Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Овощи" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: работать над речевым материалом по теме «Овощи», формировать навыки словообразования  и словоизменения.

Задачи:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания детей по данной теме, уточнить обобщающие понятие «Овощи», расширить и активизировать словарный запас по данной теме, закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей;
    • продолжить усвоение глаголов с различным значением;
    • отработать структуру простого нераспространенного предложения.
  • Коррекционно-развивающие:
    • учить согласовывать прилагательные с существительным в родительном падеже, упражнять в образовании  относительных прилагательных от существительных, упражнять в практическом употребление предлогов НАД и ПОД:
    • развивать тактильное и зрительное восприятие, внимания;
    • формировать зрительно-моторную координацию. 
  • Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Материал и оборудование: предметные картинки с изображением овощей, муляжи овощей и чудесный мешочек, корзинка с овощами, разрезные картинки, кукла дедушка Тыква.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Дефектолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами играть, узнаем много нового и интересного. Пройдет на свое место тот, кто отгадает, что спрятано в волшебном мешочке.

II. Основная часть

Дефектолог: Назовите, одним словом, о чем мы будем сегодня говорить? (Об овощах)
Дефектолог: Где растут овощи? (В огороде)
Дефектолог: Ребята! К нам в гости пришёл Дедушка Тыква, он очень рад, что вы знаете его друзей, с которыми он растет в одном огороде. Дедушка Тыква очень гордиться друзьями и просит вас назвать про них много разных слов. Для этого вы должны ответить на вопрос: Какой? (Какая?)

Игра «Подбери признак»

Морковь какая? – оранжевая, длинная, сочная, твердая, хрустящая.
Лук – круглый, сочный, горький.

Огурец –__________ ,
репа – _____________,
помидор – _________,
капуста – ___________.

Упражнение» Как собирают овощи»

Дефектолог: Ребята, дедушка Тыква рассказал, что все овощи собирают по – разному: морковь, редис, репу, свеклу – выдергивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачки срезают, Картофель выкапывают. Запомнили? Сейчас проверим.
Редиску выкапывают или срезают? Картофель выкапывают или снимают?....

Игра «Что где растет?» с элементами физминутки

Дефектолог: Теперь вы знаете, как собирают овощи, значит должны догадаться, как они росли: под землей или на земле? Я буду называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете. А теперь нужно будет разложить овощи по двум корзиночкам, в одну те овощи, которые росли под землей и их выкопали и выдернули из земли. В другую –  овощи, которые росли над землей и потому их срезали и сорвали.

Игра « Разрезные картинки»

Дефектолог предлагает детям собрать и узнать овощи, разрезанные для приготовления пищи.

Упражнение «Что приготовим»

Дедушка Тыква спрашивает у вас: что можно приготовить из овощей?

Из картофеля  –  картофельное пюре
Из моркови – морковный сок, морковный салат
Из огурца – огуречный салат
Из кабачка – кабачковая икра
Из гороха – гороховый суп
Из капусты – капустный пирог
Из помидора – томатный сок, пасту

Игра «Чего не стало?»

На доске картинки, дети закрывают глаза, в это время дефектолог убирает одну из них.

III. Заключительная часть

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Игра «Подскажи словечко»

Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста).

Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную … (морковку).

Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я … (свекла).

Летом в огороде –
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы)