Элективный курс "Экология и здоровье"

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять.

Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья.

Он позволит повысить знания и умения учащихся, побуждая их к здоровому образу жизни и ответственности за окружающую среду.

Определение ценности санитарно-гигиенических и экологических знаний в формировании личности позволит сформулировать общие цели:

  • осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
  • формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Таким образом, цели данного курса сводятся к решению следующих задач:

  • способствовать формированию жизненной позиции и осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;
  • приобщать к самостоятельному пополнению знаний по этому направлению, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
  • воспитывать учащихся средствами данного курса;
  • формировать экологическую и гигиеническую грамотность - важную составляющую культуры каждого человека;
  • развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль;
  • формировать обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой

Программа элективного курса "Человек и здоровье" разработана с учетом изменений происходящих в общеобразовательной школе и рассчитана на 34 часа.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии биоэкологического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Содержание и структура курса отражают систему понятий биологии; отвечают закономерностям развития познавательных возможностей школьников, их интересов, способностей и запросов; показывают природную сущность человека, среду его обитания и экологические факторы здоровья.

Основные направления курса:

- организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;

- усвоение теоретических сведений в связи с практической деятельностью учащихся при синтезе, анализе, сопоставлении фактов;

- выработка навыков самоконтроля.

В организацию учебной деятельности школьников включены:

методы обучения:

а) методы проблемного обучения (эвристический, исследовательский);

б) методы учебно - познавательной деятельности (наглядные, практические, аналитико-синтетические, проблемно-поисковые);

в) методы контроля и самоконтроля (программирований, выполнение практических работ и т.д.)

формы обучения: общеклассные, групповые, индивидуальные cредства обучения:

а) печатные:

таблицы и раздаточный материал;

б) экранные и звуковые:

- кинофильмы; видеофильмы

- слайды

Планируемые результаты обучения

Оценивать и прогнозировать:

- влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.

Объяснять:

- влияние антропогенного фактора на экосистемы, биосферу, меры их охраны;

- применение в процессе учебного познания понятий: экология, биосфера, экосистема, антропогенный фактор, здоровый образ жизни и т.д.;

- подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Описывать:

- влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека, на его здоровье;

- научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры;

- основную биоэкологическую терминологию и символику.

Определять (измерять):

  • результаты мероприятий по охране природы и здоровья человека, своей школы и поселка

Называть (показывать):

  • основные мероприятия по охране окружающей среды;
  • примеры влияния на здоровье человека различных причин (техногенные, антропогенные).

Применять знания для оценки состояния окружающей среды своего поселка; биоэкологической терминологии и символики при составлении схем, решении задач, составлении проектов.

Овладеть умениями, пользоваться именными указателями при работе с научно-популярной литературой; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом.

Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Данный курс рекомендован учащимся, которые определились в выборе профессий: биолога, инженера-эколога, врача, валеолога, микробиолога и др.

Содержание программы

Введение (1 ч.)

Сущность понятий человек и здоровье. Главные ценности и приоритеты современного человека. Задачи курса

Тема 1. Человек и среда его обитания (10 ч.)

  1. Окружающая среда как среда жизни человека
  2. Факторы окружающей среды, характер их воздействия на организм человека
  3. Природные условия жизни
  4. Анализ природных условий жизни
  5. Мониторинг окружающей среды
  6. Социальные условия жизни
  7. Анализ социальных условий жизни
  8. Болезни как процесс и форма адаптации человека к среде обитания
  9. Проекты по теме “Человек и среда его обитания”

Тема 2. Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека (11 ч.)

  1. Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания
  2. Медицина – область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению...
  3. Влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека
  4. Экологические катастрофы, их влияние на состояние здоровья человека
  5. Экологические проблемы в поселке и регионе
  6. Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья
  7. Генетика и биологический возраст
  8. За здоровый образ жизни
  9. Проекты по теме “Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека”

Тема 3. Практическая экология в школе (3 ч.)

