Эссе: "Легко ли быть классной?"

Разделы: Внеклассная работа


Страна у нас “Спортивная”!

Во всех делах – активная!
Кругом очаровашки, всегда неунывашки!

На все найдем ответ и общий всем привет!

Эти стихи из презентации класса на празднике “За честь школы”.

В нашей школе осуществляется психолого-логопедическое сопровождение классов логопедом и психологом. Хотим поделиться опытом своей работы в специальном коррекционном пятом классе.

А дело было так. В конце учебного года, на одном из логопедических занятии, ребята (инициатором была Юля Ш.) попросили, на следующий учебный быть классным руководителем 5 “В” Светлану Владимировну Горлову. Просьбе класса она не смогла отказать. Согласилась ещё и потому, что огорчало то, что при переходе из начальной школы в школу II ступени (с 5 по 9 классы), наши классы “сыплются”: учатся хуже, а самое главное, теряются как личности и коллектив.

Сказано, пока не сделано. На просьбу Светланы Владимировны директор школы ответила: “Таких прецедентов не было, да и все “отбрыкиваются” от классного руководства, а вы напрашиваетесь! У нас в планах на этот класс Константин Валерьевич (молодой физрук)”.

И все таки….как понятно из контекста повествования… классным руководителем она стала.

Первые испытания выпали после вступительного родительского собрания. Двое родителей решили перевести своих детей в общеобразовательный класс. Мы объяснили, что этот вопрос решает психолого-педагогический консилиум. Одним из нюансов на этом собрании было сообщение, что учитель английского языка назвала ребят “дебилами”. Спустя какое-то время Максим, который уходил в общеобразовательный класс, похвастался: “У меня будет обычный аттестат, а у вас, как у “дебилов”!” Что тут началось! Дети стали атаковать вопросами, злиться, обижаться. “Почему Анастасия А. нас так назвала? Что значит, как у дебилов?” Наши объяснения: “Скоро все интегрируются в общеобразовательные классы!” - не помогали. В запальчивости Светлана Владимировна пообещала, что они будут участвовать в конкурсах и за границу поедут всем классом.

Жизнь продолжается.

По совету школьного психолога, Трениной Ольги Александровны, совместно мы провели классный час, на котором демократическим путем выбрали название страны “Спортивная” и командира класса. Неожиданно для нас им стала Катя С.

Катя очень слабо учится, а то, что она хороший друг, Светлана Владимировна, оказывается, просмотрела.

А теперь про нашу Катю
Много мы сказать хотим
Каждый скажет то, что хочет,
Все мы дружно подтвердим:
Красивая, сонливая, немножечко ленивая.
Зато всегда готова помочь хоть делом, словом.

Катя С. из семьи социального риска. В семье трое детей, Катюха – самая младшая. Мама на собрания не ходит. Во 2 классе предъявляла претензии школе. Сейчас не справляется с воспитанием дочери. Катя её не слушает.

Светловолосая, худенькая, взгляд чаще всего растерянный. Если, как она считает, на неё “наезжают” - сразу замыкается, упрямится. С Юлей Ш. то дружит, то ссорится.

Картинка: Пошли в детскую библиотеку. Приехали раньше (папа Асли М. работает на маршрутке, увидев нас, подвез до места). В библиотеке хвастаюсь: “Хотите узнать, почему мы добрались раньше? Сейчас вам командир класса расскажет”. А у Катюхи проблемы со связной речью. Она в ответ что-то промямлила. На обратном пути вредничала, залезла на скульптуру лося и не слезает…

Лидерство, уважение ребят сказалось и на учёбе: написала диктант на 4, учитель по математике стала хвалить. Хватило Кати ненадолго: началась полярная ночь, стала просыпать, а то и вообще не приходила в школу, показатели успеваемости снизились. Ребята решили переизбрать командира. Но даже сейчас она часто прибегает, к своей бывшей, но все, же родной классной, жалуется на несправедливость. А мы очень рады, что за её колючками смогли разглядеть доброе отзывчивое сердечко.

Со 2 четверти командиром класса стала Юля Ш.

Наша Юля командир
Обойдёмся без задир!
Верим, всё получится –
Это дело случая.

Юля Ш. (про себя мы часто зовем её Юлька) из многодетной семьи (пятеро детей), самая старшая сестра – в детском доме.

Рыжеволосая большеглазая, красится, старше остальных на 1 год (в 3 классе оставили на второй год из-за многочисленных пропусков, на самом деле нянчилась с младшими), умная, хорошо рисует, завистлива.

