Математика для детей старшего дошкольного возраста "Число 7", цифра 7"

Разделы: Работа с дошкольниками


Для развития познавательных, творческих и интеллектуальных способностей ребенка необходимо ознакомить его с математическими представлениями. Дошкольник должен различать такие понятия, как количество, форма, пространство, которые помогут сформировать основы математических представлений.

Цель:

1) Познакомить с цифрой и числом “семь”.

2) Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах семи .

3) Закрепить знания о геометрических фигурах. Учить ориентироваться в пространстве.

4) Использовать количественные и порядковые числительные в доступных детям математических операциях.

5) Активизировать речь детей словами “сверху”, “снизу”.

6) Развивать интерес к математике.

Демонстрационный материал и оборудование: объёмные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, цилиндр, призма, два куба), игрушки (коза, волк, козлята), картонный домик.

Раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры на карточках (квадрат, треугольник, цилиндр, призма, куб), цифры на карточках.

Предварительная работа: прослушивание и анализ сказки “Волк и семеро козлят”. Заучивание и повторение пословиц с цифрой “семь”. ( Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь - один раз отрежь”, “Семь бед, один ответ”.)

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с числом и цифрой “семь”. Это удивительное число. Оно встречается в поговорках, пословицах, сказках. Назовите мне пословицы с цифрой “семь”.

Дети: “Семь бед, один ответ”, “Семь раз отмерь - один раз отрежь”, “Семеро одного не ждут”.

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная цифра: “Вот семёрка кочерга. У неё одна нога” (воспитатель проводит пальцем по числу). Ребята, а ещё есть сказка, где встречается цифра “семь”. Назовите её.

Дети: “Волк и семеро козлят”

Воспитатель: Сегодня я предлагаю помочь козлятам из сказки “Волк и семеро козлят”. Вы мне поможете?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Молодцы, вы отзывчивы и готовы помочь тем, кто в беде. А сколько козлят мы должны спасти?

Дети: Семь.

Воспитатель: Помните, там есть чёрный и белые козлята. А какой по счёту самый последний козлёнок?

Дети: Седьмой.

Воспитатель: Итак, ребята, если есть седьмой, значит, есть первый, второй..(порядковый счёт). Помогите мне посчитать козлят.

Дети: Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.

Воспитатель: Мы с вами далеко от домика козлят, а чтобы спасти их, что нам надо сделать.

Дети: Близко подойти.

Физкультминутка

Воспитатель: До домика всего 7 шагов

1) Давайте тихо подойдём и посчитаем наши шаги до семи (подходим к домику и считаем:1,2,3,4,5,6,7)

2) А если волк убежит, как будем его догонять? (Бег на месте)

3) А как будут догонять волка козлята (дети скачут).

В углу стоит “домик с козлятами”.

Воспитатель: Молодцы, вот мы и пришли к козлятам. Ребята, спрячем козлят. Нам в этом помогут волшебные геометрические фигуры, которые сделают козлят невидимыми (воспитатель прячет первого козленка в левый верхний угол под цилиндр).

Воспитатель: Куда я спрятала первого козленка (порядковое числительное).

Дети: В левый верхний угол комнаты.

Воспитатель: Под какой волшебной фигурой?

Дети: Под цилиндром.

Воспитатель: Сколько же осталось козлят? Посчитайте и покажите карточку с полученной цифрой и фигурой, под которой спрятан козленок.

Дети: Считают на палочках 7-1=6 и показывают цифру 6 и карточку с цилиндром.

Воспитатель: Второго куда я спрятала?

Дети: В правый верхний угол.

Воспитатель: Под какой фигурой?

Дети: Под призмой.

Воспитатель: Посчитайте оставшихся козлят и покажите карточку с полученной цифрой и карточку с призмой.

Дети: Считают палочками 6-1=5 и показывают карточку с цифрой 5 и карточку с призмой.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, но нам надо поспешить и спрятать еще пятерых козлят.

Кого будем прятать сейчас?

Дети: Быстро спрячем пятого и четвертого (порядковый счет).

Воспитатель: Подскажите, где их затаить?

Дети: В нижнем правом и нижнем левом углах комнаты.

Воспитатель: Под какими фигурами?

Дети: Под кубами.

Воспитатель: Сколько козлят еще надо спасти?

Дети: Считают палочками 5-2=3 и показывают карточку с цифрой 3.

Воспитатель: Не вижу, куда их можно спрятать.

Дети: Под волшебный квадрат.

Воспитатель: А какой он, покажите карточку с квадратом.

Дети: Показывают карточку с квадратом.

Воспитатель: Двоих я разместила под квадрат. Остался последний, черненький.

Спасайте его.

Дети: Можно спрятать его под треугольник.

Воспитатель: Я не знаю, какой он. Быстренько подскажите.

Дети: Показывают карточку с треугольником.

Воспитатель: (Вносит игрушечного волка в домик, но тот не находит козлят.) Мы спасли всех козлят, волк не смог навредить козлятам. А вот и мама-коза пришла.

Молодцы, ребята, вы сделали доброе дело (занятие завершается песенкой про козлят).