Тире между подлежащим и сказуемым. 5-й класс, ФГОС

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учебник: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: расширять понятийную базу; учиться использовать на практике работу с главными членами предложения, продолжать работу над орфограммами и пунктограммами.

Задачи:

  • Обучающие:
    • обобщить знания обучающихся о главных членах предложения;
    • познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
    • вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
    • продолжить работу с текстом.
  • Воспитательные:
    • воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха на уроке;
    • воспитывать любовь к стране через привитие интереса и любви к столице нашего государства.

Тип урока: открытие нового знания.

Эпиграф к уроку:

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось…

А.С. Пушкин

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) – Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Ученики готовят себя к занятию. Цель: мотивация детей на работу.

УУД – личностные

2. Актуализация знаний (8-10 мин.) – Напишите словарный диктант «По лексическому значению узнай слово и запиши грамотно»:
  • маленькая книжечка, листы которой скреплены иголочками (брошюра)
  • группа экспертов, присуждающих премии на выставках, конкурсах (жюри)
  • прибор в виде раскрывающегося в воздухе большого зонта для прыжка с самолёта или спуска с него груза (парашют)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация)
  • маленькая чёрточка между словами (дефис)
  • внезапно (вдруг)
  • обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (просьба)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, текст… (синтаксис)
  • служебное сообщение, донесение младшего по званию (рапорт)
  • военное приветствие, отдание почестей кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием флага, поднятием обнажённой сабли (салют)
Ученики записывают диктант

Брошюра, жюри, парашют, пунктуация, дефис, вдруг, просьба, синтаксис, рапорт, салют.

УУД – познавательные, регулятивные, личностные
Новое слово:

Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.

Записывают новое слово, объясняя его лексическое значение.
3. Пробное учебное действие (5 мин.) – Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)
Т Ф И Р Ю Х Е Н Ф Х Ю
М Н Е Н Ж Ф Х Д У Ю П
О Д Н Х Ц Л Е Ц Х Ж Н
А Ю Ц Щ Х И М Н Ф И Ю
Ц С Ю Х К Н Ф А Ю З У
Х Ц Е Ф Н М Ю Х Ы Ф М
Ученики расшифровывают название урока: УУД – познавательные, регулятивные, личностные
коммуникативные
– Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях.
– Рассмотрите записанные на слайде предложения.
  • Москва – сердце нашей Родины.
  • Красная площадь – символ российской истории
  • Соборная площадь в Кремле – прабабушка всем московским площадям.

– Как можно объяснить постановку тире в предложении. Затрудняетесь?
– Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложении.
– Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Сказка

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.

Задача к сказке.

Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.

Читают на слайде предложения, записывают их и объясняют постановку тире.
4. Закрепление (7 мин.) – Выполните упражнение 169 (предложения 1, 7)

– Выполните синтаксический разбор предложения.

Собор Василия Блаженного – величайший памятник зодчества. (Предложение, повествовательное, невосклицательное)

Ученики записывают предложения:

1. Земля – кормилица.
2. Азбука – к мудрости ступенька.

Выполнение синтаксического разбора предложения.

УУД – познавательные и регулятивные
Кадры из фильма о Красной площади.

– Почему, говоря о Москве, мы вспоминаем Красную площадь?

– Запишите предложение из фрагмента фильма, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым

Красная площадь – каменное сердце Москвы.

– Объясните постановку тире в предложении.

Запись предложения из просмотренного фрагмента фильма.
5. Физкультминутка (1 мин.) Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Руками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Обучающиеся выполняют движения и произносят слова считалочки УУД – личностные
6. Закрепление материала (продолжение) (10 мин.) Выборочный диктант. Выпишите только те предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

Много на земле городов. У каждого города своё неповторимое лицо. Но есть один город на нашей голубой планете, имя которого исполнено особого смысла и звучания. Столица нашей страны – Москва. В песне поэт назвал её сердцем Родины. Это очень верно. Сердце, которое работает безостановочно. Его пульс слышит вся наша планета, люди всех континентов.

Учащиеся выписывают предложения

Столица нашей страны – Москва.

УУД – регулятивные, познавательные
7. Рефлексия (3 мин.)

Повторили, чем могут быть выражены главные члены предложения, что их называют грамматической основой. Узнали, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым. Цель – обобщить, сделать вывод, произвести самооценку.
8. Домашнее задание (1 мин.)
  1. § 34
  2. Упражнение 171 или 172.
  3. Или: напишите сочинение на тему «Главная площадь страны». (используйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым)
Обучающиеся записывают домашнее задание. УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Приложение 1