Прием в “Художественную школу” (Школа искусств) закончен. Светлана Владимировна пошла к завучу, показала Юлькины рисунки, обрисовала ситуацию. Девочку взяли в “Художку” бесплатно.

Зачастую пропускает школу, так как мама оставляет её ухаживать за младшими детьми.

С социальным педагогом посетили семью на дому. Мама растрепанная, не проснувшаяся (11 часов утра), беспорядок в комнатах объясняет тем, что дети не убрали. При этом держится уверенно, заносчиво. Светлана Владимировна стала интересоваться: “В “Художке” Юля вчера была?” “Нет, она себя плохо чувствовала и я не отправила её”. Посоветовала маме, по возможности, ограждать девочку от ухода за младшими.

В школе спрашиваю Юлю: “Ты в “Художке” была?” “Мама попросила понянчиться, и я не смогла ей отказать”.

На следующий день Юли в школе не было.

Юлька с головой окунулась в жизнь класса. С одного из заседаний школьного командирского совета пришла расстроенная: президент командирского совета выбирала помощника и указала на Юлю, на что завуч по воспитательной работе сказала: “Нельзя, у вас класс маленький”. Пообещала разобраться.

Надежда П. при выяснении возмутилась: “Вы не видите, что она глупая?” “Пусть она сама поймёт это”,- ответила Светлана Владимировна. “Тогда мы вообще не будем выбирать помощника”. Так закончился инцидент. А ребята снова получили урок: они – не такие, они – “изгои”. Моя маленькая девочка съёжилась и эта часть меня, по- прежнему, часто болит.

Юльку с командирством стало “заносить”: хвастается, образует вокруг себя кучки. Противопоставляет себя всем. Чуть что – обижается.

Готовили танец на конкурс “Самая привлекательная и обаятельная” к 8 марта. Заметила, что у Насти танец получается лучше. Обиделась, убежала с репетиции, забрав с собой кассету. На следующий день – ни Юльки, ни кассеты с музыкой. Дошло и до классного руководителя. После того, как я один на один поговорила с Юлькой, и она, в принципе, согласилась с тем, что подруги с кассетой так не поступают. Кассету на следующий день принесла…. стать классным руководителем она стала просить уже Ольгу Александровну, психолога.

Наступило время моих обид, но, пропустив через себя чувства, у меня пришло осознавание – это Юлькина защита на данный момент, так она поступает в обыденной жизни, повторяя свою маму. Ведь как-то ей надо выживать.

Прибежали 1 сентября (учатся в 7 классе в другом здании). Юлька предложила: “Давайте сфотографируемся со Светланой Владимировной”.

Пригласила в друзья в “Контакте”. Отношение у нас к ней двойственное: с одной стороны очень люблю её, с другой – она задевает какие-то мои “не проработанные” части.

Пришло время рассказать о сёстрах Петуховых.
Наташа и Алёнка – весёлые сестрёнки!
Наташа – веселушка,
Алёна – завидушка.
И всё равно сестрёнки – отличные девчонки!

У девчонок сложная судьба: мама родила их в 15 лет, при этом всё делала, чтобы их не было (сидела в горячей ванной, поднимала тяжести и т.д.) Через некоторое время вышла замуж (муж удочерил сестёр), родилась еще одна общая девочка. Мама вновь увлеклась другим мужчиной, не работала. По решению суда Наташу и Алёнку оставили с папой, хотя он им неродной.

Наташка – егоза, трещотка, “ляпаница”. Дерётся с мальчишками. Не обижается, тянется к лидерам. Своего мнения зачастую нет.

Алёнка не такая подвижная и внутренне всегда напряжена. Взгляд слегка исподлобья. Упряма, обидчива. Интересная особенность – постоянное напряжение не позволяет ей видеть ошибки по русскому языку даже после объяснения. Только к концу 5 класса, когда стала спокойнее, ошибок допускает меньше.

От посещения на дому осталось сложное ощущение. С одной стороны у сестрёнок замечательные условия: у каждой отдельная комната, набор детской мебели, есть всё необходимое для учёбы. С другой - впечатление, что все это напоказ; бабушка (папина мама) старательно перечисляла, как много делается для Наташи и Алёнки, а слышалось, что попрекает девчонок.

