Технология машинной обработки древесины и древесных материалов

Разделы: Технология


Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Технология обработки конструкционных материалов», подраздел программы «Технология машинной обработки древесины и древесных материалов», тема текущего урока «Назначение, устройство и принцип работы токарного станка по дереву СТД-120М».

Фото 1. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.

Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающих стендов по устройству технологических машин).

Форма урока: урок – лабораторно-практическая работа.

Материальное отображение ожидаемого результата урока: монтаж модели токарного станка по дереву ТД-120.

Дидактическая цель:

  • изучить назначение, устройство и принцип работы токарного станка по дереву СТД-120М;
  • выполнить монтаж модели токарного станка по дереву ТД-120.

Деятельностная цель:

  • формирование способности учащихся выполнять монтажные работы по сборке модели токарного станка ТД-120;
  • формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения обучающих стендов по устройству технологических машин.

Образовательная цель:

  • расширение кругозора обучающихся по устройству технологических машин;
  • совершенствование умения применять обучающие стенды для самоконтроля на промежуточных этапах работы при сборке модели токарного станка по дереву ТД-120.

Формы и способы применения обучающих стендов на данном уроке

Этап урока

Форма использования обучающих стендов

Цель

Мотивирование к учебной деятельности Самопроверка учащихся по устройству изученных ранее технологических машин, (макет модели сверлильного станка – проверка домашнего задания). Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Сопоставление макета модели сверлильного станка с эталоном НС-12.
Актуализация знаний Сравнительный анализ по устройству изученных ранее технологических машин и классической модели токарного станка по дереву (учебные мотивы). Оценка готовности учащихся для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении макета модели сверлильного станка (домашнего задания).
Постановка учебной задачи «Классическая модель токарного станка по дереву».
Ознакомление учащихся с назначением, устройством и принцип работы токарного станка по дереву.
Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изучению СТД-120.
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала Самостоятельное исследование основных частей СТД-120М и ТД-120 по учебнику и обучающим стендам. Алгоритм решения учебной задачи по сборке токарного станка ТД-120  (алгоритмизация мыслительной деятельности). Изучение новых знаний и способов действий. Ознакомление с учебной задачей и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся посредством применения обучающих стендов.
Первичное закрепление Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму. Порядок сборки модели токарного станка ТД-120  Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. Работа по бригадам
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Монтаж модели токарного станка ТД-120. Самопроверка на промежуточных этапах работы. Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Сравнительный анализ на промежуточных этапах работы.
Рефлексия деятельности (итог урока) Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающими стендами, наглядно отражающими модели технологических машин. Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции по выполнению монтажных работ). Сборка модели токарного станка ТД-120 

Задачи урока:

Формирование в рамках урока универсальных учебных действий:

УУД Содержание универсальных учебных действий
1 Личностные – Формирование целостного представления о технологических машинах, имеющихся в школьной мастерской. 
– Понимание значимости прикладного знания в практической деятельности по изготовлению «деталей вращения».
– Проявление технико-технологического мышления при выполнении монтажных работ по сборке модели токарного станка ТД-120.
– Проявление трудолюбия, ответственности и аккуратности при сборке модели токарного станка ТД-120.
– Самооценка результатов монтажных работ по сборке модели токарного станка как на промежуточных этапах работы, так и в целом
2 Регулятивные – Правильная организация рабочего места для выполнения технологических операций по сборке модели токарного станка ТД-120.
– Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
– Бережное отношение к раздаточному материалу, инструментам и другим ресурсам школьной мастерской.
– Самостоятельная практическая работа на основе заданного алгоритма действий посредством применения обучающих стендов по устройству технологических машин.
– Внесение необходимых изменений в случае расхождения с эталоном – классической схемой технологической машины.
– Осознание качества и уровня усвоения устройства СТД-120М
3 Познавательные – Анализ объектов сборки и моделирование токарного станка по дереву.
– Освоение способов выполнения технологических операций по сборке модели токарного станка ТД-120.
– Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах при работе с обучающими стендами, позволяющими формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся.
– Умение составлять целое из отдельных частей, самостоятельно достраивать недостающие компоненты, сравнивать, обосновывать  свои действия.
4 Коммуникативные – Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с одноклассниками при работе с обучающими стендами.
К ним относятся следующие навыки:
А) сотрудничество, оценивание ситуации, выявление противоречий, аргументирование своей точки зрения, адекватное использование речевых средств для решения проблем;
Б) анализ информации о промежуточных этапах целостного технологического процесса по сборке модели токарного станка ТД-120, сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
В) безопасное функционирование на рабочих местах в школьной мастерской при выполнении самостоятельной практической работы по сборке модели токарного станка ТД-120.

 Методы обучения:  диалог; демонстрация приемов монтажных работ; сравнительный анализ с эталоном – классической моделью технологической машины; практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся шестых классов; самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Макет, эскиз классической модели технологической машины.
2. Основные узлы токарного станка по дереву ТД-120.
3. Ручные инструменты для выполнения монтажных работ.
4. Обучающие стенды по устройству технологических машин.
5. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.
6. Заготовки и гото­вые изделия, выполненные на станке СТД-120М.