  1. Экологическое состояние школьных помещений (кабинетов, столовой и рекреаций) Физико-химический анализ питьевой воды и воздуха

Тема 4. Здоровое общество-будущее нации (7 ч.)

  1. Понятие здоровье и его структура
  2. Инфекционные заболевания
  3. Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников
  4. Оценка индивидуального здоровья
  5. Вредные вещества в доме и их источники
  6. Портрет здорового человека
  7. Проекты по теме “Здоровое общество-будущее нации”

Тема 5. Итоговое занятие (2ч.)

Научно практическая конференция, посвященная Дню здоровья


Приложение

Учебно-тематический план

№ п/п Тема занятия Число часов Вид деятельности
1. Введение

Сущность понятий человек и здоровье. Главные ценности и приоритеты современного человека. Задачи курса

1 Лекция
Тема 1. Человек и среда его обитания (10ч.)
2. Окружающая среда как среда жизни человека 1 Лекция
3. Факторы окружающей среды, характер их воздействия на организм человека 1 Лекция
4. Природные условия жизни 1 Лекция
5. Анализ природных условий жизни 1 Презентация
6. Мониторинг окружающей среды 1 Практическая

работа №1

7. Социальные условия жизни 1 Лекция
8. Анализ социальных условий жизни 1 Презентация
9. Болезни как процесс и формы адаптации человека к среде обитания 1 Видеофильм
10. Проекты по теме “Человек и среда его обитания” 2 Защита проектных работ
Тема 2. Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека (11 ч.)
11. Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания 1 Лекция
12. Медицина – область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению... 2 Лекция
13. Влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека 1 Практическая работа №2
14. Экологические катастрофы, их влияние на состояние здоровья человека 2 Видеофильм
15. Экологические проблемы в поселке и регионе 1 Выступление учащихся
16. Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья 1 Презентация
17. Генетика и биологический возраст 1 Видеофильм
18. За здоровый образ жизни 1 Семинар
19. Проекты по теме “Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека” 1 Защита проектных работ
Тема 3. Практическая экология в школе (3 ч.)
20. Экологическое состояние школьных помещений (кабинетов, столовой и рекреаций) 1 Практическая работа №3
21. Физико-химический анализ питьевой воды и воздуха 2 Практическая работа №4
Тема 4. Здоровое общество-будущее нации (7 ч.)
22. Понятие здоровье и его структура 1 Лекция
23. Инфекционные заболевания 1 Презентация
24. Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников 1 Практическая работа №5
25. Оценка индивидуального здоровья 1 Практическая работа №6
26. Вредные вещества в доме и их источники 1 Видеофильм
27. Портрет здорового человека 1 Презентация
28. Проекты по теме “Здоровое общество-будущее нации” 1 Защита проектных работ
Тема 5. Итоговое занятие (2ч.)
29. Научно практическая конференция, посвященная Дню здоровья 2 Защита проектных работ
  Итого: 34  

Литература

1. Биология в вопросах и ответах. М.: Мирос, “ Международные отношения”, 2004г.

2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Прогресс. Пангея, 1993г.

3. Н.Ф. Реймерс Среди закономерностей и ограничений. М.:Просвещение,2000г.

4. Проблемы экологии человека. М.:Наука, 2008г.

5. В.И. Сивоглазов Экология России. Москва “МДС”, 2006г.

6. С.Ю.Модестов Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПБ: Акцент, 2008 г.

7. Г.П.Серов Экологическая безопасность населения и территорий РФ. Учебное пособие для учителя и студентов.

8. Ю.В.Новиков Природа и человек. М.: Просвещение, 1991г.

9. В.А.Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль “Академия развития”. 2008г.

10. Е.И. Кальченко Гигиеническое обучение и воспитание школьников. М.: Просвещение, 2004г.

11. А.А. Минх Методы гигиенических исследований. М.:Медицина, 2001г.

12. Л.П. Анастасова “Человек и окружающая среда”. М.: Просвещение, 2006г.

13. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья