темы Структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом. Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Предлагаю Вам, ребята, познакомиться с некоторыми важными для нас страницами Главного Закона нашей страны – Конституцией РФ.

7  
8 Словарная работа

Выборочное знакомство с текстом Конституции РФ

Преамбула -
вводная, разъясняющая часть закона.

В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Чтение преамбулы учителем.

8 Слушают учителя
9 Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ В первой статье Конституции написано...

Комментарий учителя. - В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”.

Комментарий учителя:

Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

9 Чтение текста слайда

 

 

 

Чтение текста слайда

10 Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ. Словарная работа Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.

А что означает словосочетание “Российская Федерация”?

9  
Комментарий учителя

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. .Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами.

Смена слайда

А в каком субъекте федерации мы с вами живем.

 

 

 

 

 

 

 

 

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают появляющийся текст, рассматривают карту

Рассматривают карту, дают ответ

11 Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ. Словарная работа Кто является главой нашего государства?

Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности.

При вступлении в должность Президент кладет руку на Конституцию РФ и приносит народу следующую присягу:

12 Дают ответ

- Президент

 

 

Слушают учителя, читают текст слайда

Согласно 11 статье Конституции РФ государственную власть осуществляют не только Президент РФ, но Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Это так называемые три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Здесь уместен комментарий учителя по поводу того, почему у орла на российском гербе три короны. Они символизируют три ветви власти.

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

Читают вместе с учителем присягу президента со слайда

12 Продолжение выборочного знакомства с текстом Конституции РФ. Мы продолжаем с вами читать Конституцию. И следующая наша страница посвящена Правам и обязанностям граждан. Как вы думаете, что такое права человека? И что такое обязанности человека?

Теперь я предлагаю рассмотреть картинки и по ним отгадать, какими правами по Конституции РФ обладает человек.

14  
    Итак, по Конституции РФ жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин нарушил права других людей, совершил проступок или преступление и его вина доказана в суде, то государство ограничивает его свободу и сажает в тюрьму.

Каждый гражданин России может выражать свои мысли, но при этом он не имеет права оскорблять других людей, несправедливо оговаривать кого-нибудь. Забота о детях, их воспитание – это и право, и обязанность родителей. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу.

Рядом с понятием “право” всегда стоит понятие “обязанность”. Вы должны запомнить, что нет прав без обязанностей.

Следующий слайд

Какие обязанности имеет человек по отношению государства.

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

Рассуждают, дают ответы, зачитывают текст слайда.

 

Рассматривают слайды называют права человека и обязанности человека.

13 Подведение итогов. Таким образом, порядок в любом государстве держится на законе. Главным законом нашей страны является Конституция России. Россияне обязаны знать и соблюдать законы своей страны. В этом проявляется их активная гражданская позиция, а значит, и любовь к своему государству, любовь к своей Родине и неравнодушие к ее судьбе и судьбе ее народа. 17 Слушают учителя
14 Проведение интерактивной игры на знание содержания Конституции РФ   Новая презентация Выборочно принимают участие в игре