Опыт позитивной социализации учащихся учреждений дополнительного образования на основе социокультурных практик

Разделы: Иностранные языки, Социальная педагогика


Из опыта работы Дворца творчества детей и молодёжи г. Саратова

В рамках реализации образовательных стандартов второго поколения возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательной системы, которая должна успевать и за преобразованием общества, и за информационными потоками, и за своими учениками. А по-хорошему, должна опережать всё это. Речь идёт о построении нового качества отношений с детьми и смене ориентиров привычной деятельности.

В данном контексте сила и привлекательность дополнительного образования детей, учитывая его специфику, очевидны. Перечислим лишь некоторые преимущества:

- содержание деятельности можно свободно варьировать, т.к. оно не настолько зарегламентировано как в школе;

- сочетание разнообразных форм работы, обеспечивает, как интересы личности, так и общий успех коллектива;

- организация реального сотворчества учащихся, педагогов и родителей;

- обращение к творческому началу человека, на основе добровольности и самодеятельности, помогает избежать рутины, т.к. творчество её не приемлет.

Являясь агентами первичной социализации, наряду с семьёй, педагоги дополнительного образования находятся в самом близком окружении ребёнка, и их задача – помочь ему перейти во взрослую жизнь. Это особенно важно в ранние периоды жизни, ведь от того, как ребёнок научится жить и взаимодействовать в детском коллективе, зависит успех вторичной социализации на более поздних этапах жизни.

Формирование и совершенствование социального опыта подростков на основе социокультурных практик успешно осуществляется во многих объединениях Дворца творчества детей и молодёжи г. Саратова. Так, в разновозрастном объединении французского языка “Радуга” разработан алгоритм учебных и внеучебных практик: образовательно-исследовательских, проектных и игровых, которые органично встраиваются в образовательную программу.

Главные цели данных практик:

- привлечение учащихся и их семей посредством “Семейного клуба” к единым социокультурным ценностям;

- развитие внутренней мотивации каждого учащегося, ведущей к само созиданию своей личности и, как результат, уверенному самоопределению в будущем.

В основе практик лежит принцип диалогизации. Продуктивный диалог на основе общих интересов является одновременно и процессом, и результатом деятельности его участников.

Основными формами практик являются:

  • занятие-проект;
  • исследование (с последующей публикацией в СМИ или участием в конференциях, конкурсах);
  • виртуальные и реальные ролевые игры.

Речь идёт о разнообразии форм внеаудиторной деятельности, в которых французский язык выступает как средство познания, развития и свободного общения. В этой связи вспоминается случай из практики. Во время набора в объединение адресуем вопрос новому ученику: “Ты уже знаешь французский язык?”

- Да, немного.

- Где его изучал, в какой школе?

- А я его ещё не учил.

- Так откуда же ты знаешь этот язык?

- Но как же, из жизни, он везде вокруг нас и сам всему учит: bonjour, merci, pardon, s`il vous plait.. И мальчик охотно продолжил ряд французских слов.

Данный пример лишь подтверждает общеизвестное высказывание “иностранному языку нельзя обучить, язык можно только изучать”. Эта идея лежит в основе механизма проектно-исследовательской деятельности: учащихся меньше учат, они больше учатся сами, приобретая новые знания и опыт социального взаимодействия. Не случайно ученик, погружённый в исследовательскую деятельность, становится взрослее в своём общественном сознании, он способен занимать определённую позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной ситуации.

Накопленный опыт образовательно-исследовательских и проектных практик в объединении позволяет сделать вывод о том, что ребята чаще выбирают:

  • исследовательские проекты, которые имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию с выдвижением и последующим подтверждением гипотезы;
  • творческие проекты, предполагающие оформление собственных идей в творчески продуманной форме;
  • практико-ориентированные проекты с чётко обозначенным результатом деятельности, значимым для каждого участника.

Важно, что все перечисленные типы проектов основаны на кросскультурном аспекте – пересечении областей страноведения и краеведения, благодаря чему учащиеся преодолевают разрыв между языком, который изучают на занятиях, и языком, который используют в повседневной жизни.

