Логопедический тренинг "Игры с буквами"

Разделы: Логопедия


Цель логотренинга: привлечь внимание к проблемам формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

  • уточнить и расширить понятий «звук и буква»,
  • способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,
  • прививать интерес к совместной деятельности.

Оборудование и материалы: карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными буквами, рисунки-картинки «На что похожа буква», клубок ниток.

ХОД ТРЕНИНГА.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.
Наш тренинг мы назвали «Игры с буквами».

1. Чтение стихов детьми:

Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать

Мы по улице гуляем,
сами вывески читаем,
что какая буква значит,
узнаём издалека:

О кругла, как будто мячик,
Ж похожа на жука.

Логопед:Чтобы звуки произносить четко – надо подготовиться. Предлагаю детям выполнить артикуляционную гимнастику.

2. Сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Логопед Дети показывают
– Толстые внуки приехали в гости. «Толстячки» надули щёки.
– С ними худые, лишь кожа да кости. «Худышки» втянули в себя щёки.
– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. «Улыбка»
– Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка».
– Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи. «Чистим зубы»
– Блюдца поставят – положат блины нам. «Лопаточка»
– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. «Дуем на лопаточку»
– Блинчик жуём. «Жуём блинчики»
– Следующий блинчик – с вареньем закусим. «Вкусное варенье»
– Чашки поставим, чтоб чаю налили. «Чашечка»
– Вкусный был завтрак – мы губки оближем. «Облизываем губки по кругу»

Логопед: А сейчас, ребята, давайте покажем как хорошо мы знаем буквы

3. Отгадывание загадок (демонстрируются соответствующие картинки)

1. Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква … (А).

2. Гусь гуляет по дорожке
Гусь играет на гармошке
Буква эта похожа на гуся –
Изогнулась буква вся. (Г)

3. Эта буква – с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Напомнит нам бочонок с краном –
Угадайте же, ребята … (Б)

4. На качельке покачайся –
Буковку узнать старайся … (М).

5. Вот стоит, дымок пуская, буковка,
На ней – труба печная. (Д).

6. Полумесяц в доме темном
Буковкой повис над домом. (С).

7. Эта буква – ворота,
Проходи скорей сюда
Пойдем все дружно по тропе
И мы дойдем до буквы … (П).

8. Палочка, рядом две ровные дужки,
Вот и готовы очки … для лягушки (В).

9. Хватать, глотать умеют щуки
Другой не нужно им науки. (Щ).

10. Из ведра не просто так
Нам воды напиться
Нужен ковшик – этот знак
Чтобы не облиться.

4. Игра «Собери буквы»

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две – три части.

5. Игра «На что похожа буква»

– А теперь подумайте, на что похожа буква, которую вы нашли.

Подготовить соответствующие картинки: ребенок должен выбрать подходящую картинку и назвать)

А – лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б – барабан и палочки, кенгуру.
В – очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г – коса, семафор.
Д – домик, легковой автомобиль.
Е – сломанная расческа.
Ё – ежик несет два яблока на спине.
Ж – жук, снежинка.
3 – змейка, птица в полете.

6. Игра «Я найду слова везде»

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.

– Подбираем как можно больше слов со звуком, который обозначает первая буква вашего имени (дети называют слова по-очереди).

7. Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии)

– Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и пишет на его ладошке пальцем букву). А теперь откройте глаза и найдите картинку, в названии которой есть этот звук, и возьмите ее в руки.

7. Игра «Буквы на спине»

Логопед «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на столе (объединить по три ребенка). В итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д. Четвертый ребенок должен его прочитать)

8. Игра « Волшебник»

– А теперь давайте с вами мы превратимся в волшебников. Выложите букву Н, а затем превратите её в П.

9. Игра «Слово рассыпалось»

– Ой, ребята, посмотрите, что стало с нашими словами. Они рассыпались. Надо их собрать (собрать слово из букв: к-о-т, с-о-н, д-о-м).

10. Игра «Ленточки»

На полу лежат две ленточки-красного и синего цвета. Если буква обозначает согласный звук – нужно положить ее на синюю ленточку, если гласный – на красную.

11. Подведение итогов (чтение стихов детьми)

Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.

Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.

Пошипим и посвистим
Мы у логопеда!
Станем чётко говорить,
Одержим мы победу!

12. Игра «Паутинка»

Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом клубок ниток. В итоге получается паутинка.

Логопед: Спасибо, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы. Ребята, а Вам нравится играть вместе? Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!

Литература и другие источники информации:

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. М., 2005.
  3. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М. Аркти. 1997.