Предположения подтвердились. В конце 6 класса (мы были в номинации “Унесённые ветром оптимизации”) Алёнка пожаловалась в отделе социальной защиты, что папа её бьёт. В этом году, 1 сентября, они прибежали поздравить с началом учебного года, и Алёна похвасталась, что теперь они живут с мамой.

В мае прошлого года Наташка, как всегда, ворвалась в наш кабинет и затараторила: “Почему грамота только Юльке, когда вы были, грамоты были всем,- выдохнула, секунду помолчала и закончила,- правда всем за разное.”

Алёнка же, единственная из всех, при встрече всегда спрашивает: “Как Ваши дела” и чувствуется, что это искренне.

Ну вот и переходим к самому трудному и, несмотря ни на что, любимому ученику – Гутнику Тимофею.

Кто связался с Тимофеем
Может сильно погореть -
Обещать гораздо легче
Сделать? Надо же суметь!

Светловолосый. На лице застыла маска растерянности и упрямства одновременно. Улыбаться не умеет. Прослеживая этимологию, можно предположить, что у Тимы пограничный тип организации личности, значительная истощаемость нервной системы: писать долго не может, злится, рвёт листы; бьёт девчонок, с 4-5 урока уходит. Некоторые признаки замкнутости: не может находиться среди детей на праздниках, чаепитиях. Участвовать в празднике к “Дню защитника Отечества” уговаривали всем классом, буквально вытолкнули.

В раннем возрасте мама воспитание сына передоверила старшей дочери. Сестра восприняла это как наказание – била и материла Тимку. Сестра сейчас замужем. Средний брат живёт в одной квартире, но не общается, приходит с работы и закрывается в своей комнате.

Украл у брата 2 тысячи. Светлана Владимировна позвала к себе в кабинет, спросила: “Деньги взял, чтобы брат обратил внимание?” Расплакался, бросился ей на грудь, вместе погрустили. Впечатление, что потом не мог простить себе этих слез.

Мама только на словах сотрудничала со школой, а на самом деле во всём потакала Тимке. Стал пропускать уроки, грубить учителям, дружить с асоциальными подростками.

В конце года украл выручку в киоске, стащил что-то ценное у друга и мама, чтобы Тимку не поставили на учёт в милицию, отправила его к родственникам в Архангельскую область.

Через его друзей передаем Тимке приветы. Для нас он остался в картинке: мы в экологическом парке, нагулялись по полосе препятствий, встретились с персонажами зимнего леса, получили подарки от Деда Мороза, напились чаю со сладостями; и Дед Мороз зовёт всех плясать. Все вышли, а Тимка нет. У него подобие улыбки, но улыбаться он всё также не может.

Тимка, Тимка, как мало ты получил в детстве радости, что теперь только самоутверждаешься. Любыми способами, а улыбки всё равно нет.

Самая харизматичная в нашем классе Настя Р.

Наша Настя – красатуля,
Красатуля, крохотуля!
Но у нашей Насти
Не всегда всё “здрасьте”
Верим, всё получится!
Тоже дело случая.

Пришла в нашу школу во 2-м классе. В лицее в 1-м классе читать и писать не научилась по причине вредного характера.

Красива цыганской красотой, нравится мальчишкам, знает об этом. Резкая, любит настоять на своём. Лидерство попеременно делит с Юлей Ш.

Неожиданно для нас ответственно отнеслась к поручению - поздравлять всех с днём рождения. На свои деньги покупала открытки, в детском доме (где она живет) делала поделки из соленого теста. В 4-й четверти ребята выбрали её командиром класса.

При внешней резкости - заботлива, делится со мной сладостями. У Насти сейчас любовь на первом месте.

Последняя характеристика самого, на мой взгляд, своеобразного ученика класса Гены Ц..

Гена наш не Чипполлино,
Но бывает он вредина!
Как товарищ он хорош.
Джентльмен – не пропадешь!

Парень хорошо физически развит. Взгляд насупленный. Защищается: “А чего я?” Немногословен. Крайне обидчив (заводится с пол-оборота на обращение “Гена Букин”). Учится плохо. Курит. Дерётся. В общем – не управляемый.

Встал вопрос о переводе на класс ниже, в 4-й класс. Пошли к детскому психиатру, добились индивидуального обучения на две четверти. Светлане Владимировне доверили вести у него историю и природоведение. Первые удивления - Генке интересны эти предметы, историю он усваивает на “4”, только по-прежнему ничего не учит.

