Тема урока "Пушкин и музыка"

  • Митина Лариса Юрьевна, Заведующая учебной частью, преподаватель основного музыкального инструмента (фортепиано) и МХК

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Средствами искусства воспитывать гармонично развитую личность.

Задачи:

  • Продолжить изучение творчества великого русского поэта.
  • Прививать любовь к русскому искусству .
  • Воспитывать навыки внимательного слушателя (если слушатель) и артистические навыки (если активный участник действия).

Оборудование: проигрыватель СD дисков, портреты.

Ход урока

Звучит “Вальс Свиридова” из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” Пушкина.

Студент 1: Сейчас вы услышали “Вальс” Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” Пушкина.

Два с небольшим столетия отделяют нас от того дня, когда в России родился гениальный поэт, и прошло 175 лет со дня смерти великого человека. Эти два столетия вся русская культура, литература, живопись, музыка – озарена светом пушкинского творчества.

Его поэзия привлекает композиторов глубочайшей реалистичностью, сочностью и пластичностью художественных образов, музыкальностью стиха.

Студент 2: Искусство Пушкина явилось источником многочисленных произведений в самых различных жанрах музыки. На сюжеты Пушкина написаны до 50 опер, десятки раз претворены в музыкальном творчестве стихи Пушкина.

“Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества и попадает в бесконечную область музыки…” - писал Петр Ильич Чайковский.

Студент 3: Пушкин – основоположник нового русского литературного языка, и уже на этом преобразованном им языке создавал самые блистательные классические произведения русской поэзии.

Пушкин – волшебник родного русского слова. Он был еще отроком, но уже видные писатели того времени предсказывали ему блестящую литературную судьбу. По воспоминаниям брата Пушкина – Льва Сергеевича, “страсть к поэзии в юном Пушкине проявилась с первыми понятиями”.

Студент 1: Но более целенаправленно и осознанно его литературная жизнь началась в Царскосельском лицее. Уже в лицейские годы Пушкин написал около 120 стихотворений, и там же, в лицее, появляются первые романсы на стихи Пушкина.

Музыкальная пушкиниана – целый океан всевозможных произведений.

Студент 2: Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия. Эти слова Пушкина подтверждают, что вечная тема любви является главной в творчестве поэта. Чуткое ухо слышит в пушкинской лексике эту неудержимо разрастающуюся мелодию, эту “песнь торжествующей любви”.

Сколько чудесных строк вызваны к жизни вполне конкретными женщинами, составившими со временем “донжуанский список” Пушкина? Лишь малая их толика вынесена в заголовки стихотворений. В остальном – загадки, загадки, загадки, которые вот уже столетия с большим или меньшим успехом разгадывают самые авторитетные пушкинисты.

Студент 3: Известно, кому посвящено стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

Пушкин посвятил его Анне Керн. В стихотворении запечатлена история их любви.

История создания этого стихотворения известна широкому кругу людей. Но многим ли известно, что чудесную музыку одноименного романса Глинка посвятил дочери Анны Керн – Екатерине. Появился романс в 1840 г.

До этого другие русские композиторы обращались к этому стихотворению, но только романс Глинки отразил состояние души поэта, т.к. пушкинские строки отражали и его состояние души (слушание).

Студент 1: Композиторов привлекало еще одно стихотворение Пушкина, посвященное вечной теме любви. Это стихотворение “Я вас любил”. Посвящено оно Аннет Олениной.

Это стихотворение – чудо. Неудивительно, что оно лидирует по числу музыкальных воплощений – их более 70. И среди такого множества только немногие приблизились к необъяснимому очарованию этих простых и таинственных строк романса (слушание).

Студент 2: Творчество Пушкина созвучно эпохе. 19 век – век реализма, век обращения к истории России. Поэтому его произведения стали основой многих опер.

Это “Борис Годунов” Мусоргского, “Мазепа”, “Евгений Онегин”, “Пиковая дама” Чайковского. В “Борисе Годунове” композитор нашел органичное соединение пушкинского стиха (достаточно вспомнить плач Юродивого, песню Варлаама (слушание песни Варлаама, плача Юродивого).

Студент 3: В “Евгении Онегине” в 3-ю главу романа Пушкин ввел песню “Девицы-красавицы”. Собиратель народного творчества Даниил Никитич Кашин называет эти стихи “народной русской песнью”.

Первые музыкальные произведения на этот текст были созданы еще при жизни поэта. Теперь эти стихи связаны с известным хором из “Евгения Онегина” Чайковского (слушание хора из “Евгения Онегина”).

Студент 1: Пушкинские шедевры всегда оставались в центре творческого внимания Даргомыжского. Две его оперы написаны на сюжеты гениального поэта: “Русалка” и “Каменный гость”.

В “Каменном госте” композитор ни на ноту не отступает от пушкинского стиха. Музыка крайне выразительно следует за всеми оттенками поэтической речи.

Существует предположение, что “Русалка” писалась Пушкиным как текст оперы для одного из своих приятелей. “Музыкальность” сюжета подтверждает это намерение. В каждой сцене основа вполне музыкальна.

Два хора русалок, одна свадебная песня (“Сватушка”) и песня русалки (“По камушкам, по желтому песочку”) – истинно музыкальные стихи (слушание).

Студент 2: Еще один русский композитор с любовью относился к пушкинской поэзии.

Это Римский-Корсаков. Им созданы кантата “Песнь о вещем Олеге”, оперы “Моцарт и Сальери”, “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”.

Две последние оперы написаны по сказкам Пушкина. Еще одна сказка – изумительная юношеская поэма “Руслан и Людмила” стала музыкальной.

Глинка преклонялся перед поэтическим гением Пушкина. По выражению Б. Асафьева, Глинка “на былинный лад” распел пушкинскую поэму”. Для каждого образа Глинка нашел абсолютно точные индивидуальные краски, каждого наделил мелодиями изумительной выразительности.

Студент 3: Теперь мы вновь обратимся к музыкальным иллюстрациям Свиридова, написанным по повести “Метель”. Свиридов – певец России. Ее художественные образы обрели в свиридовском творчестве высоту музыкальных символов. К музыкальному звуку он относится как к элементу живой материи.

В музыке композитора нашло свое отображение наследие практически всех русских поэтов – классиков, в том числе и Пушкина. Музыка к “Метели” высокохудожественна. В ней запечатлен высокий, животворящий дух. Музыка эта подобна классической живописи. Во всех музыкальных номерах – красивейшие мелодии (слушание “Тройки”)

Студент 1: Современные композиторы продолжают обращаться к творческому наследию Пушкина. А. Петров написал балет “Станционный смотритель”, а сейчас он совместно с дочерью, Ольгой Петровой, пишет мюзикл по повести “Капитанская дочка”.

Творческое наследие Пушкина велико, он будет жить вечно, и последующие поколения будут с благодарностью вспоминать своего великого предка. А композиторы и живописцы под влиянием его творчества будут создавать новые шедевры.

15.11.2013

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306