Межпредметные связи:

– природоведение: основные виды движения, электрическая энергия, работа, механическая энергия, масса тел, прочность, нагревание тел;
– математика:  квадрат, прямоугольник, восьмигранник, параллельные прямые, окружность, единицы измерения;
–  физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов.

Оборудование и наглядность:

1. Макет, эскиз классической модели технологической машины.
2. Основные узлы токарного станка по дереву ТД-120.
3. Ручные инструменты для выполнения монтажных работ.
4. Обучающие стенды по устройству технологических машин.
5. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.
6. Заготовки и гото­вые изделия, выполненные на станке СТД-120М.

Временная структура урока:

Наименование этапа урока Время, мин.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 3
2. Актуализация знаний. 7
3. Постановка учебной задачи. 5
4. «Открытие нового знания». Объяснение нового материала.
Вводный инструктаж. ТБ при работе со слесарным инструментом.
20
5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с использованием обучающих стендов. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. 20
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Текущий контроль. Текущий инструктаж. 5
7. Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. 20
8. Рефлексия деятельности. Подведение итогов. 7
9. Уборка рабочих мест. 3
  Итого 90

Требования к результатам освоения обучающимися содержания урока:

Результаты освоения содержания урока

Содержание требований

1 Личностные – Сформированность понятия о целостном представлении технологических машинах, имеющихся в школьной мастерской.
– Накопление личного опыта и способность к самооценке своих интеллектуальных возможностей при изучении технологических машинах.
– Готовность к рациональному планированию самостоятельной работы на основе заданных алгоритмов (посредством применения обучающих стендов).
– Понимание значимости прикладного знания в практической деятельности по сборке токарного станка ТД-120.
– Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, уважительного отношения к результатам труда одноклассников.
– Умение оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемому виду трудовой деятельности.
2 Метапредметные – Алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности посредством освоения новых технологических машинах на основе заданных обучающих стендов.
– Умение комбинировать известные способы монтажных работ при сборке токарного станка ТД-120.
– Возможность оценивания своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах при сборке токарного станка ТД-120.
– Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с одноклассниками при сборке токарного станка ТД-120.
– Соблюдение правил ТБ, бережное отношение к основным частям токарного станка, инструментам и другим ресурсам школьной мастерской.
3 Предметные Аргументировано объяснять:
– представление об этапах целостного процесса изучения технологических машинах, имеющихся в школьной мастерской;
– назначение и правила применения монтажных инструментов для выполнения работ по сборке токарного станка ТД-120;
– последовательность выполнения монтажных работ по сборке токарного станка ТД-120;
Выполнять трудовые операции:
– рационально организовывать рабочее место для выполнения монтажных работ;
– выполнять работы по сборке токарного станка ТД-120 в соответствии с правилами ТБ;
– применять для самоконтроля на промежуточных этапах работы обучающие стенды, учебник;
– находить и устранять допущенные ошибки при выполнении сборочных работ;
– уметь комбинировать известные способы действий при выполнении сборочных работ.

Приложение:

Цель использования обучающих стендов по устройству технологических машин и технологии точения изделий на СТД-120М:

  • алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности обучающихся посредством определения адекватных способов выполнения сборочных работ по монтажу модели токарного станка по дереву ТД-120;
  • возможность оценивания (самоконтроля) своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах работы: находить и устранять допущенные ошибки при сборке модели токарного станка по дереву ТД-120 путем сравнительного анализа.

Оптимальное сочетание информации представленной учителем в качестве собеседования и на обучающих стендах позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации определенной позиции целостного процесса по изучению токарного станка по дереву.

Пути ведения нового знания в сочетании с методической поддержкой (обучающих стендов):

  • формирование целостного представления о технологической машине на примере изученного ранее сверлильного станка (домашнее задание). Макетирование общей схемы технологической машины – преобразование пробного учебного действия в материальный образ: макет общей схемы технологической машины в технике аппликации;
  • последовательность изучения нового материала в соответствии с заданных алгоритмов – фиксирование новой информации: самостоятельное изучение основных частей токарного станка по дереву СТД – 120М и их назначение (работа с учебником и со стендами);
  •  последовательность изучения нового материала в соответствии с заданных алгоритмов – фиксирование новой информации в форме монтажа модели токарного станка по дереву ТД-120 (обучающий стенд №1);

Фото 2. Обучающий стенд №1.
«Классическая модель токарного станка по дереву».

Фото 3. Основные части для сборки токарного станка ТД-120

  • промежуточный контроль выполнения монтажа модели токарного станка по дереву ТД-120 – самостоятельное фиксирование достижения успеха с помощью нового знания (сравнить свой вариант самостоятельной работы с эталоном);
  • самостоятельная работа по освоению нового знания – сборка модели токарного станка по дереву ТД-120, самоконтроль;
  • рефлексия деятельности – осознание обучающимися метода собственной познавательной деятельности на основе заданных алгоритмов.

Литература:

  1. В.Д. Симоненко.  Технология  6 класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.
  2. А.Т. Тищенко. Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2012.
  3. Коваленко В.И., Куленёнок В.В., Учебное пособие «Объекты труда 6 класс (обработка металла, древесины)» – М.: Просвещение, 1993г.
  4. Рабочая программа по техническому труду 6 класс.