Стал проситься на труд и физкультуру, разрешили присутствовать на этих уроках под мамину ответственность. Главный результат: оказывается, для Гены это наказание – учиться отдельно от ребят, и с 4-й четверти он в классе, таких эксцессов в поведении уже не было, и учиться он стал лучше.

А как Генка танцевал “рэп” на празднике в честь 8 Марта, сколько энергии и самозабвения вкладывал в это! (надо же поддержать девчонок класса). На чаепитии по этому поводу никак не хотел брать угощение.

“Ген! Ты почему не поехал с папой на море в отпуск?” - спрашиваю в прошлом году. “А кто же маме будет помогать? Я сам отказался”.

У нас много уважения к его мужским рыцарским качествам.

Сейчас Гена в вечерней школе. Передаем через младшего брата приветы, а девчонки бегают к нему в “вечерку”.

Вот неполное представление самых ярких, на наш взгляд, ребят класса “ёжиков”.

Основная цель нашего повествования – дела класса, то есть, как мы проживали свою, особенную от других классов, жизнь. О части из них мы рассказала, описывая своих ребят.

Для себя определили основные гештальт- приоритеты в работе:

- актуальность

-осознанность

-ответственность

Следующим по значимости выделили гештальт-подход через контакт.

Подросткам важно общаться, а класс, фактически это группа в 11 человек, даёт им эту возможность. Причём общаться по определённым правилам (в нашем классе законам) заданным и принятым в начале учебного года и дополненным по ходу развития группы.

Для этого путём выборов определили название страны “Спортивная”.

Первые законы предложила мы - взрослые:

- если в стране начинается дело, в нём участвуют все;

- относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Первый закон прижился не сразу - “не хочу”, “не буду” у многих это любимые словечки, да и форма обратить на себя внимание. Со вторым по лучше – постепенно он стал способом воспитания друг друга: “Почему ты не хочешь сидеть с Асли, тебе будет приятно, если тебе так скажут”

Следующие законы ребята дополняли сами, учитывая актуальные события класса.

- не завидуй;

- нельзя унижать и обижать того, кто слабее тебя или от тебя зависит;

- не бросай друга в беде.

Отрадно, что ребята сами обратились к законам, обозначающим неприемлимость унижения другой личности, умаления его права иметь собственное мнение. Ольга Александровна провела курс занятий по программе “Обучение жизненно важным навыкам”, тренинги на сплочение, развитие коммуникативных навыков, Это создало безопасное пространство для общения.

Также группа создаёт условия для физического контакта, который так важен подросткам и которого в семьях социального риска дети зачастую лишены. Начали с утренней гимнастики (проводится в нашей школе до уроков). В комплекс упражнений добавили упражнения в парах. Вначале в пары выбирали только тех, с кем дружат, девчонки не вставали с мальчишками и наоборот. На следующем этапе ребята стали проводить утреннюю гимнастику сами. Как-то само собой получилось, что это стало самопрезентацией: ребята проводили зарядку не по очереди, а через выбор: тот, кто проводит, выбирает того, кто, по его мнению, делал упражнения лучше всех. Нужно было видеть с какой гордостью, а некоторые, преодолевая страх, как бы говорили: “Смотрите, я кто! Смотрите, я какая! Какие новые упражнения я придумала!” Сам этот процесс продвигает ребят в собственной идентификации.

На факультативе по психологии использовали психотехнические игры и упражнения “Назови положительные качества одноклассника”, “Нарисуй словесный портрет друга”; приёмы арттерапии: “Продолжи рисунок”, рисунок вдвоём “Отгадай с закрытыми глазами, что я рисую”. Не для всех, но для многих это были важные открытия, помогающие больше поверить в себя.

С другой стороны: класс стал давать ответ, обратную связь на самопредставление, часто совсем не тот, что они ожидали. С этим тоже была “напряженка”: ребята не хотели слышать, что они другие. Так, например, Наташе Петуховой мы не могли объяснить всем классом, что когда она тараторит, то совершенно не слышит других.

Самоисследованию, а также исследованию партнёров по классу способствовало обращение к гендерным особенностям.

Складывается представление, что многие в школе имеют дело с учеником среднего рода, главное, чтоб слушался и хорошо учился.

Предложили список черт характера, и попросила каждому соотнести их к себе (какие черты характера тебе свойственны?) На следующем факультативе определили, какие из них относятся к мальчикам, а какие к девочкам. Оказалось, что у Насти и Наташи много черт мальчишек, а у Яна наоборот - девочек.