Каждый проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения. Многолетняя практика позволила по-новому взглянуть на организационные этапы деятельности и к привычным добавить ещё один - этап совместного анализа последствий осуществлённого взаимодействия, в ходе которого задумываются новые творческие планы, обусловленные предшествующим успехом. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своём развитии. Речь идёт о целенаправленном включении учащихся в деятельность с хорошими перспективами на результат.

Так, например, произошло с проектом “Французы в Саратове”. Успешная презентация индивидуальных проектов на занятии, предопределила продолжение поисковой работы, но уже в рамках другого проекта “Выдающиеся саратовцы во Франции”. Добытый исторический материал о наших земляках вышел за пределы учебного кабинета, получив одобрение саратовских краеведов, встреча с которыми состоялась в областной библиотеке им. А.С. Пушкина. После чего ребята всерьёз занялись исследовательской деятельностью, участвуя во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, организатор издательский дом “Первое сентября”, г. Москва.

В результате появились билингвальные публикации 2010/2011 год: “Последний гусар Наполеона” – о французе Жане Батисте Николя Савэне, прожившем в Саратове до 127 лет; “Саратов в истории авиаполка Нормандия-Неман” – о связи саратовского края с легендарным французским авиаполком; “Французы в Саратове: театр Сервье” – об историческом прошлом Саратова через призму театральной жизни и другие.

2011/2012 год. Статьи: “Неразрывная связь саратовских импрессионистов с Францией” – о саратовских художниках-импрессионистах: Борисове-Мусатове, Кузнецове, Петрове-Водкине и др., получивших мировую известность; “Мир ярких красок художницы Альфии Пономаренко” – показан творческий взлёт молодой саратовской художницы, с детства мечтавшей побывать в Лувре и позднее, добившейся признания своего мастерства и другие.

Представленные результаты соответствуют требованиям нового образовательного стандарта ФГОС к результатам учащихся. Личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию. Метапредметные результаты: сформированность умения учиться и приобретение опыта позитивной коммуникации. Предметные результаты: получение нового знания по конкретной предметной области – французский язык.

В этом году получил логическое завершение ещё один долгосрочный проект “Французский язык в Канаде”, в рамках которого в 2008 году во Дворце творчества детей и молодёжи состоялась встреча объединения с канадской писательницей Мартиной Жако. Данная коммуникативная ситуация явилась промежуточным контролем как степени информационной подготовки учащихся по теме проекта, так и уровня сформированности навыков иноязычного общения. Современные мультимедийные технологии позволили продолжить взаимодействие на расстоянии. В течение трёх лет учащиеся не только приумножали свои лингвострановедческие знания о канадских франкофонах, проживающих в Новой Шотландии на юго-востоке Канады, но и сами становились активными участниками диалога двух культур, приобщая Мартину Жако к русскому языку и традициям.

А в начале 2012 учебного года объединение “Радуга” получило в подарок к 15-летнему юбилею книгу “Три лета в году” с автографом автора – М. Жако. Писательница делится своими впечатлениями о путешествии по городам России: “...Мы разные, пишет она, но мы понимали друг друга”. Несколько страниц посвящены и встрече с воспитанниками саратовского Дворца творчества. Мартина обращается к ребятам со словами “Мои юные друзья”, сравнивает голос нашего солиста Валентина Ткаченко с “золотым голосом соловья”, а сам Дворец Творчества называет “школой будущего”.

Своеобразным мониторингом эффективности социокультурных практик является ежегодное анкетирование учащихся в начале второго полугодия, в процессе которого респонденты отвечают на ряд вопросов, например: “Что тебе запомнилось/понравилось в работе объединения в первом полугодии и какие твои пожелания на второе полугодие?”.

Полученные ответы: “Хочу участвовать во всех мероприятиях объединения”; “Понравилось быть ведущей и придумывать сценарий праздников”; “Запомнилось, как мы работали переводчиками”; “Хотела бы подготовить доклад о праздниках в России и Канаде и выступить с ним” и др., можно объединить одной фразой: “Не хочу быть только зрителем, хочу сам быть актёром”, что свидетельствует об активной жизненной позиции и позитивной социализации учащихся объединения “Радуга” ДТДиМ г. Саратова.