Когда мальчишки и девчонки стали рисовать свои дворцы, особенности проявились ещё больше. Девчонки во дворце своей “Розалиндии” в окошках нарисовали свои портреты, всё у них в оборочках, занавесочках. В замке “Гиациндии” у мальчишек преобладали рыцарские атрибуты: бойницы, мечи, щиты, копья. Но закончить оформление своего замка мальчишки так и не собрались.

Не сразу, постепенно, ребята стали терпимее относится к слабостям одноклассников, меньше употреблять унижение другой личности, больше замечать хорошее друг в друге.

Самое трогательное событие, которое, на наш взгляд, стало мерилом становления класса, как единого целого, стала экскурсия в музей “Дети войны”.

Первый раз в музее мы были в октябре. Ребята, отвлекались, не слушали экскурсовода. Сёстры Петуховы без конца теребили экспонаты: колыбельку, перьевые ручки, чернильницу, Генка без спроса натянул скафандр лётчика. В конце концов, пришлось “отряхнуться”, то есть извиниться перед директором музея: “Сами понимаете, коррекционный класс, внимание неустойчивое. Извините нас”.

Во второй раз мы пошли в музей в мае накануне Дня Победы. Подготовили стихи об этом празднике, выучили военные частушки, своими руками сделали открытки.

Смотрели экспонаты: уже знакомые обрели для них новый оттенок, новые – вызвали неподдельный интерес: “А дети на этом болоте выжили?” “Не знаю. Вероятнее всего – нет”- ответ экскурсовода. Участница блокады Ленинграда Мария Андреевна на вопрос: “Что больше всего запомнилось о войне” - без пафоса ответила: “Всё время хотелось есть”.

Когда стали поздравлять Марию Андреевну с Днём Победы, неожиданно расплакались. “Я сделаю всё-всё, только бы вы жили и были здоровы”- сказала Настя Рожкова. Моментально мокрыми стали глаза у всех. Ребята сидели в оцепенении, глотали слёзы и вглядывались в то, с чем они соприкоснулись так остро, впервые - чужую боль, боль потери.

Обсуждая экскурсию в музей мы увидели неожиданные проявления эмоций наших “ежиков”. Мы рассмотрели это истинное лицо нашего класса. И здесь они не “изгои”, не “дебилы”, а мудрые взрослые, у которых надо поучиться состраданию.

Как взрослые, мы вынуждены были следить за успеваемостью, дисциплиной на уроках, но в остальном старались быть для ребят людьми, помнящими своё детство и знающими особенности подросткового возраста, принимающими их горести и сложности, поддерживающими их в стремлении к адекватному проявлению себя.

На празднике за честь школы это были другие дети. С Ольгой Александровной приготовили танец, пусть с запинками, но с гордостью читали стихи о себе, Генку с Яном девчонки уговорили танцевать “рэп”, хоть Ян в последний момент испугался, но на репетиции ведь он танцевал. Была небольшая ложка дёгтя: Юлька попросила у председателя жюри зачитать грамоту для классного руководителя, на что ей ответили: “Некогда, вы сделаете это в классе”. Эта бесценная грамота от ребят храниться дома у Светланы Владимировны. В ней: Горлова Светлана Владимировна награждается за старание поддержку и понимание. Неважно, где её вручили, но ребятам очень хотелось, чтобы это было при всех, на празднике.

Подвести итоги и оценить степень группового воздействия в классе, на наш взгляд, трудно. Какие-то положительные изменения отмечали сами ребята, какие-то учителя, какие-то родители. Чей взгляд более объективен в этом вопросе, что именно повлияло на изменения, действительно ли положительны эти изменения? Жизнь покажет. Единственное, на что мы можем опираться: на собственную веру в то, что сделали для них всё, что могли.

Что нам дало сотрудничество, которое можно назвать ведением подростковой группы?

- Важная веха для нас, в которой вместе с “ёжиками” мы прожили сложную, но настоящую жизнь.

- Научились принимать детей (на которых временами так трудно было не злиться) и теперь можем легче принимать людей.

- Научились возбуждать и удерживать групповой процесс, часто весьма бурный и непредсказуемый, и теперь мы чувствуем свою силу.

- Класс - весьма сложный организм, развитие и события которого требовали от нас быстрого принятия нестандартных решений, гибкости, спонтанности. В общем, не соскучишься!

- Научились у своих “ёжиков” мудрости, проницательности и оптимизму!